Урок русского языка в 8 классе подготовила учитель
русского языка и литературы ГОУ ЛНР «АСШ №7» Титова Елена Вадимовна
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Орфографическая разминка
Зам…тает пурга белый путь.
Хоч…т в мягких сн…гах потонуть.
В..т..р резвый уснул на пути:
Н (и, е) проехать в лесу, н (и, е) пройти.
С. Есенин
- О чем стихотворение?
- Что хотел автор этим сказат ь?
Лингвистический диктант
1) Главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?
2) Главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.
3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
4) Сказуемое, которое выражается глаголом в одном из наклонений.
5) Главный член предложения, выраженный вспомогательным глаголом и неопределённой формой смыслового глагола.
6) Тип предложения, состоящего из подлежащего и сказуемого .
7) Предложения, состоящие из одной грамматической основы .
8) Назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных.
9) Сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
10) Согласование, управление, примыкание – это…
определите в данных словосочетаниях вид связи ( групповая работа)
Первая группа
Вторая группа
Зимняя пора
Белый снег
Иду по дорожке
Сидит на ветке
Елки и иголки
Блестит хорошо
Снег шел
Семьдесят семь
Слышно далеко
Один из десяти
Чем отличаются предложения первого и второго столбиков?
Зима замела.
Снежная зима замела все тропинки в лесу.
Эпиграф урока :
"Можно любить зиму и нести в себе тепло, можно предпочитать лето, оставаясь осколком льда".
С. Лукьяненко
Проблемный вопрос?
- Чем может быть выражено дополнение?
Формы
Примеры
Люблю зиму.
Надежда на снег.
Знаю что – то.
Звоню ему.
Не вернуть потерянного.
Приказал найти.
Разрешил приехать.
Выпил стакан молока.
Думал о каждом из нас.
Искал ахиллесову пяту.
Проблемный вопрос?
Чем может быть выражено дополнение?
Формы
Примеры
1. Имя существительное
Люблю зиму.
2.Местоимение
Надежда на снег.
3.Имя прилагательное, причастие в значении существительного
Знаю что – то.
Звоню ему.
Не вернуть потерянного.
4.Инфинитив
Приказал найти.
5. Цельное словосочетание и фразеологизм
Разрешил приехать.
Выпил стакан молока.
Думал о каждом из нас.
Искал ахиллесову пяту.
«Физкультминутка»
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Ознакомление с таблицей «Виды определений»
Прямое
Косвенное
В.п. без предлога (Люблю зиму . )
Все остальные
Р.п. часть от целого
Люблю ездить на коньках.
( Мама купила молока .)
Я смотрю в окно и любуюсь зимним пейзажем.
Р.п. с частицей –НЕ_ (Сегодня не было снега .)
Творческое задание
Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения .
Снег
Лед
Он
Три льдинки
Отдыхающие
Идти
Например: Солнце ( что?) цветит, но не греет.
На небе из-за туч не было видно солнца (чего?).
Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Выучить параграф 24, выполнить упражнение 122.