Повторение изученного по теме «Причастие».
Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГВ (с) ОУ «РЦО», Республика Коми, г. Сыктывкар
Эпиграф к уроку:
Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
(И. А. Бунин)
Проверка домашнего задания
План ответа:
- Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
- Действительные и страдательные причастия.
- Склонение причастий.
- Образование причастий.
- Синтаксическая роль в предложении.
Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий .
1. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду.
2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы.
3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок.
4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля.
5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (продолжение) .
6. Свернувш_еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
7. А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
8. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож _(н,нн)ый тишиной.
Словарная работа
Обнажённый – лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства.
Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой.
Работа с эпиграфом
Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясните расстановку запятых в предложении.
Меняющиеся по времени года неба, полей,
лесов – , никогда ему не изменяющее.
картины
счастье
Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Составьте схемы предложений.
- Тонко пахло сладким ароматом листвы
поджаре __ ой на солнце.
2)На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне __ый туманом.
3) Окрестные поля усе__ые копнами голы и
желты.
4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.
Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
- Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
- Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг.
- Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
- Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно (продолжение).
6) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.
7) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
8) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
Картинная галерея
Задание 4. Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.
- Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.
И. И. Шишкин «Рожь»
2. Прелестный, неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших на лазури.
И. И. Левитан «Весна. Большая вода»
3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
4) Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
И. И. Шишкин «Родник в лесу»
5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им.
Г. Г. Мясоедов «Косцы»
6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо.
И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»
7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.
И. И. Левитан «Золотая осень»
Сделаем вывод!
Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
Задание 5. Восстановите предложения (можно пользоваться собранными материалами). Сравните полученный текст с авторским.
1) Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной землёй,
Бледным светом леса серебрит,
______________________
- Ты ждала меня в вашем ________________ саду.
3) Крепко пахнет грибной сыростью, _____________ листьями и мокрой древесной корой.
Напоённые белою мглой.
уже поредевшем
перегнившими
4) На бугре, среди мокрой _________ листвы стояла изба.
гниющей
Подведём итоги урока!
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я повторил(а) … .
- Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Спасибо за работу на уроке!
При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов:
И. А. Бунин. Википедия — свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki
Государственная Третьяковская Галерея
http://www.tretyakovgallery
Иллюстрации, анимации http://images.yandex