СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе на тему «Вводные слова и предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический урок русского языка в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе на тему «Вводные слова и предложения»»



Вид мероприятия - урок

Предмет – русский язык

Класс – 8

Тема мероприятия – «Вводные слова и предложения»

Цели и задачи:

  • Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; углубление понятия об изучаемом языковом явлении;

  • дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;

  • прививать интерес к музыке, заострить внимание на ее роли в жизни человека.

  • Формирование аналитических способностей учащихся;

  • Формирование умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной.

  • Воспитание любви к искусству.


Используемое оборудование и средства обучения.

  1. мелодии Чайковского «Времена года»;

  2. компьютер;

  3. выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.


Раздаточный материал: тесты, тексты для анализа.

Тип урока.

урок повторения и обобщения знаний












Тема: «Вводные слова и предложения» (слайд 1)

Цели и задачи: (слайд 2)

  • Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; углубление понятия об изучаемом языковом явлении;

  • дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;

  • прививать интерес к музыке, заострить внимание на ее роли в жизни человека.

  • Формирование аналитических способностей учащихся;

  • Формирование умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной.

Оборудование:

  1. мелодии Чайковского «Времена года»;

  2. компьютер;

  3. выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.

Тип урока:

урок повторения и обобщения знаний.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно,

первое и самое чудесное из них.

Л.Успенский



Я очень сожалел бы, если бы моя музыка
только развлекала моих слушателей:
я стремился сделать их лучше.

Г.Ф.Гендель

.(слайд3)


1. Оргмомент

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

Тема нашего урока: «Вводные слова и предложения. Цель нашего урока: Систематизирование и обобщение знаний о вводных словах и предложениях

А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова Георга Фридриха Генделя и слова Л. Успенского (чтение эпиграфа). Слайд

Итак, за работу.

2. Пунктуационно-орфографическая работа: (слайд 4)

Перед вами карточки с текстом о великом русском композиторе П.И.Чайковском. Вам необходимо списать, расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить их написание, найти вводные слова.

Слайд с рекомендациями.

В это время один уч-ся производит синтаксический разбор предложения.



Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Фазиль Эде был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.



Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забывают(ть)ся а наоборот все больше людей узн…ет и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский созд…вая музыку думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал (во)первых девять опер (во)вторых семь симфоний (в)третьих три б…лета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться что в его музыке бьется сердце России.

(Проверка по цепочке с комментированием)

Работа по тексту

  • докажите, что это текст,

  • определить тему текста, основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение

  • К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?





  1. Тест в рамках подготовки к ОГЭ. (слайд 5)

В следующем году нам предстоит сдавать экзамен по русскому языку в форме ОГЭ. В тестовой части содержится задание В 10, которое звучит следующим образом: « В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при водном(-ых) слове (-ах).

Ваша задача – решить этот тест.


  • 1) Пожалуй,(1) ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека,(2) как музыка.

  • 2) Музыка,(1) без сомнения,(2) делает человека добрее,(3) благороднее,(4) красивее.

3) Я смотрел на них,(1) вдохновленных,(2) и думал о том,(3) что вот все они разные,(4) а сейчас вдруг как бы одинаковыми стали,(5) что-то заставило их сблизиться, забыться,(6) почувствовать вечную красоту.

4) ) Быть может,(1) я никогда не стал бы художником,(2) если бы с детства не полюбил музыку.

5) Кажется,(1) больше всего ему помогали леса,(2) лесной дом,(3) где он гостил этим летом,(4) просеки,(5) заросли,(6) заброшенные дороги,(7) этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

6) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку,(1) а,(2) напротив,(3) легкую,(4) развлекательную.

7) Еще подумал я и о том,(1)что красота,(2)видно,(3) живет в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её,(4) не дать ей умереть,(5) не проснувшись.


4. Работа с омонимичными частями речи.

Устный пунктуационный разбор. (СЛАЙД 6)

Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?

а) Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.

б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.

(С. Т. Коненков, скульптор )

– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

Вывод : Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Задание 5. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. (2 ученика) Я диктую предложения, а вы должны указать номера предложений с вводными словами.

  1. Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.

  2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.

  3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.

  4. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радо





  1. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.

  2. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

(Ключ: 2,4)

Задание 6. . Работа с таблицей (СЛАЙД 7)

-Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов.

Трудности при выделении вводных слов”:

  1. Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.

  2. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.

  3. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово.

  1. Сжатие текста.(слайд 8)

Первая часть экзаменационной работы, которую мы будем писать в этом и следующем году представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту ( сжатое изложение). Поэтому следующее задание будет заключаться в следующем: сократить текст, который лежит перед вами на парте, используя три типа сжатия текста. Какие же это типы? (Обобщение,упрощение, исключение). Работаем сразу же на листочках.

Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками.
Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
(К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»)



  1. Презентация о Чайковском, его цикле «Времена года» (Слайд 8)



В течение всего урока мы пользовались раздаточным материалом, посвященном творчеству русского композитора П.И.Чайковского. И мне бы хотелось немного остановиться на биографии этого великого композитора и его знаменитом цикле «Времена года». А подготовил нам информацию и презентацию Горденков Кирилл.



  1. Мини текст-рассуждение по картине Фазиля Эде «Жаворонок». (Слайд 9)

- Каждый из нас погружается в мир искусства с самого детства. Оно способно передать настроение человека, выразить его чувства и мысли. Особыми узами связаны между собой живопись и музыка. Как было сказано ранее, Чайковский посвятил марту месяцу «Песню жаворонка». А французский художник Базиль Эде написал знаменитую картину «Жаворонок». Используя два этих вида искусства напишите мини текст-рассуждение, используя вводные слова.

10. Вывод.

Давайте сделаем вывод: для чего необходимы вводные слова и предложени в нашей речи?

(вводные слова и предложения способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи, с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается.)


  1. Итог урока (слайд 10)


Закончить наш урок хотелось бы стихотворением о вводных словах, которое сочинила Елизарова Екатерина.


Вводные слова.

Возьмите вводные слова.

Я слушаю с открытым ртом

От них кружится голова,

И радуюсь всему подряд.

Они мешают суть сберечь

Меня, как всех, не раз, не два

И замедляют нашу речь,

Спасали вводные слова,

И все ж удобны потому,

И чаще прочих среди них

Что выдают легко другим,

Слова «во- первых», «во- вторых».

Как мы относимся к тому,

Они, начав издалека,

О чем, смущаясь, говорим.

Давали повод не спеша

Мне скажут «К счастью…»

Собраться с мыслями, пока

И потом

Не знаю, где была душа.

Пусть что угодно говорят,



Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений. (слайд 11)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!