СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе. Тема: " Речь. Речевое общение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧИ И ЯЗЫКА.  РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.  РАЗВИВАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе. Тема: " Речь. Речевое общение"»

Урок по русскому языку в 7 классе


Тема урока: «Речь. Речевое общение».

Цель урока: закрепление знаний о взаимосвязи речи и языка

Планируемые результаты:
предметные: получение представлений о речевом общении и ситуации, речевой задаче;

расширение знаний об особенностях устной и письменной речи; повторить виды речевой деятельности;

метапредметные:

регулятивные УУД: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся;

познавательные УУД: развивать аналитические способности учащихся (умение выделять, обобщать, сравнивать);

коммуникативные УУД: вырабатывать умение применения полученных знаний на практике.

личностные: создание настроя и позитивной установки на изучение русского языка; прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Оборудование: учебник русского языка для 7 класса под редакцией Л.М.Рыбченковой, компьютер, доска, карточки-задания для работы в парах, индивидуальные задания, словарь.

Тип урока урок развития речи

Ход урока

Эпиграф

« Есть только одна подлинная ценность- это связь человека с человеком»


Антуан де Сент-Экзюпери


1.Оргмомент.


Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

.

Запишите число, классная работа.

2. Проверка д/з. Проверка наличия высказываний о русском языке.

Выскажите своё отношения к языку.

3.Мотивация УУД.

Как вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери?

4. Актуализация опорных знаний

Учитель

Человек не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.

Назовите способ удовлетворения личных потребностей человека в общении.


Запись в тетрадь

Это речь. Именно поэтому его называют речевым общением.

(в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте.)

5.Объявление темы. Постановка цели, задач уч-ся.

Учитель. Объяснение плана урока.

В течение дня мы бываем в разных речевых ситуациях:

когда слушаем учителя на уроке,

отвечаем сами, рассказываем друзьям, как прошли выходные, как сходил на каток или на рыбалку,

когда слушаем радио, например,новости или интервью с известным музыкантом, когда пишем письмо или читаем книгу.

Всё это общение.

Язык - это основное средство общения людей.

Научное исследование. По статистике:

70 % бодрствования человек проводит в речевом общении: из них

16% - чтение,

30% - говорение,

9% - письмо,

45% - слушание.

Таким образом, больше всего мы тратим времени на устную речь и слушание, это основные формы речевой деятельности.

Пассивная речевая деятельность (чтение, слушание)

Чтобы возникло общение, нужно, чтобы были два его участника: говорящий и слушающий. Могут общаться пишущий и читающий, когда мы читаем произведения писателей, когда мы переписываемся.

Физминутка

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

Плечами поводи,

Головою покрути,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

Информация , подготовленная ученицей.

А как было написано первое письмо?

Активная (говорение, письмо).

У Р. Киплинга есть сказка «Как было написано первое письмо».

Давным-давно, когда ещё не существовало письменности, жила-была девочка Таффи.

Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы наловить к обеду карпов, но им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи решила написать маме письмо и послать его с Незнакомцем.

В письме она просила маму прислать с Незнакомцем другое копьё.

Она нарисовала в письме такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое надо принести, незнакомца с копьём в руке, а также бобров, которые встретятся ему по дороге, чтобы не сбиться с пути.

На последнем рисунке была изображена мама с копьём в руке. Таффи думала, что так будет всё понятно.

Незнакомец был из другого племени и не знал языка Таффи, прочитав, он подумал по-своему, что вождю племени угрожает опасность, враги племени подкрадываются со всех сторон.

Я приведу на выручку всё его племя, - подумал Незнакомец.

Мама, прочитав письмо, поняла так: незнакомец проткнул её мужа копьём и напугал Таффи, целая шайка врагов подкрадывается к ним. Незнакомец ничего не смог объяснить, он не знал языка.

Когда всё выяснилось, все долго смеялись, а вождь племени сказал: «О, девочка, ты сделала великое открытие! Придёт день, который назовут умением писать!»

Написать письмо – это полдела, надо его ещё прочитать.

Итак, назовите известные вам виды речевой деятельности? ( чтение, говорение, слушание и письмо )

Учитель. Общение - это процесс взаимодействия людей, в результате которого:

а) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);

б) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);

в) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся (аффективно-коммуникативная функция).

У нас, как вы все заметили, появился новый термин «коммуникация».

Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»?

Работа со словарем. Назовите авторов и название.

Коммуникация –

Письменная речь – это речь без собеседника, он отсутствует в данный момент – как мама находилась далеко от Таффи, поэтому письменная речь должна быть развёрнутой, максимально понятной для того, кто читает.

1) путь сообщения; 2) форма связи; 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

5. Закрепление.

Работа с учебником (§2)

Существует множество видов речевой деятельности. Найдите, которые не звучали и запишите их в тетрадь название. Работа в парах.

Речь может быть:

  1. Внешней или внутренней.

Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов

разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Во внутренней речи (разговор с самим собой ) абсолютно понятна человеку.

Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической.

Задание1.

Ученица подготовила собщение. Дайте характеристику речи

Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной .

Учитель.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и умение логически мыслить.

Задание 2. 20 слов, поочередно записать слово и антоним к нему.

Слова и правильные ответы к ним:

Критерии: «5»- 19,

«4»-17, «3» -!4, «13 и больше.»

Подсчитайте количество правильных ответов. Точно угаданный антоним — это 1 балл. Слова, приблизительно правильные (например, «позор — гордость» вместо «почет, слава»), — это полбалла. При хорошем или удовлетворительном знании языка и умении логически мыслить результат составит примерно17--20 баллов.

Работа с учебником. Упражнение 3. Работа в группах

Тезис - это ёмкое суждение о каком-то объекте.

Чтобы научиться формулировать тезисы, необходимо научиться мыслить ясно, выделять существенное в рассматриваемом объекте.

Попробуйте проделать следующее упражнение.

. 1. Вспомните фильм, который смотрели недавно (или книгу, которую недавно прочли).

2. Изложите содержание фильма (книги) в четырёх предложениях (предложения могут быть и короткими, и длинными ).

Лучше проделывать это в уме, но и на бумаге тоже сойдет.

3. Изложите то же самое, но уже в трёх предложениях (объедините предложения, уберите что-то менее важное).

4. Изложите то же самое в двух предложениях.

5. Изложите в одном предложении.

6. Произнесите это предложение вслух несколько раз. Если оно кажется вам каким-то "неловким", то подкорректируйте его, чтобы оно звучало лучше.

6. Рефлексия.

Что на уроке было главным?

Что нового сегодня узнали

Что было интересным?

7. Выставление оценок. Самооценка.

8. Домашнее задание:

парагаф2, упражненме14.

Подобрать пять пословиц о языке и речи.( выучить наизусть).



Приложение: Пословицы о языке и речи.

Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает).

Язык до Киева доведёт.

Язык языку весть подаёт.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем, петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Написано пером - не вырубить и топором.

Ласковым словом и камень растопишь

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Язык голубит, язык и губит.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!