I. Организационно-мотивационный момент. Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке. | – Ребята, проверьте свои рабочие места. Все готовы к уроку? - Обратите внимание на слайд. Мы войдём в лесную чащу - Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ. Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки, Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий. Там ПОЮЩИЙ соловей И ПОЛЗУЩИЙ муравей. В этих строчках, я замечу, Есть особая часть речи. (Причастие.) - Определите, какие это причастия? - Каких причастий в этой загадке больше? - О чем мы будем говорить на уроке? Записываем тему урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. Отгадывают загадку. - Рычащий, поющий, ползущий – действительные причастия. Протоптанные, испуганный – страдательные причастия. - В данной загадке действительных причастий больше. Определяют тему урока. Записывают тему урока. | Регулятивные: контроль; самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация полученных знаний. Цель этапа: актуализировать полученные знания по теме «Причастия». | На предыдущих уроках русского языка вы познакомились с причастием. - Что такое причастие? - Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? - Какие причастия называются действительными? - Какие причастия называются страдательными? | Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? - Имя прилагательное и глагол. - Обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. - Обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета. | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Регулятивные: самоконтроль, контроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: развитие умения извлечь главное; выполнение учебно-познавательных действий. |
III. Открытие новых знаний Цель этапа: создать условия для открытия новых знаний, формирование представления о суффиксах причастий. | - Сегодня мы с вами будем говорить о правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Откройте таблицу в учебнике на стр. 47, внимательно рассмотрите. - От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? - Давайте вспомним, как определить переходность/непереходность у глаголов? - Как определить вид глагола? - С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? Давайте проверим, откройте страницу 48, прочитайте правило. - От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Давайте вспомним спряжения глаголов. - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? - Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Упражнение 106. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. • В каких словах есть чередование согласных? От какого глагола вы не образовали причастия? Почему? (Упражнение выполняют по цепочке, записывают в тетрадь). Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать. | - От глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных. - Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет: глагол + сущ. в В.п. без предлога (взять книгу). Непереходные: бороться, гордиться и т.д. - Вид глагола определяется с помощью вопроса. Сов. вид: что сделать? Несов. вид: что делать? - УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-. - Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-. К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ем, -ём, -ете, -ёте, -ут, - ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. Один ученик выполняет упражнение у доски. Упражнение 106. Таять (1 спр.) – тают – тающий; щебетать (1 спр.) – щебечут – щебечущий; смотреть (2 спр.) – смотрят – смотрящий; бороться (1 спр.) – борются – борющийся; лаять (1 спр.) – лают – лающий; колыхать (1 спр.) – колышутся – колышущийся; (х//ш) зависеть (2 спр.) – зависят – зависящий; хлопотать (1 спр.) – хлопочут – хлопочущий (т//ч); рокотать (1 спр.) – рокочут – рокочущий; дышать (2 спр.) - дышат – дышащий; строить (2 спр.) – строят – строящий; построить (2 спр.) – построят; терпеть (2 спр.) – терпят – терпящий; тараторить (2 спр.) – тараторят – тараторящий; гнать (2 спр.) – гонят – гонящий (гн//гон – нуль зв.//о); служить (2 спр.) – служат – служащий; вертеть (2 спр.) – вертят – вертящий; лечить (2 спр.) – лечат – лечащий; грохотать (1 спр.) – грохочут – грохочущий; держать (2 спр.) – держат – держащий; шептать (1 спр.) – шепчут – шепчущий; стлаться (1 спр.) – стелются – стелющийся (cтл//стел); стелить (1 спр.) – стелют – стелющий; брить (1 спр.) – бреют – бреющий; слышать (2 спр.) – слышат – слышащий. | Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; мотивация к учебной деятельности; любовь и уважение к своему языку. Регулятивные: самоконтроль, контроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: развитие умения извлечь главное; выполнение учебно-познавательных действий. |
V. Применение полученных знаний на языковом материале. Цель этапа: создать условия для усвоения и закрепления нового материала. | Задание на слайде. Мы с вами образовали причастия от глагола, работая с упражнением 106. А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать словосочетания. Задание на слайде. Один ученик работает у доски. Вставьте пропущенные буквы. По дремл…щей реке, надвига…щиеся сумерки, завис…щий от погоды, пен…щиеся потоки, восхваля…щая храбрость песня. На партах у вас лежат бабочки, сейчас мы с вами их украсим суффиксами причастий. В дальнейшем вам будет легче определять действительные и страдательные причастия по суффиксам. (Учитель рисует схему на доске). | Примеры словосочетаний с причастиями: Бреющий бороду мужчина, строящий дом (стену), лечащий врач, тающий снеговик. Записывают словосочетания в тетрадь, выделяют суффикс. По дремлющей (дремать, 1 спр.) реке, надвигающиеся (надвигаться, 1 спр.) сумерки, зависящий (зависеть, 2 спр.) от погоды, пенящиеся потоки (2 спр.), восхваляющая (восхвалять, 1 спр.) храбрость песня. Работают с раздаточным материалом. | Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности; мотивация к учебной деятельности; любовь и уважение к своему языку. Регулятивные: самоконтроль, контроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: развитие умения извлечь главное; выполнение учебно-познавательных действий. |
VI. Рефлексивно-обобщающий итог Цель этапа: подвести итог урока, оценить результаты собственной деятельности, самоанализ и взаимоанализ работы на уроке. 1. Подведение итога урока. 2. Рефлексия. 3. Выставление оценок. | - Что нового узнали на уроке? - При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? - От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Работа с раздаточным материалом. Выставление оценок. Оцени работу на уроке: | Оценка | Подпись | Всего класса | | | Своего соседа | | | Самого себя | | | | - УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-. - Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-. Проводят самоанализ, работают с раздаточным материалом. | Регулятивные: самоконтроль, самооценивание; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |