-1. Ребята! Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Мы открываем эту тему. А что вы знаете о предлогах? Прием «Мозговой штурм» (слайд 6) Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» В первую колонку напишите предлоги, какие знаете. Во вторую – что хотите узнать о них? Будем писать на доске и в тетрадях. (слайд 7) - Значение предлогов точно определил лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав эти слова “словечками отношений”. Как вы думаете, почему? 2. Работа с текстом. - Сейчас мы будем работать со стихотворением М. Яснова. Прочитайте его. (Слайд 8) Сидел прохожий на скамье, Держал в руках кулек. А над скамьей сидел скворец, А под — лежал бульдог. И тот, в траве, сидящий под, И тот, что над, в листве, Глядели на того, кто на, — Верней на то, что в. Тогда прохожий взял кулек И вынул пирожок. Часть бросил над, Часть кинул под, А остальное — в рот. И каждый принялся жевать, Верней, один — клевать. Пришлось для этого ему Слететь и прыгать у. Так теплый, мягкий пирожок Был съеден от и до, А смятый маленький кулек Попал в карман пальто. И полетел один по-над, Другой полез из-под И рядом с третьим побежал За, перед —И вперед! - Понравилось вам стихотворение? А что в нём показалось необычным? Попробуйте прочитать стихотворение без первой строфы. Понятен ли будет смысл? Почему? - Выпишите предлоги из стихотворения. Из первой строфы выпишите слова, связанные между собой с помощью предлога (сидел на скамье, держал в руках, сидел над скамьёй, лежал под скамьёй). Как пишутся предлоги со словами? -Поработайте в парах. Проанализируйте употребление предлогов в других строфах. - С помощью чего создаётся комический эффект данного стихотворения? - Возможно ли задать смысловой вопрос к предлогам? - Почему предлог относят к служебной части речи? - Найдите в тексте фразеологизм, состоящий из предлогов. (От и до) - Сделайте вывод о роли предлогов в речи. (слайд 9) Предлог – это служебная часть речи, которая связывает слова в словосочетании, то есть выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. К предлогам нельзя поставить вопрос. Они не изменяются, не являются членом предложения. С другими словами пишутся отдельно. - Какое еще отличие мы можем выделить в предлогах? Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы, И в этом их главный секрет. 3.Работа по учебнику. - Откройте учебники, прочитайте материал учебника, сравните собственные выводы с определением в учебнике. . Ребята, учитывая наши открытия и используя материал учебника на стр.135 создайте кластер «Предлог» (слайд 10) - Какие предлоги мы называем простыми, а какие составными? - Какие производные и непроизводные? 4. Работа со словарем. - Давайте откроем словарь и посмотрим значение слова «предлог». - Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения). |