СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание НЕ с существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание НЕ с существительными" по ФГОС.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание НЕ с существительными"»

Тема урока: Не- с существительными

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться строить логическую цепи рассуждений.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в предложениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.




Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.


Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу, спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Без учебы и труда не придет на стол еда.


Ученик. Нужно много трудиться, чтобы на столе всегда была еда.

Ученик. Учиться — значит получать новые знания и уметь ими пользоваться, они пригодятся в будущем.

Ученик. Учение не просто дается, нужно приложить много усилий, чтобы много знать и уметь.

Учитель. Вы готовы трудиться и получать новые знания? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда, проверим домашнее задание.

Те, кто выполнял упражнения 282 и 283, сравните свои ответы с эталоном, спроецированным на экран.

Эталон к упражнению 282

Основная мысль текста. Дон- легендарная русская река которая служила и продолжает служить людям.

Стиль текста – художественный.

(на ) юг- сущ.

1.(Что?) юг.

Н.ф. – юг.

2. Пост: нариц., неодуш., м.р., 2 скл., непост: В.п., ед.ч..

3. Протекает (куда?) на юг.



Эталон к упражнению 283

Радость (ж.р., 3 скл.), восторг (м.р., 2 скл.), огорчение (ср.р., 2 скл.), жалость (ж.р., 3 скл.), зависть (ж.р., 3 скл.), удивление (ср.р., 2 скл.).



Учитель. А те, кто написал: “Сочинение на тему “Первый снег”, подойдите ко мне с тетрадями. Ребята, выберите самое лучшее сочинение, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет его читать.

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 282 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?

Ученик 1. Я допустил ошибку. Неправильно определил падеж слова, потому что неверно задал вопрос.

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 283. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?

Ученик. Я допустил ошибку. Не смог определить склонение, потому что неправильно задал вопрос.

Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем сочинение и оценим сочинение-повествование по требованиям, спроецированным на экране.

Требования к сочинению повествованию.

1. Завязка.

2. Развитие действия.

3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).

4. Развязка.

Ученик.

Учитель. Оцените работу.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 6 класса по теме «Не- с существительными» ФИ________________________________________

Домашнее задание

упражнение № 282 , упражнение № 283, задание «Творческое задание»


Составление алгоритма


Карточка № 1


Задание «Корректор»


Карточка № 2


Карточка № 3


Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»

На каком уровне вы усвоили пройденный материал?

Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.

Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим?

Ученики. Да!

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Спишите с доски в тетрадь предложения, раскрывая скобки. Видно (Не)ряху по грязной рубахе.

(Не)приятель обратился ко мне с просьбой.

(Не)счастье, а беда случилась с ним.

Учитель. Проверьте по эталону.

Эталон

Видно неряху по грязной рубахе.

Неприятель обратился ко мне с просьбой.

Не счастье, а беда случилась с ним.


Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я написал слово не приятель раздельно.

Ученик. Я написала … .

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?

Ученик. Нет. Мы не знаем правила правописания НЕ в данных случаях.


4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Научиться писать не- с именами существительными. Научиться находить существительные с НЕ в предложениях и в тексте. Научиться использовать существительные в речи.

Учитель. Как сформулируем тему урока?

Ученики. Правописание не- с именами существительными.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод наблюдения.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Посмотрите на доску, прочитайте слова

Недруг непоседа не друг, а враг

Незнание неряха не правда, а ложь

Учитель. Что вы можете сказать?

Ученик. Не с существительными пишется слитно, если можно подобрать синоним.

Ученик. Не с существительными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.

Ученик. Не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

Учитель. Прочитайте параграф, правильно ли вы сформулировали правило?

Ученик.

Ученик.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. 1 группа, представьте свой алгоритм.

Группа 1.

Алгоритм 1.

Учитель. 2 группа, теперь вы.

2 группа.

Алгоритм 2.



Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?

Ученики. У 2 группы, потому что он краткий и понятный.

Учитель. Запишем его в тетрадь.

Учитель. Давайте закрепим алгоритм. Прочитайте слова, записанные на доске, объясните, используя алгоритм.

Ученик. Недруг – можно подобрать синоним, враг, поэтому пишется слитно.

Ученик.

Ученик.

Учитель. Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?

Ученики. Можем!

Ученик. Я допустил ошибку в слове неприятель, поставил раздельно. Но слово с не пишется слитно, потому что можно подобрать синоним.

Учитель. Я допустил ошибку .

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Теперь будем работать над закреплением орфограммы и выполним упражнение фронтально 285.

Ученик.

Ученик.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?

Ученик. Да. Нужно еще поработать.

Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Выполните упражнение 286.

Учитель. Первая группа прочитайте слова, которые без не не употребляются.

Вторая группа – слова, к которым можно подобрать синоним.

Учитель. Правильно ли вы рассуждали, работая в группе, проверьте по эталону.

Эталон к упр 286.

Горе – несчастье, беспорядок – непорядок, болезнь – нездоровье, ложь – неправда, грубость – невежливость, подозрительность – недоверие, враг – недруг.


Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в группах?

Ученик. Нет. Мы работали в команде, подсказывали друг другу. Например, мой одноклассник сделал ошибку в .

Учитель. Продолжаем закрепление. Поработаем в парах. Составьте предложения по картинке словами по теме урока. Объясните написание орфограммы.

Учитель. Прочитайте, какие предложения вы составили.

Ученик.

Ученик.

Учитель. Кто может дополнить?

Ученик.

Ученик.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?

Ученик. Да. Но, мы уже увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Вы уверены в своих умениях?

Ученики. Да!

Учитель. Тогда откройте карточку 1. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите не в словах.

Карточка 1.

(Не)нависть к врагу; остановиться в (не)решительности; (не)вежливость, а грубость; страшное (не)настье; (не)правда , а ложь; выразить (не)годование; (не)внимательность на уроке; несмелость друга; весёлый (не)поседа; (не)друг, а враг; (не)серьезность в работе.


Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке 1.

Ненависть к врагу; остановиться в нерешительности; не вежливость, а грубость; страшное ненастье; неправда , а ложь; выразить негодование; невнимательность на уроке; несмелость друга; весёлый непоседа; не друг, а враг; несерьезность в работе.


Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?

Ученик. В основном с заданием справился. Но …

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. Работа по заданию «Корректор». Исправьте ошибки в предложениях.


  1. Недоверие, а сомнение закралось в сердце.

  2. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

  3. С не ряхой мало кто общается.

  4. В любом ожидании страшнее всего не известность.

  5. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.

Учитель. Проверьте по эталону.

Эталон к заданию «Корректор».

1. Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

2. Случившееся показалось мне настоящим несчастьем.

3. С неряхой мало кто общается.

4. В любом ожидании страшнее всего неизвестность.

5. Трудно преодолеть неловкость, когда оказываешься среди незнакомых людей.


Учитель. Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?

Ученик. Я ошибся в написании слова неловкость, не смог правильно подобрать синоним.

Учитель. А можешь объяснить?

Учитель. Продолжаем работу над закреплением. Выполните задания.

Карточка №2. Спишите пословицы, раскрывая скобки.

Друг познаётся в(не)счастье. Люди пишут (не)пером а умом. Ученье в счастье украшает, а при (не)счастье – утешает. (Не)вежа был, квашню раскрыл. (Не)прямота бранится, а задор.

Учитель. Проверьте по эталону.

Эталон к карточке № 2.

Друг познаётся в несчастье. Люди пишут не пером, а умом. Ученье в счастье украшает, а при несчастье – утешает. Невежа был, квашню раскрыл. Не прямота бранится, а задор.


Учитель. Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились. Мы научились правильно писать НЕ с существительными.

Учитель. Тогда со следующим заданием вы справитесь быстро.

Карточка №3. Спишите, вставляя пропущенные буквы в именах существительных.

Компьютер…ик, экскаватор…ик, автомат…ик, обман…ик, лет…ик, смен…щик, развед…ик, бакен…ик, камен…ик, спор…ик.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

Эталон к карточке № 3.

Компьютерщик, экскаваторщик, автоматчик, обманщик, летчик, сменщик, разведчик, бакенщик, каменщик, спорщик.



Учитель. Поднимите руки те, кто все выполнил задание без ошибок? Какие затруднения вы испытывали?

Ученик.

Ученик.

Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, вставляя пропущенные буквы?

Ученики. Нет! Мы не знаем.

Учитель. А значит, какая будет тема следующего урока?

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок? Что нового узнали на этом уроке?

Ученик. Мы узнали, что существительные, которые не употребляются без не, пишутся слитно.

Ученик. Мы много закрепляли, особенно понравилось задание «Корректор».

Учитель. Мне понравилось составлять алгоритм.

Учитель.

Запишите домашнее задание:

  1. П 51, Упражнение 289.

  2. Упражнение 288.

  3. Карточка № 4

Карточка 4

Закончите предложение так, чтобы было противопоставление.

(Не)погода помешала уборке снега, а …

(Не)удача помогло исследователю, а …

(Не)друг ты мне, а …

(Не)воля ожидала его, а …

Говорить (не)правду, а ...

Жизнь красна (не)днями, а ...

(Не)работа сушит, а ...


Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!


Скачать

© 2019 1866 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!