Урок русского языка в 6 классе.
Превосходная степень имён прилагательных.
Ц е л и у р о к а: познакомить со способами образования превосходной
степени имён прилагательных; научить правильно образовывать простую и составную формы превосходной степени, определять синтаксическую роль прилагательных в форме превосходной степени.
Личностные УУД. Саморазвитие.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция.
Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Переработка учебного материала в форму таблицы.
КоммуникативныеУУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Определите, в каком из
двух предложений есть прилагательные в сравнительной
степени. Какая часть речи представлена в другом предложении?
Докажите свою точку зрения.
1) Пиши мне обо всём как можно подробнее и мельче, как можно
мельче пиши, чтоб больше уписалось. (Ф. Д о с т о е в с к и й)
2) На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже.
(И. Ту р г е н е в)
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка домашней
работы.
III. Изучение нового материала.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а с теоретическим материалом
учебника (с. 14) под контролем учителя. Создание
таблицы на основе этого материала аналогично работе
на предыдущем уроке. Консультирование.
2. Внесение дополнений в таблицу после анализа предложения.
Из всех вариантов этот был наименее удачным.
3. Выполнение упр. 337, 338. У доски ученик выписывает
несклоняемые фамилии из упр. 338, дополняет эту группу
своими примерами, составляет с ними предложения, употребив
прилагательные в обеих степенях сравнения (как в
простой, так и в составной форме).
IV. Контроль за усвоением темы.
В каждой группе слов найдите ошибки в образовании
степени сравнения прилагательного, запишите в правильной
форме.
а) Меньше, тоньше, горше, красивше, младше, ближе, строже, длиньше;
б) прямее, гибче, кротче, получше, звончее, поплоше, краше, послабже;
в) более строгий, более лучше, самый высокий, самый красивейший.
Найдите среди слов второй группы такие, которые характерны
для народно-поэтической традиции. (Поплоше, краше.)
V. Подведение итогов урока. Учащиеся формулируют на
основе последней группы предупреждение о причине возникновения
речевых ошибок.
VI. Домашнее задание. Упр. 339. Д о п о л н и т е л ь н о:
дать характеристику 2—3 географическим объектам в сопоставлении
с аналогичными объектами. Закончить подготовку
к сочинению.
Литература:
1. Поурочные разработки. Бондаренко М.А. Русский язык в 6 классе. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Москва «Просвещение»2016