СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Дополнения и обстоятельства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Дополнение и обстоятельство. Закрепление"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Дополнения и обстоятельства"»

Русский язык ( 4 кл. )


Тема. Дополнения и обстоятельства. Закрепление.


Цель: отрабатывать умение находить дополнения и обстоятельства в тексте, разбирать

предложения; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к родному

языку, к творчеству С.Я.Маршака.


Оборудование: портрет С.Я.Маршака, карточки для индивидуальной работы, карточки

М А Р Ш А К , портреты писателей: А.Т.Твардовского, М. Горького,

С.Баруздина, их высказывания, карточки – книги, тексты для тестирования, шифр,

магнитофон, календарь, «Орфографический словарь», карточки «поэт, драматург,

переводчик, редактор», карточки с «наказами» Маршака, словарные слова «поэт,

редактор», презентация на компьютере «С.Я.Маршак».


Ход урока.

I. Оргмомент.

Прозвенел сейчас звонок – нам пора начать урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.


II. Повторение изученного.


Ехали (по) д…роге, купил п…льто, вышел (из) кв…ртиры, ели б…нан, цв…ли (на) г…зоне.


– Что написано на доске? (словосочетания)

– Вставьте пропущенные буквы.

– На какие группы можно разделить эти словосочетания? (по составу: глагол + существи-

тельное с предлогом, глагол + существительное без предлога)

– Какими членами в предложении будут данные имена существительные? Докажите.

– Какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные?


ВВЕСТИ КАЛЕНДАРЬ


III. Чистописание.

1.– На чистописании мы напишем 2 буквы. Первая буква является непроверяемой безудар-

ной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже.

Какая это буква? (А) Писать её будем вместе с буквой, которая является безударной

гласной, проверяемой ударением. (Е)

2. Самостоятельная работа учащихся.

1 уровень. а е а ее а еее

2 уровень. а а а

е ее еее

IV. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение находить в предложениях дополнения

и обстоятельства.


V. Словарно – орфографическая работа.


1. – Определите следующий вид работы, прослушав стихотворение человека, чьё имя мы

узнаем немного позже (стихотворение «Словарь» С.Я.Маршака рассказывают 3 уч-ся).


Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.


На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: "Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.


Век заедать, век заживать чужой..."

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.


2. Индивидуальная работа у доски:

а) фонетический разбор слова поэт;

б) морфемный разбор слов поэтическая (тетрадь) и редакторский (стол);

в) проспрягать слово редактировать.


3. Запись под диктовку слов (у доски с комментированием).


Карикатуру, медленно, о бульдозере, слева, коньками, каталоги, легко, ароматом.


– Чтобы узнать 1 слово, с которым будем работать сегодня на уроке, вам необходимо

вспомнить, какие второстепенные члены предложения вы знаете.

Согласные буквы нового слова находятся во вторых слогах слов, которые в предложе-

нии могут быть дополнениями, гласные – во вторых слогах слов, которые в предложе-

нии могут быть обстоятельствами.

– Какое слово вы составили? Найдите это слово в «Орфографическом словаре».

– 2 слово из словаря вы узнаете, поработав с шифром.

Зашифрованное слово Шифр


– О – Т – П – Э


– Какое слово вы составили? Найдите это слово в «Орфографическом словаре».


4. Из истории слов…

– Поэзия – это глубоко прочувствованный язык, на котором пишут и говорят в специаль-

ной форме. Рифма в стихотворении и отличает его от прозы. «Поэзия» – от греческого

«создаю, творю». Поэзия – это поэма, стихотворение, сонет, эпиграмма. Долгие века

литературой считались только стихи. Автора стихотворных, поэтических произведений

стали называть поэтом.

5. Развитие речи:

а) подобрать синоним к слову «поэт» (автор, сочинитель);

б) подобрать однокоренные слова к слову «редактор» (редакция, редактировать, редак-

тирование);

в) придумать предложения с этими словами.


6. Физкультминутка.

– Если вы услышите слово, которое в предложении может быть обстоятельством –

присядьте, если дополнением – стойте.

Интересно, оратору, слушателями, прекрасно, биографию, об авторе, по – авторски.


7. На доске – перевёрнутый портрет С.Я.Маршака. По ходу беседы рядом прикрепляются

таблички со словами (поэт, драматург, переводчик, редактор).

– Поэт, писатель… А как можно назвать человека, который пишет драматические

произведения? (драматург) Как называют специалиста, который переводит с одного

языка на другой? (переводчик) Как вы думаете, что может объединять слова «поэт»,

«редактор», «драматург», «переводчик»? Оказывается, всем этим занимался человек, о

творчестве которого мы будем говорить сегодня на уроке.




поэт редактор


драматург переводчик


VI. Введение в тему.

– Всем знакомым и незнакомым ребятам он хотел подарить куклу, которая смогла бы

утешить в трудную минуту. А так как таких кукол не существует, он советовал ребятам

говорить самим себе слова, которые помогут их утешить, успокоить, развеселить, сделать

терпеливее, добрее, храбрее, умнее. Некоторые из его советов вы видите у себя на карточ-

ках. Прочитайте их.

  • Не обижайся! Будь умнее своего обидчика. 5

  • Не печалься. Будет и на твоей улице праздник! 2

  • Не бойся! Бывают вещи и пострашнее. 1

  • Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. 4

  • Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут 3

хорошие книжки.

  • Да будет мягким сердце, твёрдой – воля! 6

– На доске карточки с такими же предложениями. Расставьте их по порядку в соответствии

с моим заданием.

А Ш К М Р А

2 4 6 1 3 5

1 – 1 подлежащее, 3 – сложноподчинённое 5 – дополнение,

обст. обр. действия предложение краткое прил.

2 – обст. места 4 – сложносоч. предл. 6 – 1 восклицат. предлож.

– Последнее предложение я взяла из четверостишия С.Я.Маршака, которое должно быть

девизом всей вашей жизни:


Да будет мягким сердце, твёрдой - воля!
Пусть этот нестареющий наказ
Напутствием послужит каждой школе,
Любой семье и каждому из нас.


VII. Работа по теме урока.


1. Повторение знаний о членах предложения.


– Так что же вы уже знаете о членах предложения? На какие группы их можно разделить?

Какие члены предложения являются второстепенными? На какие вопросы отвечает

дополнение? Обстоятельство? Какие виды обстоятельств вы знаете? На какие вопросы

они отвечают?


2. Рассказ учителя.


– Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. Это

его знаменитые пьесы «Кошкин дом», «Сказка про козла» (с ней познакомимся на уроке

чтения), «Петрушка», «Горе – Злосчастие» и многие другие. В 1920-е годы в Краснода-

ре вместе с поэтессой Елизаветой Ивановной Васильевой он начал писать пьесы для

ребят. Их ставили в местном театре. В 1922 г. они были опубликованы в сборнике

«Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришёл

работать в ТЮЗ. Сам он говорил: «Я пришёл в детскую литературу через театр».

3. Работа в микрогруппах. Составить высказывание А.М.Горького о С.Я.Маршаке.


– А вот что о Маршаке сказал Максим Горький, мы сейчас узнаем, поработав в микро-

группах.


«Маршак – основоположник и знаток детской литературы у нас».

– Что значит «основоположник»? Где это «у нас»? (в нашей стране) Как вы понимаете

смысл этого высказывания А.М.Горького?

– Записать, определить, какими членами предложения являются выделенные слова.

4. Работа в парах:


а) составить из перепутанных строк четверостишие С.Я.Маршака;


  • Умеет он под стол ходить пешком. 2

Читатель мой особенного рода: 1

С читателем двухтысячного года! 4

Но радостно мне знать, что я знаком 3

б) записать, найти обстоятельство, дополнение.


5. Разбор предложения.


– Составьте предложение по алгоритму (в парах), а затем разберите его.

«предлог + местоим. + прил. мн.ч.+ сущ. И.п. + имя собств. + глагол + сущ. Т.п. + прил. +

прил. + сущ. Р.п.»

«Для самых маленьких имя Маршака стало синонимом хорошей детской книжки» (С.Баруздин)

6. Физкультминутка.


– Вы немного устали, и я вижу, что у некоторых изжу, что у некоторых вас изменилось настроение. Если

понаблюдать за окружающими, когда они сердятся, плачут, радуются, смеются, удивля-

ются, то увидим, как при этом меняются все черты лица, выражающие внутреннее

состояние человека – мимика.

– Я буду читать двустишья, а вы изобразите настроение (иллюстрации).

На цветы смотреть приятно –

Это каждому понятно.

Удивляет всё вокруг,

Всё – и бабочка, и жук.

Ох, какие забияки!

А малыш боится драки…

Неслучайно слёзы льются:

Оказалось, чашки бьются!

Дом не строится, как надо.

Развалился – вот досада!

Наш сластёна очень рад –

Семь пирожных съел подряд.


– Думаю, что стихотворение помогло поднять вам настроение. Теперь активно продолжаем

работать.


7. Работа по учебнику (упражнение 237).

1, 2 предложение – I в. , 3,4 предложение – II в. (самостоятельно).


8. Разноуровневая работа (под музыку).

1 уровень.

– Представьте, что вы – С.Я.Маршак и хотите рассказать, как относитесь к людям.



Я люблю работающих людей – тех, кто делает своё дело мастерски , весело,

щедро. (С.Я.Маршак, 1955 г.)


2 уровень.

– Представьте, что вы – современник С.Я.Маршака – А.Т.Твардовский. Как бы вы

оценили творчество Маршака?


Его слава художника чужда дуновения моды и надёжно застрахована от

переменчивости литературных вкусов. (А.Т.Твардовский)


Задание: подчеркнуть дополнения и обстоятельства.


VIII. Тестирование.

– Какое сейчас время года? У С.Я.Маршака есть стихотворение, посвящённое этому

времени года (у учеников карточка со стихотворением С.Я.Маршака «Как поработала

зима!», в котором пропущены имена существительные).


1. Зимой, зима, зимы. подлежащее

2. На кровли, красиво, вчера. обстоятельство места

3. Шубы, снежный, полушубках. дополнение

4. Трубках, трубы, трубит. дополнение

5. Небеса, с небес, небесный. обстоятельство места

6. Строгий, строгость, строго. обстоятельство образа действия

IX. Итог урока.

1.– Что узнали на уроке? Какое задание особенно понравилось выполнять?

2. Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом. (Сабир Абдулла)


X. Домашнее задание.

Найти и подчеркнуть в стихотворении С.Я.Маршака «Как поработала зима!» дополнения

и обстоятельства.


















Составьте предложение:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Предл. + мест. + прил. мн.ч.+ сущ.И.п. + имя собств. + глаг. + сущ.Т.п. + прил. +прил. + сущ.Р.п.



самых стало Для хорошей детской маленьких имя синонимом Маршака книжки




Составьте предложение:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Предл. + мест. + прил. мн.ч.+ сущ.И.п. + имя собств. + глаг. + сущ.Т.п. + прил. +прил. + сущ.Р.п.



самых стало Для хорошей детской маленьких имя синонимом Маршака книжки




Составьте предложение:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Предл. + мест. + прил. мн.ч.+ сущ.И.п. + имя собств. + глаг. + сущ.Т.п. + прил. +прил. + сущ.Р.п.



самых стало Для хорошей детской маленьких имя синонимом Маршака книжки




























Самуил Яковлевич Маршак















(1887 – 1964)









































Как поработала ____________!

Какая ровная кайма,


Не нарушая очертаний,

Легла _______________ новых зданий.




Вокруг белеющих прудов –

Кусты в пушистых _________________.

И проволока проводов

Таится в белоснежных _____________.




Снежинки падали _____________

В таком случайном беспорядке,

А улеглись постелью гладкой

И __________окаймили лес.

1 уровень.


творит


Я люблю работающих людей – тех, кто делает своё дело мастерски , весело,

красиво

уважаю

отлично

щедро. (С.Я.Маршак, 1955 г.)






2 уровень.


отлично

писателя


Его слава художника чужда дуновения моды и надёжно застрахована от

крепко

времени

поэта

эпохи

переменчивости литературных вкусов. (А.Т.Твардовский)

разнообразия

изменения





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!