Урок русского языка в 7 классе по теме «Сочинительные союзы»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: - знать группы сочинительных союзов
- применять на практике знания о сочинительных союзах
- определять функции сочинительных союзов в предложении и в тексте
- уметь правильно и уместно пользоваться в речи различными сочинительными союзами
Метапредметные
Познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, могут управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности.
Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учителем.
Личностные – понимают свою ответственность за будущий результат, умеют выражать свои мысли
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Слушаю дежурных.
Эмоциональный настрой на работу
(Дежурные сдают рапорт)
Учитель: Прежде, чем мы начнём урок, я попрошу вас: посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите друг другу свои улыбки. Спасибо! Ведь улыбка всегда располагает к общению, а общение - к плодотворной работе. Я думаю, что сегодня у нас с вами всё получится.
2. Мотивация
А теперь я предлагаю вам послушать сказку. Жила- была на свете ученица . Скучно ей стало жить без настоящего друга. Отправилась она к волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать настоящего друга, чтобы мы смогли дружить всю жизнь, и друг меня никогда не подвёл, не предал. (А вы хотели бы иметь такого друга?)
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи завтра утром
Пришла ученица и видит, что много здесь народу собралось.
Волшебник говорит:
-Вот, выбирай. Это Красота, это Везение, а вот Радость, это Знания, а вот Печаль.
Задумалась ученица.
Учитель: Как вы думаете, кого в друзья выберет ученица? Почему? Вы сами сказали, что хотите иметь настоящего друга. А настоящим другом могут быть только знания. А где мы получаем знания?
-На уроке
Учитель: Верно, ведь каждый урок русского языка – это урок получения знаний, необходимых в жизни. И я предлагаю вам пополнить багаж ваших знаний.
Учитель: У каждого на парте есть рабочий лист. Запишите там дату, фамилию, имя.
3. Выведение темы
Учитель: Для того, чтобы определить (обозначить) тему урока, обратите внимание на экран. Там записаны слова
Бежать, красивый, весна, и
Как бы вы их сгруппировали? Что будет лишним и почему?
-Лишним будет И, так как все остальные слова- это самостоятельные части речи, а И – это союз.
Учитель: Какой союз? Совершенно верно, сочинительный. Это и будет темой нашего урока. Запишите в рабочих листах тему «Сочинительные союзы»
4. Актуализация темы
Учитель: Я предлагаю вам обратить внимание на экран. Чем различаются предложения?
-Союзами
Какое предложение вам больше нравится? Обоснуйте.
Мы купим конфеты …..торт.
Мы купим конфеты и торт.
Мы купим конфеты или торт.
Мы купим конфеты, а не торт.
Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?
-Да, необходима, так как от союзов зависит смысл сказанного.
5. Постановка задач
Учитель: Глядя на тему, сформулируйте задачи урока:
-познакомиться с группами сочинительных союзов
- научиться находить сочинительные союзы в предложениях
- научиться различать их по значению
- узнать о роли сочинительных союзов в предложениях и в тексте
2. «Открытие нового знания» и 3. применение новых знаний
Учитель: Я обращаю ваше внимание на экран . Наша задача – заполнить сводную таблицу. Вы сразу сможете это сделать?
-Нет, так как не знаем, сколько групп сочинительных союзов, правильно ли они распределены, все ли здесь союзы. Где вы можете найти информацию?
Учитель: Верно. Поэтому для решения этой задачи нам понадобятся группы исследователей. (4 группы). Каждая группа получает своё задание, но у каждого должна быть заполнена таблица полностью. Помните, что работаете вы сообща, помогая при затруднениях и контролируя работу каждого, так как если кто-то ошибётся, то у вас может получиться неверный ответ. Время работы 4-5 минут.
1 группа
Сочинительные союзы |
соединительные | | |
и, как – так и, зато, либо | а, но, да ( =и), однако (же) | или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то |
Роль сочинительных союзов в предложении: |
Роль сочинительных союзов в тексте: |
1 ученик. Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить 1 столбик таблицы «Соединительные союзы». Лишнее исключить, недостающее дополнить. (каждому в таблицу записать)
2 ученик. Ознакомиться с предложениями и выбрать предложения с соединительными союзами, графически обозначить союзы.
3 ученик. Составить предложения с союзами, примеров с которыми не было. (каждому в таблицу записать)
4 ученик. Проконтролировать работу группы, оказать помощь. На основе проделанной работы сделать вывод о роли соединительных союзов в предложении.(вывод записать в таблицу)
Предложения для анализа
-
Степь покрылась цветами и травами.
-
Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно трудно
-
Весна то снег рукой бросает, то знойный посылает дождь.
-
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
-
Мал золотник, да дорог.
-
Без нитки да иголки шубы не пошить.
-
Пошёл не то дождь со снегом, не то снег с дождём.
-
Как петь люблю я, так и танцевать.
-
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дола возмутит
-
Небо было пасмурное, но дождя не было.
-
Песня за домом смолкла, однако в саду соловей заводил свою.
2 группа
Сочинительные союзы |
| противительные | |
и, как – так и, зато, либо | а, но, да ( =и), однако (же) | или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то |
Роль сочинительных союзов в предложении: |
Роль сочинительных союзов в тексте: |
1 ученик. Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить 1 столбик таблицы «Противительные союзы». Лишнее исключить, недостающее дополнить. (каждому в таблицу записать)
2 ученик. Ознакомиться с предложениями и выбрать предложения с противительными союзами, графически обозначить союзы.
3 ученик. Составить предложения с союзами, примеров с которыми не было. (каждому в таблицу записать)
4 ученик. Проконтролировать работу группы, оказать помощь. На основе проделанной работы сделать вывод о роли противительных союзов в предложении.(вывод записать в таблицу)
3 группа
Сочинительные союзы |
| | разделительные |
и, как – так и, зато, либо | а, но, да ( =и), однако (же) | или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то |
Роль сочинительных союзов в предложении: |
Роль сочинительных союзов в тексте: |
1 ученик. Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить 1 столбик таблицы «Разделительные союзы». Лишнее исключить, недостающее дополнить. (каждому в таблицу записать)
2 ученик. Ознакомиться с предложениями и выбрать предложения с разделительными союзами, графически обозначить союзы.
3 ученик. Составить предложения с союзами, примеров с которыми не было. (каждому в таблицу записать)
4 ученик. Проконтролировать работу группы, оказать помощь. На основе проделанной работы сделать вывод о роли разделительных союзов в предложении.(вывод записать в таблицу)
4 группа
Сочинительные союзы |
соединительные | противительные | разделительные |
и, как – так и, зато, либо | а, но, да ( =и), однако (же) | или, не только – но и, да(=но), то-то, не то – не то |
Роль сочинительных союзов в предложении: |
Роль сочинительных союзов в тексте: |
1 ученик Опираясь на теоретический материал учебника стр. 154, заполнить таблицу «Сочинительные союзы».. (каждому в таблицу записать)
2 ученик упр. 332(1) по заданию. Сделать вывод о роли союзов в тексте.
3 ученик упр. 332 (2) по заданию. Сделать вывод о роли союзов в тексте.
4 ученик. Проанализировать текст. Указать разряды встречающихся сочинительных союзов. Указать их роль в тексте.
Выступление групп (взаимооценка работы групп)
Учитель: Время вышло. Слушаем выступления групп. Каждый заполняет таблицу в своём рабочем листе. Помните, что группы оценивают работу других групп по критериям.
Сочинительные союзы |
соединительные | противительные | разделительные |
и, как – так и, да ( =и), не только – но и | а, но, да(=но), однако (же), зато | или, либо, то-то, не то – не то |
Роль сочинительных союзов в предложении: Роль сочинительных союзов в предложении: Союзы являются средством связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного |
Роль сочинительных союзов в тексте: Сочинительные союзы являются не только средством связи предложений в тексте, а ещё и средством связи частей целого текста |
Предложения для анализа
1 группа Соединительные союзы (и, как – так и, да ( =и), не только – но и)
-
Степь покрылась цветами и травами.
-
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
-
Без нитки да иголки шубы не пошить.
-
Как петь люблю я, так и танцевать.
-
Союз Не только……но и
2 группа оценивает работу 1
Критерии оценивания
-
Группа с заданием справилась (полностью/ частично)
-
Ответ был полным
-
Сделали вывод
-
Группа работала без помощи учителя
2 группа Противительные союзы ( а, но, да(=но), однако (же), зато)
-
Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно трудно
-
Мал золотник, да дорог.
-
Небо было пасмурное, но дождя не было.
-
Песня за домом смолкла, однако в саду соловей заводил свою.
-
Союз А
3 группа оценивает работу 2
3 группа Разделительные союзы (или, либо, то-то, не то – не то)
-
Весна то снег рукой бросает, то знойный посылает дождь.
-
Пошёл не то дождь со снегом, не то снег с дождём.
-
Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, либо коней табун игривый молчанье дола возмутит.
-
Союз Или
4группа оценивает работу 3
4 группа
Проверяют правильность заполнения таблицы
Зачитывают первый текст, называют союзы, разряд, его роль в тексте
Зачитывают второй текст, называют союзы, разряд, его роль в тексте.
Зачитывают третий текст, называют союзы, разряд, его роль в тексте.
То море тихое, светло- голубое, в некоторых местах покрыто почти белым дорожками штиля. То оно ярко – синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно – индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса…
Но главное очарование моря заключалось в какой – то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в чёрную тёплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?
(В. Катаев)
Повторяющийся разделительный союз ТО связывает предложения в тексте, помогает нам увидеть, каким разным может быть море. Противительный союз НО связывает две композиционно законченные части, которые противопоставлены друг другу. Повторяющийся союз ИЛИ связывает предложения в тексте, помогает нам увидеть разнообразие морских тайн. Т.е. союзы являются не только средством связи предложений в тексте, а ещё и средством связи частей целого текста.
1группа оценивает работу 4
4. Углубление сформированных компетенций
Учитель: А теперь, чтобы проверить, как вы умеете пользоваться в речи различными сочинительными союзами, выполните следующее задание (на выбор). Задания расположены от простого к сложному. Время работы 5 минут.
Творческое задание
1.Записать текст. Вставить подходящие по смыслу союзы. (А, и, зато, и, не только… но и, и ,но, и).
С земли ещё не сошёл снег,…. в душу уже просится весна. Земля холодна,… грязь со снегом хлюпают под ногами,… как всё весело, ласково, приветливо! Солнце светит ярко,… лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка… надувается, … темнеет. Она уже проснулась … не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, … уже живут … дышат. (По А. Чехову)
2.Написать текст по аналогии, используя по необходимости сочинительные союзы.
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Кружатся в воздухе и летят разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад. Вот на дорожке лежат красные листья осинки и бурые листья ольхи. Улетают последние перелётные птицы в тёплые края. ( По Г. Скребицкому)
3. Написать мини-сочинение-рассуждение по данному началу
Весна – моё любимое время года.
5.Итоги урока
Проверка
1.Записать текст. Вставить подходящие по смыслу союзы.
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, и грязь со снегом хлюпают под ногами , зато как всё весело, ласково, приветливо! Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка не только надувается, но и темнеет. Она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже живут и дышат. (По А. Чехову)
2.Написать текст по аналогии, используя по необходимости сочинительные союзы.
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Кружатся в воздухе и летят разноцветные листья. Я люблю наблюдать листопад. Вот на дорожке лежат красные листья осинки и бурые листья ольхи. Улетают последние перелётные птицы в тёплые края. ( По Г. Скребицкому)
3. Прослушать сочинение-рассуждение.
6. Рефлексия
Пошаговый контроль по результату
Учитель: Вернёмся к задачам урока. Всё выполнили или нет? Что именно сделали?
-познакомиться с группами сочинительных союзов
- научиться находить сочинительные союзы в предложениях
- научиться различать их по значению
- узнать о роли сочинительных союзов в предложениях и в тексте
Что получилось, что нет? Используя сочинительные союзы, продолжите высказывание
Рефлексия своих действий
…….у меня получилось…
Я понял, что теперь могу …
Мне захотелось…
7. Оценка (Самооценка, взаимооценка) Оценивают работу капитаны групп. А за творческую работу я поставлю оценки после того, как проверю работы.
8. Домашнее задание
Учитель: Переверните рабочие листы. Там записано домашнее задание. Вы можете выбрать то, которое вам понравится, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
теория стр. 154
1. Упр. 327(1)Списать, расставить знаки препинания. Указать разряды сочинительных союзов.
2.Выписать из художественной литературы 7-8 предложений с сочинительными союзами. Указать разряды сочинительных союзов. Определить роль союзов.
3. Сочинить лингвистическую сказку о сочинительных союзах
Список используемой литературы
1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А, Тростенцова и др.; . – 24 –е изд. М.: Просвещение, 2011.
2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл.: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – 3 –е изд., испр. И доп. М.: Мнемозина, 2010.
3. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя / М. В. Фёдорова.- 3 – изд. – М.: Просвещение, 2011.
4. Романова С. А. Тематическая разработка уроков русского языка в 7 классе. – М.: Школьная Пресса, 2009.
5. Русский язык 7 кл. Поурочные планы ( по учебнику Баранова М. П., и др. « Русский язык. 7 класс») / Автор - сост. Н. В. Сиденко. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6 -7 классы.-2 е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2010.