СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Буквы о, а на конце наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе на тему: "Буквы о, а на конце наречий"»



Урок русского языка в 7 классе на тему:

«Буквы А – О на конце наречий»

Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о на конце наречий с приставками: из, до, с, в, на, за; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.

Образовательные результаты:

Личностные: 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные:

осуществляют выбор гласной а или о в зависимости от приставки;

- научатся объяснять написание гласных на конце наречий;

- применяют орфографическое правило при записи предложенных текстов.

Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Регулятивные: осознают  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией, обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, учебник, компьютер, проектор.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, элементы технологии проблемного обучения.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя.

Ребята, я рада приветствовать вас.

Итак, начнём.

  1. Актуализация знаний

Какую часть речи мы изучаем.(Наречие)

Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы.

1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?(наречие)

2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака)

3.изменяется наречие по падежам, родам числам?(не изменяется)

4.В предложении бывает ( обстоятельством)

5.Группы наречий по значению: (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели)

6.Степени сравнения наречий (простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная)

7. Какие орфограммы изучили ( Ь после шипящих на конце наречий, о, е после шипящих на конце наречий под удар о, безудар е)

-5 минутка сам. работа. ( карточки)


Тему урока определим вместе, после того как выполним последующие задания. Откроем тетради, запишем число, классная работа, для темы оставляем одну строчку.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Читаем предложения и сразу выписываем наречия и выделяем суффиксы

Учащиеся читают:

  • Раньше мы редко ездили отдыхать на море.

  • Солнце изредка показывалось из-за туч.

  • Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.

  • Я посмотрел налево, потом направо.

  • Стриж метнулся вправо.

  • Пол был вытерт досуха.

  • На улице было солнечно, сухо и пыльно.

  • Он заново начал писать сочинение.

  • За окном снова начался дождь.

Учитель: Найдите в них однокоренные.

Учащиеся. Редко, изредка, слева, налево, справа , направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Возникновение проблемной ситуации. Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?

Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.

Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?

Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные? (Учебная проблема как вопрос).

Учитель: Над какой темой будем работать?

Учащиеся (формулируют тему урока): Буквы А - О на конце наречий. Формулируют цели урока.

Исследуйте слова. Что в них общего?

Слева (левый), затемно (тёмный), досуха (сухой), изредка (редкий), начисто (чистый), вправо (правый).

( Образованы от прилагательных, способ образования - приставочно - суффиксальный)

  • Распределите слова на две группы. По какому принципу будете делить? (с суффиксом о и суффиксом а).

  1. Работа в тетради. Проверим выполнение задания.

  • Почему в одних случаях суффикс - а, а в других суффикс - о?

  • Там, где суффикс - а, вижу приставки...из, до, с

  • Там , где суффикс - о, вижу приставки...в, на, за

  • Когда же пишем суффикс - о, а когда суффикс - а?

(О с приставками в, на, за; суффикс - а с приставками из, до, с)

Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?

Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в -, на -, за- пишутся с -о на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.


Работа в кластерах –запишите графически


Учитель: Ребята, есть очень хороший способ проверки при помощи слова ОКНО.

Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка

из - давн из окна

до - красн а до окна

с- прав с окна


в- лев в окно

на - глух о на окно

за - прост за окно



Исследование.

Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно, досрочно, доходчиво, излишне, доверчиво

Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учащиеся: Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква -о.

Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный, досрочный, доходчивый, излишний, доверчивый.

Учитель:

вывод: Это правило не распространяется, если наречия образованы суф способом от прилагательных с этими приставками.

  1. Усвоение новой темы.

Работа с учебником упр.51

Физкультминутка.

  1. Закрепление темы

Закрепительные упражнения на карточках.

I группа

Выборочно-распределительная работа

Выпишите в первый столбик наречия с приставками за-, на-, в- и суффиксом -о, во второй столбик - слова с приставками из-, до-, с- и суффиксом -а. Приставки и суффиксы выделите.

Засветло, задолго, изредка, издавна, вправо, влево, справа, слева, запро­сто, заново, издалека, изжелта-бледный, направо, налево, добела, дотемна, начисто, насухо, сызнова.

II группа

Словообразовательная работа

С помощью сочетания приставок и суффиксов: за-, на-, в— о и из-, до-, с— а, образуйте возможные наречия от корней и основ слов: -чист-, -лев-, -прав-, -нов-, - сух-, -бел-


Б) Самостоятельная работа.

Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) издавн…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1) слев…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4) дочерн…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…


6. ИТОГ

  1. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

  2. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?

  3. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?

  4. Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Рефлексия.

Продолжи предложение
1) Я научился…
2) Больше всего мне понравилось…
3) Труднее всего мне было…


7. Домашнее задание.

1. По желанию – написать сочинение – миниатюру с использованием наречий на данное правило. (тема – любая)

2. выучить правило на стр. 181

3. упр. 53



Приложение

1.Заполни таблицу.




Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное



Краткие имена прилагательные

 


Глаголы


 

Наречия





2.«Третий лишний» вставь букву, выдели орфограмму, подчеркни лишнее слово.

Убаюкивающ…, блестящ…, горяч….

Трескуч…, нехорош…, могуч….

Жгуч…, свеж…, ещ….





1.Заполни таблицу.




Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное



Краткие имена прилагательные

 


Глаголы


 

Наречия

















2.«Третий лишний» вставь букву, выдели орфограмму, подчеркни лишнее слово.

Убаюкивающ…, блестящ…, горяч….

Трескуч…, нехорош…, могуч….

Жгуч…, свеж…, ещ….







Слева (левый), затемно (тёмный), досуха (сухой), изредка (редкий), начисто (чистый), вправо (правый).



















































Катрочка 2

  • Раньше мы редко ездили отдыхать на море.

  • Солнце изредка показывалось из-за туч.

  • Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.

  • Я посмотрел налево, потом направо.

  • Стриж метнулся вправо.

  • Пол был вытерт досуха.

  • На улице было солнечно, сухо и пыльно.

  • Он заново начал писать сочинение.

  • За окном снова начался дождь.

























I группа

Выборочно-распределительная работа

Выпишите в первый столбик наречия с приставками за-, на-, в- и суффиксом -о, во второй столбик - слова с приставками из-, до-, с- и суффиксом -а. Приставки и суффиксы выделите.

Засветло, задолго, изредка, издавна, вправо, влево, справа, слева, запро­сто, заново, издалека, изжелта-бледный, направо, налево, добела, дотемна, начисто, насухо, сызнова.















II группа

Словообразовательная работа

С помощью сочетания приставок и суффиксов: за-, на-, в— о и из-, до-, с— а, образуйте возможные наречия от корней и основ слов: -чист-, -лев-, -прав-, -нов-, - сух-, -бел-







Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) издавн…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1) слев…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4) дочерн…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…






Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) издавн…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1) слев…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4) дочерн…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…





Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) издавн…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1) слев…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4) дочерн…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…





Найди четвертое лишнее:

1. 1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…,4)докрасн…

2.1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

3.1) издавн…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

4.1) налев…, 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…

5. 1) слев…,2) сгоряч…, 3)издавн…, 4) дочерн…

6. 1)занов…, 2)засветл…,3)дотемн…,4)намертв…




























































1.(из)давн__,

2.(с)лев__,

3. (до)статочн__,

4. (с)прав__,

5. (до)темн__,

6. (до)стойн__,

7. (из)далек__,

8. (с)горяч__.

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. 2. Графически объясните знаки препинания в предложениях. 3. Сделайте морфемный разбор слов. (I группе – задание 1, II группе – задания 1 и 2, III группе – задания 1,2,3)

  • Окна вагона часто бывали наглух.. залеплены снегом. (А. Гайдар)

  • Небо было раскалено почти добел .. (М. Горький)

  • Корабль раскачивало направ..и налев.. . (В. Короленко)

  • Изредк.. из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

  • Сгоряч.. не добудешь калача. (Русская пословица)

  • Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух.. (Узбекская поговорка)

  • Рыбак рыбака видит издалек.. (Русская пословица).

  • Кирила Петрович заезжал запрост.. в домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)

  • Хата эта была занов.. покрыта камышом, подправлена. (Л. Толстой)

  • Через два часа наступление возобновилось сызнов.. (М. Шолохов)

  • Издавн.. русские считались храбрыми воинами. (А. Толстой)

  • Курицу досыт.. не накормишь, а девицу не нарядишь. (Русская пословица)