СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе Правописание суффиксов существительных чик, щик

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе Правописание суффиксов существительных чик, щик»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

г. Выксы Нижегородской области.












Урок русского языка


«Правописание суффиксов –чик/-щик».


Методическая разработка урока

(для учащихся 6 класса).










Разработала

Полякова Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 8 г. Выксы








Предмет – Русский язык.

Класс – 6

Тема – "Правописание суффикса –ЧИК (-ЩИК)."

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

  • изучить правило написания букв Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик);

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

  • научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи .

Развивающие:

  • развивать умение делать самостоятельные выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий;

  • развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.

Воспитывающая:

  • воспитывать потребность в знаниях, любовь к родному языку.

Оборудование к уроку:

  • Комплект карточек с дифференцированными заданиями для самостоятельного изучения нового материала.

  • Карточки с заданиями для работы по развитию речи.

  • Комплект карточек с дифференцированными заданиями для самостоятельной работы.

  • Карточки для индивидуальной работы у доски.

  • Презентация урока.

  • Компьютер и мультимедийный проектор.







План урока.


Этапы урока



Хронометраж


1.Мотивационно-ориентировочный этап урока.


1)Приветствие. Оформление тетради.


2) Актуализация опорных знаний.




3 м.

8 м.

2. Исполнительский этап урока.


1) Постановка учебной задачи.


2) Исследовательская работа.

3) Проверка правильности восприятия нового материала.

4) Отработка открытого способа работы с орфограммой.

5)Творческая работа.

6) Самостоятельная работа.




2 м.


4 м.


4 м.


8 м.


3 м.


5 м.




Домашнее задание.



1 м.


3. Рефлексивно-оценочный этап урока.


1) Вывод по уроку.

2) Оценка эмоционального состояния детей на уроке.

3) Завершение урока.




3 м.

Содержание урока.


1 Мотивационно-ориентировочный этап урока.


1)Приветствие. Оформление тетради.

2) Актуализация опорных знаний.


Сегодня мы начинаем знакомство с основными способами образования имен существительных. Ребята, назовите основные способы образования слов в русском языке.

Как вы думаете, какой способ образования существительных является наиболее частым?


(Кадр 1 презентации. Приложение 1)

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

Работа с упражнением 107.

При выполнении данного упражнения необходимо определить, от каких слов образованы существительные. Записать их по предложенному образцу, называя значение суффикса.

Игра «Кто это?» (Кадр 2 презентации. Приложение 1)

А теперь поиграем в игру «Кто это?».

По суффиксу нужно восстановить название профессии.

-Ник-, -ист-, -ец-, -тель-, -чик-.


2. Исполнительский этап урока.


1) Постановка учебной задачи.


А) Постановка проблемы.

Последний суффикс очень интересный. Дело в том, что у него есть «брат-близнец» - суффикс –ЩИК.

Ребята, запишите фонетическую транскрипцию данных слов:

Возчик, сварщик.

(Кадр 3 презентации. Приложение 1)


Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

(произношение не соответствует написанию).


Б) Определение темы и постановка задач урока.

Попробуйте сами определить, над изучением какой темы мы будем работать на сегодняшнем уроке. Правильно «Правописание суффикса чик (щик)».

Запишите в рабочие тетради тему урока.

(Кадр 4 презентации. Приложение 1)

А какова цель сегодняшнего занятия, чему мы должны научиться, каких результатов достигнуть?

(Кадр 5 презентации. Приложение 1)

2) Исследовательская работа. (Кадр 6 презентации. Приложение 1)

Итак, что мы должны узнать? Я предлагаю вам попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно, работая в группах.


Самостоятельное изучение нового материала.

Работа по группам (дифференцированные задания)

Карточка 1 Приложение 2.

(Во время выступления представителей от групп и общего обсуждения участники других групп задают вопросы на понимание.)

3) Проверка правильности восприятия нового материала.

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных. (Кадр 7 презентации. Приложение 1)

Буквы, притягивающие суффикс –чик-, содержатся во фразе «Я тоже здесь». Запомните её. (Кадр 8 презентации. Приложение 1)

Физкультминутка.

4) Отработка открытого способа работы с орфограммой.



Выполнение упражнения 110 Отработка навыка опознавания и проговаривания выбора суффикса.

Запись под диктовку (2 ученика за доской)

Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, лётчик. Объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, бакенщик, сварщик, компьютерщик.

Взаимопроверка. (Кадр 9 презентации. Приложение 1)

+ Выполнить словообразовательный разбор слова рассказчик

Выполнить морфемный разбор слова автопогрузчик

Вопрос на восприятие:

  • «После каких букв пишется суффикс чик?»

  • «Какое значение имеют слова с чередующимся суффиксом?»

  • «Какой суффикс пишется в словах, обозначающих названия профессий лиц женского пола?»

5)Творческая работа. (Кадр 10 презентации. Приложение 1)

Карточка 2. Приложение2.

6) Самостоятельная работа. (Кадр 11 презентации. Приложение 1)

А теперь примените полученные вами знания в самостоятельной работе, которую я проверю у всех на оценку. Вы можете пользоваться составленной схемой.

Работа по группам. Дифференцированное задание.

Работа с карточкой 3. Приложение 2.

Домашнее задание. (Кадр 12 презентации. Приложение 1)

& 80 правило.

Упр.111

3. Рефлексивно-оценочный этап урока. (Кадр 13 презентации. Приложение 1)

Посмотрите ещё раз на цели, которые мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?

Что не получилось?

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

Сумели ли вы показать свои знания?

Что вам в этом помогло?



Мне очень понравилась работа класса на сегодняшнем уроке. Особенно активно работали….

Всем большое спасибо. Урок окончен.

(Кадр 14 презентации. Приложение 1)