СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"»

Урок  русского языка в 7 классе . Страдатель  ные причастия прошедшего времени

Урок

русского языка

в 7 классе .

Страдатель ные причастия прошедшего времени

Настрой на урок Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки.

Настрой на урок

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Готовимся к ВПР 1. Запишите номера предложений, где выделенные слова являются союзами. 1. Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 2. То(же) слово, да не так бы молвить. 3. Я много поработал, за(то) потом хорошо отдохнул. 4. Вы выглядите так(же) молодо, как пять лет назад. 2. Выполнить морфологический разбор слова  отдохнул

Готовимся к ВПР

1. Запишите номера предложений,

где выделенные слова являются союзами.

1. Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

2. То(же) слово, да не так бы молвить.

3. Я много поработал, за(то) потом хорошо отдохнул.

4. Вы выглядите так(же) молодо, как пять лет назад.

2. Выполнить морфологический разбор слова

отдохнул

 - Ребята, часть речи, пришедшая сегодня  к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку. Какая часть речи может так говорить о себе? Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. К тому же от действий других я страдаю.

- Ребята, часть речи, пришедшая сегодня

к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку. Какая часть речи может так говорить о себе?

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

К тому же от действий других я страдаю.

Лингвистическая разминка Образуйте возможные причастия настоящего времени от данных глаголов. Графически объясните условия выбора. Отправл ять   уваж ать  вид еть  петь жев ать  срыв ать  ( I ) - отправля ю щий - отправля е мый; ( I ) – уважающий - уважаемый; ( II ) – видящий - видимый; ( I ) – поющий, - ; ( I ) – жующий, - ; ( I ) – срывающий, срываемый

Лингвистическая разминка

  • Образуйте возможные причастия настоящего времени от данных глаголов. Графически объясните условия выбора.
  • Отправл ять
  • уваж ать
  • вид еть
  • петь
  • жев ать
  • срыв ать

( I ) - отправля ю щий - отправля е мый;

( I ) – уважающий - уважаемый;

( II ) – видящий - видимый;

( I ) – поющий, - ;

( I ) – жующий, - ;

( I ) – срывающий, срываемый

Новая тема Работа по учебнику. Наблюдение, вывод Параграф 21

Новая тема

Работа по учебнику. Наблюдение, вывод

Параграф 21

От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида основа глагола неопр. ф. +   -анн-, -янн- (от глаголов на -ать-, -ять-) -енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь) -т- колоть - колотый

От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида

основа глагола неопр. ф. + 

-анн-, -янн- (от глаголов на -ать-, -ять-)

-енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь)

-т- колоть - колотый

Индивидуальная работа Задание: Объясните значение фразеологизмов, составьте с фразеологизмами предложения. Какие причастия использованы в фразеологизмах? У разбитого корыта , как в воду опущенный,  выеденного яйца не стоит, тертый калач, битый час.

Индивидуальная работа

Задание: Объясните значение фразеологизмов, составьте с фразеологизмами предложения. Какие причастия использованы в фразеологизмах?

У разбитого корыта , как в воду опущенный, выеденного яйца не стоит, тертый калач, битый час.

Образуйте причастия от данных глаголов + -анн- - указанный Указать Затеять видеть изранить вывезти унять + -янн- - затеянный + -енн- - виденный + -енн- - израненный + -енн- - вывезенный + -т- - унятый

Образуйте причастия от данных глаголов

+ -анн- - указанный

  • Указать
  • Затеять
  • видеть
  • изранить
  • вывезти
  • унять

+ -янн- - затеянный

+ -енн- - виденный

+ -енн- - израненный

+ -енн- - вывезенный

+ -т- - унятый

ВНИМАНИЕ!!! Униженные — обиженное — привеченное — замеченное — унизить, з//ж; обидеть, д//ж;  приветить, т//ч; заметить, т//ч В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных

ВНИМАНИЕ!!!

  • Униженные —
  • обиженное —
  • привеченное —
  • замеченное —

унизить, з//ж;

обидеть, д//ж;

приветить, т//ч;

заметить, т//ч

  • В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных
Физкультминутка.  - Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещенная, стоящий, напуганный, написанный, поющий

Физкультминутка.

- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги

Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещенная, стоящий, напуганный, написанный, поющий

Работа с учебником  2) Выполнение упр.124 (комментирование по цепочке) 3) Выполнение упражнения 125 по вариантам (1 вар .– 1-2 предложение, 2 вар.– 3-4 предложение, 1 учащийся у доски выполняет 5 предложение)

Работа с учебником

  • 2) Выполнение упр.124

(комментирование по цепочке)

  • 3) Выполнение упражнения 125 по вариантам (1 вар .– 1-2 предложение,

2 вар.– 3-4 предложение,

1 учащийся у доски выполняет 5 предложение)

Промежуточное тестирование.  Проверка усвоения материала о причастии  -А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Страдательные причастия прошедшего времени»

Промежуточное тестирование. Проверка усвоения материала о причастии

-А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Страдательные причастия прошедшего времени»

Самопроверка Ответы Вариант №2 I II 2,4,5 III 2 IV 2 V 3 3 Вариант №1 I II 2,3,5 5 III IV 2 4 V 3 0-1 ошибок «5» 2ошибки «4» 3 ошибки «3» Более 3 ошибок-»2»

Самопроверка

Ответы

Вариант №2

I

II

2,4,5

III

2

IV

2

V

3

3

Вариант №1

I

II

2,3,5

5

III

IV

2

4

V

3

0-1 ошибок «5»

2ошибки «4»

3 ошибки «3»

Более 3 ошибок-»2»

. Работа в группах  Образуйте страдательные причастия  прошедшего времени 1 – от глаголов на – ать, -ять смешать  связать  засеять смешанный  связанный  засеянный 2 – на –ить обезводить ограничить  обезоружить  обезвоженный  ограниченный  обезоруженный 4 – на -ти: привезти принести  вымести привезённый принесённый  выметенный 3 - на –чь: выпечь сберечь увлечь выпеченный  сбережённый  увлечённый

. Работа в группах Образуйте страдательные причастия прошедшего времени

1 – от глаголов на – ать, -ять

смешать связать засеять

смешанный связанный засеянный

2 – на –ить

обезводить ограничить обезоружить

обезвоженный ограниченный обезоруженный

4 – на -ти:

привезти принести вымести

привезённый принесённый выметенный

3 - на –чь:

выпечь сберечь

увлечь

выпеченный сбережённый увлечённый

Домашнее задание (на выбор): 1. Пар. 21, упр. 127 2. Творческое задание: сочинить сказку о приключениях двух братьев страдательного и действительного причастия

Домашнее задание (на выбор):

  • 1. Пар. 21, упр. 127

2. Творческое задание: сочинить сказку о приключениях двух братьев страдательного и действительного причастия

Спасибо за работу! Желаю успехов!

Спасибо за работу!

Желаю успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!