Урок русского языка в 6 классе.
Степени сравнения имён прилагательных.
Ц е л и у р о к а: познакомить с содержанием понятия степени
сравнения имён прилагательных; научить находить в тексте
прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Личностные УУД. Обогащение словарного запаса.
РегулятивныеУУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. Распознавание объектов.
Коммуникативные УУД. Совместная работа. Участие в диалоге.
Ход урока
Лингвистическая разминка.
— Сколько прилагательных в стихотворении А. Барто? Какие
слова похожи на прилагательные, но ими не являются?
Я смотрю — в избе мой брат, Шурка — слесарь в мастерской, сущ.
У него шинель до пят. Он такой степенный,
Он с запиской отпускной Представительный такой,
К нам пришёл на выходной. сущ. Прямо как военный. сущ.
— Подчеркните прилагательные как члены предложения.
— В чём особенность произношения слова шинель?
(Мягкий согласный перед е.)
II. Проверка домашнего задания.
— Какое из двух слов — безОбразный или безобрАзный
— образовано таким же способом, как и слова из домашней
работы (задание Урока 95)? (Первое слово образовано приставочно-суффиксальным способом, второе слово непроизводное.)
III. Изучение нового материала.
1. Сопоставление предложений.
1) Шаровары из алого дорогого сукна были запачканы дёгтем. (Н. Г о г о л ь)
2) Здоровье дороже золота. (П о с л о в и ц а)
3) Она мечтала купить самую дорогую брошь и бросить ею в лицо этой самодурке. (А. Ч е х о в)
Учащиеся находят прилагательные, подчёркивают их как члены предложения (в 3-м предложении учитель наводящими вопросами предупреждает ошибку), отвечают на вопрос: как вы думаете, прилагательные дорогой, дороже, самый дорогой — это разные слова или формы одного слова?
2. Чтение теоретических материалов учебника на с. 10.
3. Выполнение упр. 330.
4. Лексическая, орфографическая и словообразовательная работа со словами в рамках: лексическое значение, подбор антонимов, определение способов образования слов (непроизводные: большой, огромный). Орфоэпическая и
лексическая работа со словом колОсс (колосс Родосский —гигантская статуя бога солнца на острове Родосе в Греции, одно из семи чудес света; колосс на глиняных ногах (книжн., иронич.) — что-либо с виду внушительное, а на
самом деле слабое, хрупкое).
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т по вариантам:
1-й вариант
— выписать из предложений прилагательные в форме
сравнительной степени,
2-й вариант
— выписать прилагательные
в превосходной степени.
1) Я ответил с самым серьёзным видом. (А. Б е к) 2) Дом был очень
старый, деревянный, обшитый досками. (Ф. Гл а д к о в) 3) Их страсть
всё живее и сильнее, шире и сладостнее, чем у нас. (Н. Чернышевский) 4) Это была квартира прекраснейшая, лучшая в городе. (Н. А н д р е е в)
— В каком предложении нет прилагательных в форме степеней сравнения?
V. Подведение итогов урока. Как вы думаете, все ли
прилагательные имеют степени сравнения? Используйте
для ответа слова, которые встретились на уроке.
VI. Домашнее задание. Подобрать пословицы с прилагательными
в сравнительной степени.
Литература:
1. Поурочные разработки. Бондаренко М.А. Русский язык в 6 классе. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.
Москва «Просвещение»2016