СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. "Практическое занятие по подготовке к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. "Практическое занятие по подготовке к ОГЭ"»

9класс Урок русского языка №8 11.09.2021

Тема: Практическое занятие в формате ОГЭ

Цели урока:  повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2021:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ


Ход урока


  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Определение целей урока

  2. Актуализация опорных знаний.

 

1. Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ»

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?


2. «Кто быстрее и правильнее»  В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.

Ветер опять налетел неожиданно. Он сорвал листья с деревьев (1) и (2) подбросив их вверх (3) затих (4) любуясь разноцветным дождём: жёлтым (5) зелёным и красным. Листья (6) опускающиеся на землю (7) плавно покачивались (8) словно разноцветные рыбки в пруду. Так ветер (9) отмечал наступление осени.

3. «Грамотеи». Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении.  Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении.

К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.

А) а - о - о - о - е - т - е - о.

Б) о - о - о - о - е - т - е - о.

В) о - а - а - о - и - т - е - о.

Г) а - а - а - о - и - и - а.


4. «Превращения». Заменить словосочетания.  Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1) каша из гречки –

2) дом из кирпича –

3) кусты сирени – 
4) совет отца – 
5) бессонная ночь – 
6) полковое знамя – 
7) шестилетний ребёнок –

5. Работа в группах.. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – написать название средства выразительности.

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)


III.Физкультминутка


IV 1. Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы «Да – нет».

1. Й - гласный звук. Нет

2. Антонимы слова с противоположным значением. Да.

3. Дополнение – это главный член предложения. Нет.

4. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

5. Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.

6. Себя – это личное местоимение. Нет.

7. Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да

8. Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.

9. Морфология – наука о составе слова. Нет.

10. Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.

11. Золотая осень – это безличное предложение. Нет.

12. Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да

13. Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да

14. О – это гласный звук. Да.

15. Лексика изучает звуки и буквы. Нет

16. Ученик – это одушевленное существительное. Да.

17. Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.

18. А, но, однако - это противительные союзы. Да.

19. Причастие – это самостоятельная часть речи. Да.

20. Диалог это разговор двух лиц. Да.


V. 1) Практическая деятельность. Решение тестовых заданий ОГЭ(варианты 5-8 сб. «ОГЭ. Русский язык Дощинский .)

2)Проверка результата

Задание 2 № 13027

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Внезапно налетел ветер и промчался. (2)Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния. (3)Растущая туча наклоняется сводом. (4)Передний ее край вытягивается рукавом. (5)Трава, кусты — все вдруг потемнело.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Ветер налетел (предложение 1)

2) Молния сверкнула (предложение 2)

3) Наклоняется сводом (предложение 3)

4) Её край вытягивается (предложение 4)

5) Трава, кусты - всё потемнело (предложение 5)

Пояснение.

Выделим основы:

1) Ветер налетел и промчался (предложение 1);

2) Воздух дрогнул; молния сверкнула (предложение 2);

3) Туча наклоняется (предложение 3);

4) Край вытягивается (предложение 4);

5) Трава, кусты - всё потемнело (предложение 5).

 

Задание 3 № 13029

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Когда всматриваешься в группу «праведных жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4) замысел художника(5) верившего в то(6) что зло исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

Когда всматриваешься в группу «праведных жен»,(1) идущих в рай,(2) нарисованную на южном столпе,(3) то особенно глубоко ощущаешь замысел художника,(5) верившего в то,(6) что зло исчезнет,(7) уступив в мире место добру.

 

1), и 2), и 3), и 5), и 6) запятые выделяют причастные обороты.

3) и 6) запятые одновременно стоят на границе частей в сложном предложении.

7) запятая выделяет деепричастный оборот.

 

Задание 5 № 13137

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) (книги) КУПЛЕНЫ — в отглагольном прилагательном пишется -Н-.

3) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) НЕ надеясь (на успех) — НЕ с глаголом пишется раздельно.

5) ПОЛУАВТОМАТ — слова с ПОЛУ- пишутся слитно.

Пояснение.

Приведём верное объяснение:

1) ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) (книги) КУПЛЕНЫ — в кратком причастии пишется -Н-.

3) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной корня: перед С пишем О.

4) НЕ надеясь (на успех) — НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ПОЛУАВТОМАТ — слова с ПОЛУ- пишутся слитно.

 


VI. Самостоятельная работа. Представление результатов. Ребята получают карточки с текстом для анализа.

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино  — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

— (13)Где моя Чёрная Спинка?  — крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

— (15)Она… была на кухне,  — ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое  — отец, Елена Станиславовна и Неля,  — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

— (24)Вы давали ей рыбу?  — тихо спросил Колька.

— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой,  — ответил отец.  — (27)А вот зёрна…

(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.

— (29)А ногу ей перевязывали?

— (30)Да…

— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

— (33)Ты знаешь, Николай…  — отец в ответственные минуты всегда называл его так.  — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала?  — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

— (38)Да, мешала!  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна!  — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

— (43)А ты мне не сестра…  — выпалил Колька.

— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!..  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй  — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

— (52)Как ты можешь так, Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

— (55)Где же она сейчас?  — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.

(56)Елена Станиславовна опустила голову.

— (57)Она сдохла,  — набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас!  — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

(По А. Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924  — 2017)  —  русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.

1)Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Елена Станиславовна чувствовала свою вину за гибель птицы, но из-за грубых слов Коли так и не извинилась перед ним.

2)  Домашние не решались сразу сообщить Коле плохую новость.

3)  Как Коля и поручил, птице перевязывали лапку и кормили рыбой.

4)  Приехав, Коля внимательно дослушал марш, который играла Неля, до конца.

5)  Пока Коля был в лагере, птица жила в большой комнате, где было много свежего воздуха, необходимого для её выздоровления.


2)Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  «Ты видишь!»  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.

2)  Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.

3)  «Да, мешала!»  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

4)  Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.

5)  Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

3)Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

2) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.

3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.


4). Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


VII. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«Плюс – минус – интересно».

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».

Оцени свою работу на уроке

VIII. Домашнее задание: выполнение тестовых заданий (варианты № 10-12 сб. «ОГЭ. Русский язык Дощинский .)

(дополнительно по выбору)







Раздаточный материал

к уроку №8

4. «Грамотеи». Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении.  Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении.

К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.

А) а - о - о - о - е - т - е - о.

Б) о - о - о - о - е - т - е - о.

В) о - а - а - о - и - т - е - о.

Г) а - а - а - о - и - и - а.


5. «Превращения». Заменить словосочетания.  Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1) каша из гречки –

2) дом из кирпича –

3) кусты сирени – 
4) совет отца – 
5) бессонная ночь – 
6) полковое знамя – 
7) шестилетний ребёнок –

6. Работа в группах. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – написать название средства выразительности.

1) Преувеличение.

2) Употребление слова в переносном значении.

3) Яркое, красочное прилагательное.

4) Уподобление одного предмета или явления другому.

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. 

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.







Задание 2 № 13027

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Внезапно налетел ветер и промчался. (2)Воздух дрогнул кругом, слабо сверкнула молния. (3)Растущая туча наклоняется сводом. (4)Передний ее край вытягивается рукавом. (5)Трава, кусты — все вдруг потемнело.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Ветер налетел (предложение 1)

2) Молния сверкнула (предложение 2)

3) Наклоняется сводом (предложение 3)

4) Её край вытягивается (предложение 4)

5) Трава, кусты - всё потемнело (предложение 5)

Пояснение.

Выделим основы:

1) Ветер налетел и промчался (предложение 1);

2) Воздух дрогнул; молния сверкнула (предложение 2);

3) Туча наклоняется (предложение 3);

4) Край вытягивается (предложение 4);

5) Трава, кусты - всё потемнело (предложение 5).

 

Задание 3 № 13029

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Когда всматриваешься в группу «праведных жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4) замысел художника(5) верившего в то(6) что зло исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

Когда всматриваешься в группу «праведных жен»,(1) идущих в рай,(2) нарисованную на южном столпе,(3) то особенно глубоко ощущаешь замысел художника,(5) верившего в то,(6) что зло исчезнет,(7) уступив в мире место добру.

 

1), и 2), и 3), и 5), и 6) запятые выделяют причастные обороты.

3) и 6) запятые одновременно стоят на границе частей в сложном предложении.

7) запятая выделяет деепричастный оборот.

 

Задание 5 № 13137

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) (книги) КУПЛЕНЫ — в отглагольном прилагательном пишется -Н-.

3) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) НЕ надеясь (на успех) — НЕ с глаголом пишется раздельно.

5) ПОЛУАВТОМАТ — слова с ПОЛУ- пишутся слитно.

Пояснение.

Приведём верное объяснение:

1) ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) (книги) КУПЛЕНЫ — в кратком причастии пишется -Н-.

3) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от конечной согласной корня: перед С пишем О.

4) НЕ надеясь (на успех) — НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ПОЛУАВТОМАТ — слова с ПОЛУ- пишутся слитно.

 

7. Задание 7 № 13930

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

2) «Ты видишь!» — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.

3) «Да, мешала!» — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.

3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.