СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме "Изменение глагола по временам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме "Изменение глагола по временам"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме "Изменение глагола по временам"»

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа п. Усть-Уда»














Открытый урок русского языка в 7 классе по теме:

«Изменение глагола по временам»























Подготовила: Лбова Раиса Никифоровна, учитель 1 кв. категории









февраль 2025г.


Тема урока: Изменение глагола по временам

Цель урока: формировать умение различать и изменять глаголы по временам.

Задачи урока:

Образовательные: упражнять в распознавании глаголов среди других частей речи; расширить знания о роли глагола в речи, формировать умение изменять и правильно употреблять временную форму глагола.

Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас; развивать внимание, воображение, связную речь, навыки самоконтроля.

Воспитывающие: прививать интерес к предмету, воспитывать мотивацию к учению. Тип урока - комбинированный

Оборудование: демонстрационные таблицы, карточки с текстом, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент (готовность к уроку)

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте настроимся на хорошую плодотворную работу и покажем, что мы знаем и умеем. слайд 2

Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь,

И к знаниям откроешь путь!»

-Давайте прочитаем хором наш девиз.

II. Актуализация знаний Повторение изученного

1. -Какую часть речи мы с вами изучаем?

-Дайте определение глаголу и приведите пример (таблица на доске)

2. -А если вы отгадаете слова, заменив мою фразу одним глаголом, то узнаете имя ещё одного гостя на нашем уроке. слайд 3


У. Когда ты Выражаешь свое мнение, доказываешь свою правоту. Ты что делаешь?

Д. Споришь.

У. ты Относишься с уважением к людям.

Д. Уважаешь.

У. Обратишься к кому-либо с вопросом.

Д. Спросишь.

У. Подвергаешься опасности, риску.

Д. Рискуешь.

У. Мужественно переносишь боль.

Д. Терпишь.

У. Не забываешь о дорогих тебе людях.

Д. Помнишь.

- Прочитайте слово по вертикали, используя выделенные буквы: Пушкин.

– Пушкин А.С.- гость нашего урока (портрет) слайд 4

Все эти глаголы есть в высказывании о Пушкине.

Прочитайте:

"Он умел спорить и отстаивать истину; глубоко уважал близких по духу ему людей; рисковал говорить правду, терпел цензуру; всегда любил спрашивать, узнавая что-то новое; помнил о дорогих ему людях".

- Глаголы помогают нам охарактеризовать человека!


3. Вспомните, по какому признаку мы различали глаголы на прошлом уроке? По временам

- Какого времени бывают глаголы? Таблица слайд 5


- Как определить время глаголов? (по вопросам)

- Расскажите о настоящем времени глагола и приведите пример,

о прошедшем, о будущем.


IV. Изучение новой темы

1. Определение темы урока – Послушайте стихотворение:

-Этот хитренький глагол слайд 6

Себе время изобрёл.

«Ухожу» - кричит сегодня.

«А вчера - кричал- ушел».

«Завтра – скажет - я уйду!»

Изменился на ходу! (карточки с глаголами)

- О чем это стихотворение? ( Глаголы могут изменяться по временам)


- Изменение глаголов по временам- тема сегодняшнего урока. слайд 7

- Запишите в тетрадях число и тему урока. (с экрана)

- Подумайте, чему мы будем учиться на уроке, исходя из темы?

/Будем учиться изменять глаголы по временам/

-Для чего нам это нужно знать и уметь?

/Чтобы использовать в речи глаголы в правильной форме, развивать наш словарный запас, чтобы речь была красивой и грамотной./

А.С. Пушкин в своих произведениях использовал множество глаголов, описывая пейзажи. - А что такое пейзаж? (картины природы)


Он писал пейзажи словами так образно, что мы видим в своём воображении всю красоту природы, которую он видел сам.


2. Изменение глаголов по временам слайд 8

- Прочитайте строки из стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и представьте картину природы:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами

Блестя на солнце снег л..жит,

Прозрачный лес один ч..рнеет,

И ель сквозь иней з..л..неет,

И речка подо льдом бл..стит

-Какой пейзаж возник в вашем воображении?

Посмотрите, как художник изобразил похожий пейзаж. (картина)


- Назовите глаголы, которые использовал Пушкин в описании пейзажа.

-Нужно выписать каждый глагол, объяснив пропущенные орфограммы,

изменить его по временам.


Работа у доски

-Разделим страницу тетради на 3 столбика: таблица с вопросами

Наст.вр. Прош.вр. Буд.вр. (карточки на доске )


лежит лежал ляжет

чернеет чернел почернеет

зеленеет зеленела позеленеет

блестит блестела заблестит

Вывод:

-Что мы делали с глаголами в этом задании?

-Что нам помогало изменять глаголы по временам?


- Сделаем паузу динамическую: слайд 9

Встали дружно, улыбнулись.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, оглянулись,

Вы, конечно, лучше всех!

Все присели, дружно встали,

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, улыбнулись.

Вы, конечно, лучше всех!


3. Наблюдение за глаголами -Ещё раз обратимся к Пушкину

-Как называется стихотворение? Знакомо вам оно?

-Прочитайте стихотворение про себя и подберите нужный глагол из скобок.

НА КАРТОЧКАХ

А.С. Пушкин "Зимняя дорога" слайд 10

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.


По дороге зимней, скучной

Тройка борзая ... (летит, бежит, несется),

Колокольчик однозвучный

Утомительно ... (звенит, бренчит, гремит).


-Какой глагол вы выбрали для тройки лошадей? -Для колокольчика?

Поэт выбрал -…

-Спишите стихотворение (вторую часть) в тетрадь, выбрав нужные глаголы.

Задание: Подчеркните все глаголы и укажите их время.


Проверка: -Сколько глаголов нашли? прочитайте все глаголы. В каком времени употребил глаголы в этом стихотворении поэт?


5. Творческая работа

- Попробуйте прочитать стихотворение употребив все глаголы в форме прошедшего времени. …..

-Что нарушилось в стихотворении? (Нарушилась рифма стихотворения).

-Каждое слово в стихах Пушкина подобрано так верно, что нельзя пытаться что-то изменить в его стихах!

-Важно правильно употреблять временную форму глагола в русском языке!

V. Домашнее задание: слайд 11

в домашнем упражнении вам нужно будет изменить глаголы по временам. Запишите в дневниках: с.165 упр.211



VI. Итог урока - Подведём итог:

- Какая часть речи сегодня была главной на уроке?

- Как изменяются глаголы? -Что нам помогает определить и изменить время глагола?


VII. Рефлексия слайд 12

-Оцените свою работу на уроке. Закончите предложение, выбирая слова из правого столбика:

  1. На уроке я работал …

активно, нехотя

  1. Своей работой на уроке я …

доволен, недоволен

  1. За урок я …

устал, не устал

  1. Моё настроение стало …

хуже, лучше

  1. Материал урока для меня был …

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен


-И я довольна вами , вы хорошо работали и заработали хорошие оценки:

слайд 13