СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе на тему "Действительные причастия настоящего времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалы урока будут полезны для студентов педагогических вузов, учителей-словесников и школьников.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе на тему "Действительные причастия настоящего времени"»

Класс: 7

УМК: Русский язык. 7 класс. Часть первая. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М., 2013. – 175 с.

Тема: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Место: первый урок в системе уроков.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;

– формировать положительную мотивацию обучения;

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании.

Развивающие:

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся;

– способствовать развитию умения рассуждать и делать выводы;

– способствовать развитию коммуникативных навыков у обучающихся.

Обучающие:

– актуализировать полученные знания по теме «Причастия»;

– выработка умений правильно употреблять действительные причастия настоящего времени в устной и письменной речи;

– умение различать действительные причастия от страдательных.;

Личностные результаты:

– осознание потребности в развитии и саморазвитии;

– осознание ответственности за результаты своей деятельности;

– осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Предметные результаты:

– знают, что такое причастия и какими они бывают;

– умеют видеть суффиксы действительных причастий настоящего времени;

– умеют отличать действительные и страдательные причастия по суффиксам.

Метапредметные результаты:

– способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;

– умение поставить цель и организовать ее достижение;

– владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Методы: наглядный метод, словесный метод, частично-поисковый, работа с учебником, метод практического выполнения упражнений.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основные понятия: причастие, действительные причастия настоящего времени.



План урока:

1. Организационно-мотивационный момент (3 мин.);
2. Актуализация полученных знаний. (4 мин.)
3. Открытие новых знаний (10 мин.);

4. Физминутка (2 мин.);
5. Применение полученных знаний на языковом материале (15 мин.);
6. Рефлексивно-обобщающий итог (4 мин.);

7. Домашнее задание (2 мин.).










Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационно-мотивационный момент.

Цель этапа:

подготовить обучающихся к работе на уроке.

– Ребята, проверьте свои рабочие места. Все готовы к уроку?

- Обратите внимание на слайд.

Мы войдём в лесную чащу -
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие.)

- Определите, какие это причастия?

- Каких причастий в этой загадке больше?

- О чем мы будем говорить на уроке?

Записываем тему урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.



Отгадывают загадку.








- Рычащий, поющий, ползущий – действительные причастия. Протоптанные, испуганный – страдательные причастия.

- В данной загадке действительных причастий больше.

Определяют тему урока.


Записывают тему урока.

Регулятивные: контроль; самоконтроль.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Актуализация полученных знаний.

Цель этапа: актуализировать полученные знания по теме «Причастия».




На предыдущих уроках русского языка вы познакомились с причастием.

- Что такое причастие?





- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?


- Какие причастия называются действительными?


- Какие причастия называются страдательными?

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?


- Имя прилагательное и глагол.



- Обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.

- Обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Личностные:

мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные:

самоконтроль, контроль.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

развитие умения извлечь главное; выполнение учебно-познавательных действий.

III. Открытие новых знаний

Цель этапа: создать условия для открытия новых знаний, формирование представления о суффиксах причастий.


- Сегодня мы с вами будем говорить о правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Откройте таблицу в учебнике на стр. 47, внимательно рассмотрите.

- От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?

- Давайте вспомним, как определить переходность/непереходность у глаголов?




- Как определить вид глагола?



- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

Давайте проверим, откройте страницу 48, прочитайте правило.

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

Давайте вспомним спряжения глаголов.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?


- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?





Упражнение 106. Проанализируйте глаголы. Образуйте от них действительные причастия настоящего времени и запишите. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов. • В каких словах есть чередование согласных?

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему? (Упражнение выполняют по цепочке, записывают в тетрадь).


Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.




















- От глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных.


- Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет: глагол + сущ. в В.п. без предлога (взять книгу). Непереходные: бороться, гордиться и т.д.

- Вид глагола определяется с помощью вопроса. Сов. вид: что сделать? Несов. вид: что делать?


- УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-.



- Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-.


К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ешь,

-ёшь, -ет, -ёт, -ем, -ём, -ете, -ёте, -ут, - ют.

Ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Один ученик выполняет упражнение у доски.

Упражнение 106.

Таять (1 спр.) – тают – тающий; щебетать (1 спр.) – щебечут – щебечущий; смотреть (2 спр.) – смотрят – смотрящий; бороться (1 спр.) – борются – борющийся; лаять (1 спр.) – лают – лающий; колыхать (1 спр.) – колышутся – колышущийся; (х//ш) зависеть (2 спр.) – зависят – зависящий; хлопотать (1 спр.) – хлопочут – хлопочущий (т//ч); рокотать (1 спр.) – рокочут – рокочущий; дышать (2 спр.) - дышат – дышащий; строить (2 спр.) – строят – строящий; построить (2 спр.) – построят; терпеть (2 спр.) – терпят – терпящий; тараторить (2 спр.) – тараторят – тараторящий; гнать (2 спр.) – гонят – гонящий (гн//гон – нуль зв.//о); служить (2 спр.) – служат – служащий; вертеть (2 спр.) – вертят – вертящий; лечить (2 спр.) – лечат – лечащий; грохотать (1 спр.) – грохочут – грохочущий; держать (2 спр.) – держат – держащий; шептать (1 спр.) – шепчут – шепчущий; стлаться (1 спр.) – стелются – стелющийся (cтл//стел); стелить (1 спр.) – стелют – стелющий; брить (1 спр.) – бреют – бреющий; слышать (2 спр.) – слышат – слышащий.

Личностные:

положительное отношение к учению, познавательной деятельности; мотивация к учебной деятельности; любовь и уважение к своему языку.

Регулятивные:

самоконтроль, контроль.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

развитие умения извлечь главное; выполнение учебно-познавательных действий.

IV. Физминутка

Соедините поочередно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца. Попробуйте повторить с закрытыми глазами.

Выполняют физминутку.

Регулятивные:

контроль, самоконтроль.


V. Применение полученных знаний на языковом материале.

Цель этапа: создать условия для усвоения и закрепления нового материала.


Задание на слайде.

Мы с вами образовали причастия от глагола, работая с упражнением 106. А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать словосочетания.

Задание на слайде.

Один ученик работает у доски.

Вставьте пропущенные буквы. 

По дремл…щей реке, надвига…щиеся сумерки, завис…щий от погоды, пен…щиеся потоки, восхваля…щая храбрость песня.



На партах у вас лежат бабочки, сейчас мы с вами их украсим суффиксами причастий. В дальнейшем вам будет легче определять действительные и страдательные причастия по суффиксам. (Учитель рисует схему на доске).

Примеры словосочетаний с причастиями:

Бреющий бороду мужчина, строящий дом (стену), лечащий врач, тающий снеговик.




Записывают словосочетания в тетрадь, выделяют суффикс.

По дремлющей (дремать, 1 спр.) реке, надвигающиеся (надвигаться, 1 спр.) сумерки, зависящий (зависеть, 2 спр.) от погоды, пенящиеся потоки (2 спр.), восхваляющая (восхвалять, 1 спр.) храбрость песня.


Работают с раздаточным материалом.


Личностные:

положительное отношение к учению, познавательной деятельности; мотивация к учебной деятельности; любовь и уважение к своему языку.

Регулятивные:

самоконтроль, контроль.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, взаимоконтроль;

соблюдение правил речевого поведения;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

развитие умения извлечь главное; выполнение учебно-познавательных действий.

VI. Рефлексивно-обобщающий итог

Цель этапа: 

подвести итог урока, оценить результаты собственной деятельности, самоанализ и взаимоанализ работы на уроке.

1. Подведение итога урока.

2. Рефлексия.

3. Выставление оценок.

- Что нового узнали на уроке?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе?


Работа с раздаточным материалом.

Выставление оценок.


Оцени работу на уроке:

Оценка

Подпись

Всего класса



Своего соседа



Самого себя





- УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ-.



- Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-.



Проводят самоанализ, работают с раздаточным материалом.

Регулятивные:

самоконтроль, самооценивание;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VII. Домашнее задание

Цель этапа: закрепление материала.

Параграф 18. Упражнение 107.

Записывают задание в дневник.

Регулятивные:

контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!