Урок
русского языка
в 7 классе .
Страдатель ные причастия прошедшего времени
Настрой на урок
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Готовимся к ВПР
1. Запишите номера предложений,
где выделенные слова являются союзами.
1. Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
2. То(же) слово, да не так бы молвить.
3. Я много поработал, за(то) потом хорошо отдохнул.
4. Вы выглядите так(же) молодо, как пять лет назад.
2. Выполнить морфологический разбор слова
отдохнул
- Ребята, часть речи, пришедшая сегодня
к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку. Какая часть речи может так говорить о себе?
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
К тому же от действий других я страдаю.
Лингвистическая разминка
- Образуйте возможные причастия настоящего времени от данных глаголов. Графически объясните условия выбора.
- Отправл ять
- уваж ать
- вид еть
- петь
- жев ать
- срыв ать
( I ) - отправля ю щий - отправля е мый;
( I ) – уважающий - уважаемый;
( II ) – видящий - видимый;
( I ) – поющий, - ;
( I ) – жующий, - ;
( I ) – срывающий, срываемый
Новая тема
Работа по учебнику. Наблюдение, вывод
Параграф 21
От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида
основа глагола неопр. ф. +
-анн-, -янн- (от глаголов на -ать-, -ять-)
-енн- (он глаголов на -еть, -ить, -ти, чь)
-т- колоть - колотый
Индивидуальная работа
Задание: Объясните значение фразеологизмов, составьте с фразеологизмами предложения. Какие причастия использованы в фразеологизмах?
У разбитого корыта , как в воду опущенный, выеденного яйца не стоит, тертый калач, битый час.
Образуйте причастия от данных глаголов
+ -анн- - указанный
- Указать
- Затеять
- видеть
- изранить
- вывезти
- унять
+ -янн- - затеянный
+ -енн- - виденный
+ -енн- - израненный
+ -енн- - вывезенный
+ -т- - унятый
ВНИМАНИЕ!!!
- Униженные —
- обиженное —
- привеченное —
- замеченное —
унизить, з//ж;
обидеть, д//ж;
приветить, т//ч;
заметить, т//ч
- В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных
Физкультминутка.
- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги
Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещенная, стоящий, напуганный, написанный, поющий
Работа с учебником
(комментирование по цепочке)
- 3) Выполнение упражнения 125 по вариантам (1 вар .– 1-2 предложение,
2 вар.– 3-4 предложение,
1 учащийся у доски выполняет 5 предложение)
Промежуточное тестирование. Проверка усвоения материала о причастии
-А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Страдательные причастия прошедшего времени»
Самопроверка
Ответы
Вариант №2
I
II
2,4,5
III
2
IV
2
V
3
3
Вариант №1
I
II
2,3,5
5
III
IV
2
4
V
3
0-1 ошибок «5»
2ошибки «4»
3 ошибки «3»
Более 3 ошибок-»2»
. Работа в группах Образуйте страдательные причастия прошедшего времени
1 – от глаголов на – ать, -ять
смешать связать засеять
смешанный связанный засеянный
2 – на –ить
обезводить ограничить обезоружить
обезвоженный ограниченный обезоруженный
4 – на -ти:
привезти принести вымести
привезённый принесённый выметенный
3 - на –чь:
выпечь сберечь
увлечь
выпеченный сбережённый увлечённый
Домашнее задание (на выбор):
2. Творческое задание: сочинить сказку о приключениях двух братьев страдательного и действительного причастия
Спасибо за работу!
Желаю успехов!