СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Р.Р.№ 2. Повторение сведений о тексте".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи - неотъемлемая часть постоянной работы над совершенствованием речи учащихся и развитию их коммуникативных компетенций. Повторение сведений о тексте необходимо для закрепления понятия "текст" и развития умений составлять высказывания разных типов, умело используя при этом средства художественной выразительности и в целом богатство лексики. Как говорится, "повторение - мать учения", значит, повторение о тексте будет хорошим опытом для ребят в работе над разными типами текстов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Р.Р.№ 2. Повторение сведений о тексте".»

Урок русского языка в 8 классе «Развитие речи № 2. Повторение сведений о тексте» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.



Тема. Развитие речи. Повторение сведений о тексте.

Цель: повторить известные стили речи, дополнить и расширить понятия о тексте, используя словесные возможности; развивать правильную речь, вырабатывать навыки правильного орфоэпического произношения.

Оборудование: учебник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока и целеполагание.

  3. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Орфоэпическая разминка.

КрасИвее, добЫча партЕр (в театре), понялА, цыгАн, кУхонный, озлОбить, звонЯт, шассИ, закУпорить, запломбировАть, включИт.

  1. Лексическая разминка. Подобрать синонимы к фразеологическим оборотам:

Рука об руку – (рядом); золотые руки – (умелец); на руку нечист – (вор); сизифов труд - (тяжёлый и бесполезный труд).

  1. Работа над темой урока.

  1. Беседа.

- Что такое текст?

Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст – грамматически связанное смысловое высказывание, информативное и логически оформленное. Тексты бывают разные по объёму, тематике и строению.

- Важно помнить: умение правильно строить текст – одно из главных условий владения речью.

- Какие типы речи вам известны?

Один текст содержит описание, другой – повествование, третий – рассуждение, но они могут объединяться в одном тексте.

Итак, текст может содержать описание, повествование, рассуждение.

  1. Тренировочное задание.

Определить содержание авторских текстов.

  1. Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно реют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шороха леса. (Л.Пантелеев).

(Описание).

  1. Мы первый раз пришли в школу. Учитель усадил нас на разостланную по полу солому и дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке. «Я буду учить вас, дети, всему, что знаю сам», - сказал Дюйшен. И действительно, он учил нас всему. (Ч.Айтматов).

(Повествование).

  1. Самое трудное время – работа над словом. Чем я руководствуюсь, предпочитая одно слово другому? Во-первых, слово должно с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых, оно должно быть музыкально-выразительным. В-третьих, должно иметь размер, требуемый ритмической конструкцией фразы. (К.Федин).



  1. Использование средств связи предложений в тексте.

  1. Лексический повтор.

Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом. (К.Паустовский).

  1. Местоимения.

Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека… Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. (КПаустовский).

- Почему в первом примере для соединения предложений использован лексический приём, а во втором – местоимение? ( Такое соединение логичнее: второе предложение дополняет смысл сказанного).

3) Однокоренные слова, описательные обороты, антонимы.

4) Первым предложением, организующим текст, может быть заглавие.

Люди

Люди,

в общем,

мало просят,

но дают довольно много.

Люди многое выносят:

если надо – ходят в ногу.

Устают, недоедают,

Но уж если взрыв за взрывом, -

Этот ад надоедает

Даже самым терпеливым. (Л.Мартынов)

- При помощи каких средств языка связаны строфы? (При помощи повторяющихся слов).

5) Беседа с классом.

- Какое из двух предложений более выразительно? Чем это достигается?

Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, чувства, отношение к окружающему миру.

Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.

(В первом предложении содержится информация, мысль закончена. Во втором предложении чувствуется желание продолжить… ).

- Основную мысль текста усиливают порядок предложений и порядок слов. Это делает текст «другим». Пример: советы В.А.Сухомлинского:

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

  1. Дополнение учителя.

Одно из средств усиления выразительности речи – риторический вопрос. Он не требует ответа. У него яркая восклицательная интонация, содержащая вопрос (?!).

Какие радости в чужбине?

Они в родных краях…

(К.Батюшков)

Разве в этом кто-то виноват,

Что с деревьев листья улетели?!

(Н.Рубцов)

7) Задание классу.

- Какой приём использован поэтессой Е.Благининой для того, чтобы подчеркнуть главную мысль стихотворения?

Не обижайте стариков,

Не унижайте, не стращайте,

Их горький век не сокращайте

Из-за постыдных пустяков.

Не обижайте стариков!

Предположительный ответ: приём усиления мысли частицей НЕ. В данном случае подчёркиваются два постыдных явления сегодняшней жизни: способность унижать и «стращать».

  1. План стилистического анализа текста (признаки текста):

  1. наличие темы и основной мысли текста;

  2. основная функция текста: описание, повествование, рассуждение;

  3. стилевые принадлежности текста;

  4. наличие эмоционально окрашенной лексики;

  5. фразеологизмы, их характер (если имеются);

  6. синтаксический строй текста;

  7. средства связи предложений в тексте:

а) оправданное повторение слов;

б) использование связывающих текст местоимений;

в) использование близких по смыслу слов.



  1. Подведение итогов работы.

Учитель. Всё сказанное в материале этого урока поможет пишущему избежать стандарта мыслей, научиться чувствовать слово, выделять главную мысль текста, стихотворения…

  1. Домашнее задание.

  1. По плану стилистического анализа текста сделать художественно – текстуальный разбор стихотворения И.А. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь имена.



И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь!



  1. Подготовить сообщение на лингвистическую тему «Средства связи в тексте».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!