Урок русского языка в 8 классе «Развитие речи № 2. Повторение сведений о тексте» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.
Тема. Развитие речи. Повторение сведений о тексте.
Цель: повторить известные стили речи, дополнить и расширить понятия о тексте, используя словесные возможности; развивать правильную речь, вырабатывать навыки правильного орфоэпического произношения.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы урока и целеполагание.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Орфоэпическая разминка.
КрасИвее, добЫча партЕр (в театре), понялА, цыгАн, кУхонный, озлОбить, звонЯт, шассИ, закУпорить, запломбировАть, включИт.
Лексическая разминка. Подобрать синонимы к фразеологическим оборотам:
Рука об руку – (рядом); золотые руки – (умелец); на руку нечист – (вор); сизифов труд - (тяжёлый и бесполезный труд).
Работа над темой урока.
Беседа.
- Что такое текст?
Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст – грамматически связанное смысловое высказывание, информативное и логически оформленное. Тексты бывают разные по объёму, тематике и строению.
- Важно помнить: умение правильно строить текст – одно из главных условий владения речью.
- Какие типы речи вам известны?
Один текст содержит описание, другой – повествование, третий – рассуждение, но они могут объединяться в одном тексте.
Итак, текст может содержать описание, повествование, рассуждение.
Тренировочное задание.
Определить содержание авторских текстов.
Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно реют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шороха леса. (Л.Пантелеев).
(Описание).
Мы первый раз пришли в школу. Учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке. «Я буду учить вас, дети, всему, что знаю сам», - сказал Дюйшен. И действительно, он учил нас всему. (Ч.Айтматов).
(Повествование).
Самое трудное время – работа над словом. Чем я руководствуюсь, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально-выразительным. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин).
Использование средств связи предложений в тексте.
Лексический повтор.
Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом. (К.Паустовский).
Местоимения.
Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека… Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. (КПаустовский).
- Почему в первом примере для соединения предложений использован лексический приём, а во втором – местоимение? ( Такое соединение логичнее: второе предложение дополняет смысл сказанного).
3) Однокоренные слова, описательные обороты, антонимы.
4) Первым предложением, организующим текст, может быть заглавие.
Люди
Люди,
в общем,
мало просят,
но дают довольно много.
Люди многое выносят:
если надо – ходят в ногу.
Устают, недоедают,
Но уж если взрыв за взрывом, -
Этот ад надоедает
Даже самым терпеливым. (Л.Мартынов)
- При помощи каких средств языка связаны строфы? (При помощи повторяющихся слов).
5) Беседа с классом.
- Какое из двух предложений более выразительно? Чем это достигается?
Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, чувства, отношение к окружающему миру.
Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
(В первом предложении содержится информация, мысль закончена. Во втором предложении чувствуется желание продолжить… ).
- Основную мысль текста усиливают порядок предложений и порядок слов. Это делает текст «другим». Пример: советы В.А.Сухомлинского:
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
Дополнение учителя.
Одно из средств усиления выразительности речи – риторический вопрос. Он не требует ответа. У него яркая восклицательная интонация, содержащая вопрос (?!).
Какие радости в чужбине?
Они в родных краях…
(К.Батюшков)
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?!
(Н.Рубцов)
7) Задание классу.
- Какой приём использован поэтессой Е.Благининой для того, чтобы подчеркнуть главную мысль стихотворения?
Не обижайте стариков,
Не унижайте, не стращайте,
Их горький век не сокращайте
Из-за постыдных пустяков.
Не обижайте стариков!
Предположительный ответ: приём усиления мысли частицей НЕ. В данном случае подчёркиваются два постыдных явления сегодняшней жизни: способность унижать и «стращать».
План стилистического анализа текста (признаки текста):
наличие темы и основной мысли текста;
основная функция текста: описание, повествование, рассуждение;
стилевые принадлежности текста;
наличие эмоционально окрашенной лексики;
фразеологизмы, их характер (если имеются);
синтаксический строй текста;
средства связи предложений в тексте:
а) оправданное повторение слов;
б) использование связывающих текст местоимений;
в) использование близких по смыслу слов.
Подведение итогов работы.
Учитель. Всё сказанное в материале этого урока поможет пишущему избежать стандарта мыслей, научиться чувствовать слово, выделять главную мысль текста, стихотворения…
Домашнее задание.
По плану стилистического анализа текста сделать художественно – текстуальный разбор стихотворения И.А. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь имена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!
Подготовить сообщение на лингвистическую тему «Средства связи в тексте».