СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме «Сочинительные союзы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты

Предметные: - знать группы сочинительных союзов

- применять на практике знания о сочинительных союзах

- определять функции сочинительных союзов в предложении и в тексте

- уметь правильно и уместно пользоваться в речи различными сочинительными союзами

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме «Сочинительные союзы»»

Урок русского языка в 7 классе по теме «Сочинительные союзы»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: - знать группы сочинительных союзов

- применять на практике знания о сочинительных союзах

- определять функции сочинительных союзов в предложении и в тексте

- уметь правильно и уместно пользоваться в речи различными сочинительными союзами

Метапредметные

Познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, могут управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности.

Коммуникативные умеют конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учителем.

Личностныепонимают свою ответственность за будущий результат, умеют выражать свои мысли

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

1.Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Слушаю дежурных.

Эмоциональный настрой на работу

(Дежурные сдают рапорт)

Учитель: Прежде, чем мы начнём урок, я попрошу вас: посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите друг другу свои улыбки. Спасибо! Ведь улыбка всегда располагает к общению, а общение - к плодотворной работе. Я думаю, что сегодня у нас с вами всё получится.



2. Мотивация

А теперь я предлагаю вам послушать сказку. Жила- была на свете ученица . Скучно ей стало жить без настоящего друга. Отправилась она к волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать настоящего друга, чтобы мы смогли дружить всю жизнь, и друг меня никогда не подвёл, не предал. (А вы хотели бы иметь такого друга?)

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи завтра утром

Пришла ученица и видит, что много здесь народу собралось.

Волшебник говорит:

-Вот, выбирай. Это Красота, это Везение, а вот Радость, это Знания, а вот Печаль.

Задумалась ученица.

Учитель: Как вы думаете, кого в друзья выберет ученица? Почему? Вы сами сказали, что хотите иметь настоящего друга. А настоящим другом могут быть только знания. А где мы получаем знания?

-На уроке

Учитель: Верно, ведь каждый урок русского языка – это урок получения знаний, необходимых в жизни. И я предлагаю вам пополнить багаж ваших знаний.

Учитель: У каждого на парте есть рабочий лист. Запишите там дату, фамилию, имя.

3. Выведение темы

Учитель: Для того, чтобы определить (обозначить) тему урока, обратите внимание на экран. Там записаны слова

Бежать, красивый, весна, и

Как бы вы их сгруппировали? Что будет лишним и почему?

-Лишним будет И, так как все остальные слова- это самостоятельные части речи, а И – это союз.

Учитель: Какой союз? Совершенно верно, сочинительный. Это и будет темой нашего урока. Запишите в рабочих листах тему «Сочинительные союзы»

4. Актуализация темы

Учитель: Я предлагаю вам обратить внимание на экран. Чем различаются предложения?

-Союзами

Какое предложение вам больше нравится? Обоснуйте.

Мы купим конфеты …..торт.

Мы купим конфеты и торт.

Мы купим конфеты или торт.

Мы купим конфеты, а не торт.

Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

-Да, необходима, так как от союзов зависит смысл сказанного.

5. Постановка задач

Учитель: Глядя на тему, сформулируйте задачи урока:

-познакомиться с группами сочинительных союзов

- научиться находить сочинительные союзы в предложениях

- научиться различать их по значению

- узнать о роли сочинительных союзов в предложениях и в тексте



2. «Открытие нового знания» и 3. применение новых знаний

Учитель: Я обращаю ваше внимание на экран . Наша задача – заполнить сводную таблицу. Вы сразу сможете это сделать?

-Нет, так как не знаем, сколько групп сочинительных союзов, правильно ли они распределены, все ли здесь союзы. Где вы можете найти информацию?

Учитель: Верно. Поэтому для решения этой задачи нам понадобятся группы исследователей. (4 группы). Каждая группа получает своё задание, но у каждого должна быть заполнена таблица полностью. Помните, что работаете вы сообща, помогая при затруднениях и контролируя работу каждого, так как если кто-то ошибётся, то у вас может получиться неверный ответ. Время работы 4-5 минут.

1 группа

Сочинительные союзы

соединительные



и, как – так и, зато, либо


а, но, да ( =и), однако (же)

или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то


Роль сочинительных союзов в предложении:

Роль сочинительных союзов в тексте:



1 ученик. Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить 1 столбик таблицы «Соединительные союзы». Лишнее исключить, недостающее дополнить. (каждому в таблицу записать)

2 ученик. Ознакомиться с предложениями и выбрать предложения с соединительными союзами, графически обозначить союзы.

3 ученик. Составить предложения с союзами, примеров с которыми не было. (каждому в таблицу записать)

4 ученик. Проконтролировать работу группы, оказать помощь. На основе проделанной работы сделать вывод о роли соединительных союзов в предложении.(вывод записать в таблицу)

Предложения для анализа

  1. Степь покрылась цветами и травами.

  2. Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно трудно

  3. Весна то снег рукой бросает, то знойный посылает дождь.

  4. Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

  5. Мал золотник, да дорог.

  6. Без нитки да иголки шубы не пошить.

  7. Пошёл не то дождь со снегом, не то снег с дождём.

  8. Как петь люблю я, так и танцевать.

  9. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дола возмутит

  10. Небо было пасмурное, но дождя не было.

  11. Песня за домом смолкла, однако в саду соловей заводил свою.

2 группа

Сочинительные союзы


противительные


и, как – так и, зато, либо


а, но, да ( =и), однако (же)

или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то

Роль сочинительных союзов в предложении:

Роль сочинительных союзов в тексте:

1 ученик. Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить 1 столбик таблицы «Противительные союзы». Лишнее исключить, недостающее дополнить. (каждому в таблицу записать)

2 ученик. Ознакомиться с предложениями и выбрать предложения с противительными союзами, графически обозначить союзы.

3 ученик. Составить предложения с союзами, примеров с которыми не было. (каждому в таблицу записать)

4 ученик. Проконтролировать работу группы, оказать помощь. На основе проделанной работы сделать вывод о роли противительных союзов в предложении.(вывод записать в таблицу)

3 группа

Сочинительные союзы



разделительные

и, как – так и, зато, либо


а, но, да ( =и), однако (же)


или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то

Роль сочинительных союзов в предложении:

Роль сочинительных союзов в тексте:



1 ученик. Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить 1 столбик таблицы «Разделительные союзы». Лишнее исключить, недостающее дополнить. (каждому в таблицу записать)

2 ученик. Ознакомиться с предложениями и выбрать предложения с разделительными союзами, графически обозначить союзы.

3 ученик. Составить предложения с союзами, примеров с которыми не было. (каждому в таблицу записать)

4 ученик. Проконтролировать работу группы, оказать помощь. На основе проделанной работы сделать вывод о роли разделительных союзов в предложении.(вывод записать в таблицу)

4 группа

Сочинительные союзы

соединительные

противительные

разделительные

и, как – так и, зато, либо


а, но, да ( =и), однако (же)


или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то

Роль сочинительных союзов в предложении:

Роль сочинительных союзов в тексте:



1 ученик Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить таблицу «Сочинительные союзы».. (каждому в таблицу записать)

2 ученик упр. 332(1) по заданию. Сделать вывод о роли союзов в тексте.

3 ученик упр. 332 (2) по заданию. Сделать вывод о роли союзов в тексте.

4 ученик. Проанализировать текст. Указать разряды встречающихся сочинительных союзов. Указать их роль в тексте.

Выступление групп (взаимооценка работы групп)

Учитель: Время вышло. Слушаем выступления групп. Каждый заполняет таблицу в своём рабочем листе. Помните, что группы оценивают работу других групп по критериям.

Сочинительные союзы

соединительные

противительные

разделительные

и, как – так и, да ( =и), не только – но и

а, но, да(=но), однако (же), зато

или, либо, то-то, не то – не то

Роль сочинительных союзов в предложении: Роль сочинительных союзов в предложении: Союзы являются средством связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного

Роль сочинительных союзов в тексте: Сочинительные союзы являются не только средством связи предложений в тексте, а ещё и средством связи частей целого текста


Предложения для анализа

1 группа Соединительные союзы (и, как – так и, да ( =и), не только – но и)

  1. Степь покрылась цветами и травами.

  2. Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

  3. Без нитки да иголки шубы не пошить.

  4. Как петь люблю я, так и танцевать.

  5. Союз Не только……но и

2 группа оценивает работу 1


Критерии оценивания

  1. Группа с заданием справилась (полностью/ частично)

  2. Ответ был полным

  3. Сделали вывод

  4. Группа работала без помощи учителя


2 группа Противительные союзы ( а, но, да(=но), однако (же), зато)


  1. Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно трудно

  2. Мал золотник, да дорог.

  3. Небо было пасмурное, но дождя не было.

  4. Песня за домом смолкла, однако в саду соловей заводил свою.

  5. Союз А

3 группа оценивает работу 2


3 группа Разделительные союзы (или, либо, то-то, не то – не то)

  1. Весна то снег рукой бросает, то знойный посылает дождь.

  2. Пошёл не то дождь со снегом, не то снег с дождём.

  3. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дола возмутит.

  4. Союз Или

4группа оценивает работу 3


4 группа

Проверяют правильность заполнения таблицы

Зачитывают первый текст, называют союзы, разряд, его роль в тексте

Зачитывают второй текст, называют союзы, разряд, его роль в тексте.

Зачитывают третий текст, называют союзы, разряд, его роль в тексте.

То море тихое, светло- голубое, в некоторых местах покрыто почти белым дорожками штиля. То оно ярко – синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно – индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса…

Но главное очарование моря заключалось в какой – то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(В. Катаев)

Повторяющийся разделительный союз ТО связывает предложения в тексте, помогает нам увидеть, каким разным может быть море. Противительный союз НО связывает две композиционно законченные части, которые противопоставлены друг другу. Повторяющийся союз ИЛИ связывает предложения в тексте, помогает нам увидеть разнообразие морских тайн. Т.е. союзы являются не только средством связи предложений в тексте, а ещё и средством связи частей целого текста.

1группа оценивает работу 4

4. Углубление сформированных компетенций

Учитель: А теперь, чтобы проверить, как вы умеете пользоваться в речи различными сочинительными союзами, выполните следующее задание (на выбор). Задания расположены от простого к сложному. Время работы 5 минут.

Творческое задание

1.Записать текст. Вставить подходящие по смыслу союзы. (А, и, зато, и, не только… но и, и ,но, и).

С земли ещё не сошёл снег,…. в душу уже просится весна. Земля холодна,… грязь со снегом хлюпают под ногами,… как всё весело, ласково, приветливо! Солнце светит ярко,… лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка… надувается, … темнеет. Она уже проснулась … не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, … уже живут … дышат. (По А. Чехову)

2.Написать текст по аналогии, используя по необходимости сочинительные союзы.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Кружатся в воздухе и летят разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад. Вот на дорожке лежат красные листья осинки и бурые листья ольхи. Улетают последние перелётные птицы в тёплые края. ( По Г. Скребицкому)

3. Написать мини-сочинение-рассуждение по данному началу

Весна – моё любимое время года.

5.Итоги урока

Проверка

1.Записать текст. Вставить подходящие по смыслу союзы.

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, и грязь со снегом хлюпают под ногами , зато как всё весело, ласково, приветливо! Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка не только надувается, но и темнеет. Она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут и дышат. (По А. Чехову)



2.Написать текст по аналогии, используя по необходимости сочинительные союзы.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Кружатся в воздухе и летят разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад. Вот на дорожке лежат красные листья осинки и бурые листья ольхи. Улетают последние перелётные птицы в тёплые края. ( По Г. Скребицкому)

3. Прослушать сочинение-рассуждение.

6. Рефлексия

Пошаговый контроль по результату

Учитель: Вернёмся к задачам урока. Всё выполнили или нет? Что именно сделали?

-познакомиться с группами сочинительных союзов

- научиться находить сочинительные союзы в предложениях

- научиться различать их по значению

- узнать о роли сочинительных союзов в предложениях и в тексте

Что получилось, что нет? Используя сочинительные союзы, продолжите высказывание

Рефлексия своих действий

…….у меня получилось…

Я понял, что теперь могу …

Мне захотелось…

7. Оценка (Самооценка, взаимооценка) Оценивают работу капитаны групп. А за творческую работу я поставлю оценки после того, как проверю работы.

8. Домашнее задание

Учитель: Переверните рабочие листы. Там записано домашнее задание. Вы можете выбрать то, которое вам понравится, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

теория стр. 154

1. Упр. 327(1)Списать, расставить знаки препинания. Указать разряды сочинительных союзов.

2.Выписать из художественной литературы 7-8 предложений с сочинительными союзами. Указать разряды сочинительных союзов. Определить роль союзов.

3. Сочинить лингвистическую сказку о сочинительных союзах

Список используемой литературы

1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А, Тростенцова и др.; . – 24 –е изд. М.: Просвещение, 2011.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл.: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – 3 –е изд., испр. И доп. М.: Мнемозина, 2010.

3. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя / М. В. Фёдорова.- 3 – изд. – М.: Просвещение, 2011.

4. Романова С. А. Тематическая разработка уроков русского языка в 7 классе. – М.: Школьная Пресса, 2009.

5. Русский язык 7 кл. Поурочные планы ( по учебнику Баранова М. П., и др. « Русский язык. 7 класс») / Автор - сост. Н. В. Сиденко. – Волгоград: Учитель, 2010.

5. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6 -7 классы.-2 е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2010.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!