СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе с самоанализом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Слово - основная единица языка" с самоанализом

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе с самоанализом»

Самоанализ урока

  1. Урок русского языка в 6 классе по теме «Слово – основная единица языка». Тип урока: открытия нового знания.

При подготовке урока я ставила перед собой следующие задачи:

А) образовательную: дать представление о слове как основной единице языка;

Б) развивающие: развитие УУД познавательных: это работа с информацией, заданной в явном виде; поиск аргументов в соответствии с поставленной задачей; умение представить информацию в виде схемы (кластера); регулятивных: умение ставить цели для работы; двигаться в соответствии с планом работы; оценивать работу; коммуникативные: уметь договариваться; высказывать свою точку зрения; отстаивать своё мнение; я работаю по освоению детьми функциональной грамотности, конкретно читательской, и в данном уроке это также нашло отражение при преобразовании текстовой информации.

В) воспитывающие: воспитание патриотизма; неравнодушного отношения к своей малой Родине.

  1. С точки зрения филологии мне удалось реализовать все поставленные задачи. Дети поняли, что слово – это основная единица языка. Этому способствовало то, что я использовала проблемную ситуацию с применением социального ролика; фронтальную беседу с элементами дискуссии; работу с текстом в разных вариантах.

  2. Из методических приёмов, которые оказались, на мой взгляд, наиболее эффективны, могу отметить «найди ошибку», «яркое пятно» - это соц ролик и беседа по нему, «закончи предложение», «дополни схему», «из слова – в предложение».

  3. На уроке использовались разнообразные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения и частично поисковый (эвристический).

  4. Из форм работы я сегодня предпочла фронтальную работу, так как именно благодаря ей удалось вовлечь в деятельность практически всех ребят (делала ставку на эту работу, но не на всех этапах получилось сделать это активным, возможно, не все дети не поняли задание). Работа в парах была минимальной, так как считаю, что именно на этом уроке она была бы невыигрышной.

  5. Считаю урок достаточно продуктивным. Дети двигались по этапам, им было понятно, какие задачи нужно решить, к какому выводу прийти. Это было видно на этапе рефлЕксии: дети отметили, что для них было полезно….. Кстати, был вариант, что ребёнку было неинтересно. Есть над чем подумать! Вообще не всё оказалось так, как должно было быть. Но я предполагала, что надо рассмотреть не один вариант хода урока, готовилась к изменению сценария урока, пришлось быстро перестраиваться….

  6. Ну и немного в общем: дети, как мне кажется, были активны, мы первый раз друг друга видим, а как будто я с ними давно работаю. Думаю, здесь большое спасибо надо сказать их учителю – они легко контактируют с человеком, коммуникабельны. А в целом – большое спасибо 4 школе! Всегда считала её передовой в городе, а детей-то не знала. Убедилась, что школа работает в системе. В который раз, участвуя в различных конкурсах, делаю для себя открытия о хороших людях, о новом, что ещё не освоено, и радуюсь: сколько бы мне ни приходилось что-то познавать новое – я обучаемая!







































План урока

  1. Приветствие

  2. Определение проблем

  3. Ролик и беседа

  4. Сведения и кластер

  5. Словарная работа

  6. Возвращение к проблемам. 1+

  7. Чувства – предложения

  8. Исправление текста

  9. Возвращение к проблемам. 2+

  10. Возвращение к проблемам. 3+

  11. Д/з

  12. Рефлексия

Ход урока

  1. Приветствие

Здравствуйте! (руками – вниз)

- Скажите, ребята, что я сейчас передала вам самым первым словом? – Приветствие.

- А можно друг друга приветствовать без слов? Покажите!

- Теперь представьте, что вам надо общаться с человеком полчаса, только с помощью мимики и жестов. Много вы о нём узнаете? - Нет.

- Значит, что для нас важно в общении? – Слова. Ну настало время вам обо мне узнать с помощью слов, что зову меня Светлана Львовна.

Итак

  1. Определение проблем

Сегодня я хочу предложить вам выступить в роли исследователей. Ну раз мы вышли на важную роль слова, то вам нужно будет доказать, что слово – это основная единица языка.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока: ПИШУ НА ДОСКЕ:

Слово – основная единица языка

- Что мы можем попытаться доказать? Предложите свои версии.

Приклеиваю листы ниже по слова детей.

  • Без слов не может быть предложения

  • Без предложения не может быть текста

  • Без текста мы не можем выразить знания, эмоции

- План действий понятен?

  1. Ролик и беседа

А теперь внимание на экран.

Беседа:

- Вас что-то удивило в этом ролике?

- А позитивные эмоции появились?

- Я думаю, вы уже догадались, о каком слове сейчас пойдёт речь. Это слово? – РОССИЯ. (Приклеить посередине доски)

  1. Сведения и кластер

Нам необходимо провести для исследования важные наблюдения.

- Что же мы знаем об этом слове?

Слайд 1

Посмотрите на слайд, где содержатся различные сведения о происхождении слова «Россия», ЧИТАЮ:

  1. Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси».

Как возникли и что исторически

означали слова «Русь», Россия».
2. «Русь – светлое место! Страна света».

Романовский С.В.. «Русь».

  1. По славянской теории корень РУС имеет значение «красный, рыжий».

Сижук Т..Старинное значение

слова «русь».

  1. Сторонники другой теории предполагают, что страна получила имя по названию реки Рось — правого притока Днепра.

Хорошев Е.В.. «Происхождение названия

«Русь»: история и этимология». 

  1. Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом.

«Как возникли и что исторически

означали слова «Русь», Россия».



Где-то у нас на партах есть листочки со словами, подходящими к этим описаниям. Давайте дополним кластер к нашему ключевому слову – о происхождении названия (выходят, клеят).





















  1. Словарная работа

- Запишите в своей тетради с красной строки наше главное слово из кластера:

Россия (проверьте, у всех в слове удвоенная С? А кто знает, почему в слове две С, ведь на нашем слайде везде исходно одна С? Изначально от слова «Русь» наша страна называлась «Русия» или «Росия». Благодаря Петру I появилось 2 буквы С: в западных источниках Средневековую Русь именовали «Rossia». Петру это понравилось, и он, недолго думая, просто добавил недостающую букву. Царь!

Выделите морфемы в этом слове: Россия (я)

Давайте попробуем подобрать к нему однокоренные и тоже определим их состав (по желанию): российский, россияне, Русь, русский.



  1. Возвращение к проблемам. 1+

- Ну что, приблизились мы к решению наших проблем? – Нет.



  1. Чувства – предложения

- Скажите, можете вы выразить одним словом чувство, которое в вас вызывает слово «Россия»? – Гордость, радость, счастье, любовь.

- Давайте попробуем создать предложения – такие, чтобы вы выразили свои чувства, говоря о родной стране! Работаем в парах. (Слушаем 3-4)

- Какой вывод можете сделать по 1й проблеме? – Решили. Нашли, что если есь слова, их можно сложить в предложения, значит – ВВЕРХ – без слов не может быть предложения. ПЛЮС



  1. Исправление текста

А что дальше? Нужен текст.

Прочитайте содержание слайда. Это текст? – Нет. Почему? – Нет связи между предложениями, нарушена логика.

Предлагаю вам исправить этот текст. Работа в группах по 4 человека. Обсудите варианты и в своей тетради в одну строку запишите через запятую номера предложений так, чтобы при прочтении получился текст. И придумайте, как вы закончите здесь 4е предложение.

Слайд 2

3 Всю свою жизнь человек делает открытия. 5 Он познаёт местность, где родился и вырос, узнаёт людей, природу. 1 Лес и вода, металл и камень – вот основа, на которой стоит Урал. 6 Благодаря ей начиналась когда-то и история Первоуральска. 2 Дома, улицы, скверы, памятники – всё это застывшая память прошлого. 4 Моя память – это любимое место в городе….

Верно: 3, 5, 1, 6, 2, 4.

Давайте послушаем, какие тексты получились (По желанию, до верного). Молодцы! Кстати, это текст я для вас создала, воспользовавшись информацией очень хорошей книги о Первоуральске, которая есть в школьных библиотеках нашего города (Показать)

  1. Возвращение к проблемам. 2+

Скажите, решили мы вторую проблему? – Да, из предложений создали текст. ПЛЮС.

  1. ДЗ – С этой нашей работой будет связано ДЗ.. Поговорите дома с близкими, запишите с их слов: что для них значит наш город, какие у них в нём есть любимые места. Объём – до 10 предложений.

  2. Возвращение к проблемам. 3+

Возвращаемся к нашим задачам. На что мы вышли в конце ваших текстов и в ДЗ? – На знания и эмоции.

В списке задач что-то изменилось? – Да. Ставлю третий ПЛЮС маркером.

  1. Рефлексия

- Вам удалось побывать в роли исследователей?

- Давайте попробуем оценить себя, свою работу.

Слайд 3

На слайде для вас две фразы. Закончите их! Пожалуйста, по желанию!

СЕГОДНЯ УРОК БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ ПОЛЕЗЕН, ПОТОМУ ЧТО……….

СЕГОДНЯ УРОК НЕ БЫЛ ПОЛЕЗНЫМ, ТАК КАК………… ( у него спросить: ты уже знал что-то из услышанного?)

Благодарю вас за урок! Он получился! Вы молодцы. Это очень трудно – работать с незнакомым человеком, да ещё при этом приобрести знания. Спасибо вам, ребята! Вы классные!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!