Тема урока: Обобщение изученного по теме «Наречие как часть речи»
Ход урока
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной», - писал М. Горький
- Как вы понимаете высказывание писателя? (наречий очень много, с их помощью мы можем лучше выразить нашу мысль, разнообразить нашу речь). В этом нам и предстоит сегодня убедиться. Найдите в высказывании Горького наречие? (необыкновенно).
-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)
2. Мотивация.
На доске записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.
- Что вы можете сказать, глядя на них?. Это наречия, орфограммы наречий. - Тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие».
3. Целеполагание.
а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте
4.Проверка домашнего задания.
– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
1. Выступление ученика в роли Наречия.
– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)
2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
4. Знаете ли вы, что наречие занимает 4 место по количеству слов после глаголов, существительных и прилагательных. А по числу употребления наречие занимает 6 место.
5.Актуализация знаний.
1.Итак, что же мы еще знаем о наречии?
Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру) Записать самостоятельно: 1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно 2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, 3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,
Записать самостоятельно: Я буду читать предложения, вы на слух определяете в них наречия, называете их смысловые группы, а затем записываете их в свои тетради через запятую в строчку.
1.Справа примыкают к реке заволжские степи.(места)
2.Иногда перед заходом солнца мы выходим на берег озера.(времени)
3.С севера сильно дул ветер.(места)
4.Работа экспедиции проходила в крайне тяжелых условиях.(обр.дейст)
5.На смех его нарядили в костюм клоуна с красным колпаком и нелепым носом.(обр.деств.)
2. Какие степени имеет наречие? Наречие имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).
3. Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? А превосходной? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.)
Определите , где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.
4. Определить наречия и выписать их. (На доске)
1) стало легче; 2) брат сильнее меня; 3) действовал увереннее 4) Сумка тяжелее,
5) идти было тяжелее, 6)Тигр сильнее котенка 7)бежит быстрее
5. Синтаксическая роль в предложении.
1. Синтаксический разбор предложения.
Мой друг всегда учился очень легко. (Повеств, невоскл., прост, распр. не осл.)
6. Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
Задание: В наречиях выбираем написание н и нн, слушая обоснование выбора н и нн.
Беше(н,нн)о мчаться; поступать обдума(н,нн)о; бороться отчая(н,нн)о; явиться нежда(н,нн)о-негада(н,нн)о; ударить нечая(н,нн)о; сделано искус(н,нн)о; вскрикнуть испуга(н,нн)о; поступить ветре(н,нн)о; слушать сосредоточе(н,нн)о; слушать рассея(н, нн)о; говорить взволнова(н,нн)о, интересно, организованно, медленно, отважно.
7. Систематизация знаний о правописании наречии.
Дефис между частями слова в наречиях.
Задание: Раскройте скобки, объясните выбор написания: слитно, через дефис, раздельно.
Проверяем по цепочке. Вариант: работа в парах.
Где(нибудь) поблизости; жгло (по)вчерашнему; (по)вчерашнему расписанию; (по) праздничному городу; выглядеть (по)праздничному; идти (по)медвежьи; шли (по)медвежьему следу; откуда(то) слева; сделать (по)моему; (по) моему проекту; где(то) справа; (темным)темно.
8. Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ: - Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка
Сломя голову – быстро.
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
Орфограммы:
9. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.(Работа с сигнальными карточками)
Игра : Настеж…,уж,…напроч…,наотмаш…,замуж…,проч,…вскач,…невтерпеж…
10. А или О на конце наречий. Издавн.а., влево.., изредк.а., затемно.., досуха.., сначала, справа, налево, насухо, заново, снова.
11. Раскрой скобки: 1 в: не – раздельно; 2в. – не - слитно
(Не) далеко от дома р..стет дуб. (близко)
На душе (не) весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно. (плохо)
Мальчик одет (не)ряшливо. ( без не не употребляется)
(Не)громко звучала музыка. (тихо)
4