СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Простое предложение и его грамматическая основа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Простое предложение и его грамматическая основа»

4.Урок русского языка в 9 классе.

Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)


Цели: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого;

2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого;

3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

Оборудование: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым», тест


Ход урока

I. Опрос. Один ученик из первой группы записывает на доске таблицу из упр. 23 на с. 15.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

— Что такое предложение?

— Чем оно отличается от словосочетания?

— Как связываются слова в словосочетании и предложении?

— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.

Таблица 4

Тире между подлежащим и сказуемым

ставится

не ставится

1) —

Сущ., числ. в И. п.

Лесдруг человека.

Пятью пятьдвадцать пять.

2) —

Неопр. ф. глаг. — неопр.

ф. глаг.

Жить на свете — значит постоянно бороться и побеждать.

3) — .

Неопр. ф. глаг. — сущ.

Сущ. — неопр. ф. глаг.

Выспатьсямоя мечта!

Наша задача — хорошо учиться.

4) — это, вот

Перед этими словами.

Чтение — вот лучшее учение.

1) Как .

Пшеничное поле как огромное море.

2) Личн. мест. .

Ончеловек необычной судьбы.

3) Не .

Старостьне радость.


П р и м е ч а н и е

Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.

Тылучший человек на свете.


В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

Перед выполнением упр. 31 необходимо повторить основные группы односоставных предложений по таблице.


Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо-личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.

IV.Контроль знаний.

Тестовые задания

1. Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

Ответ: в.

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

Ответ: г.

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

Ответ: в.

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

Ответ: б.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

Ответ: в.

♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.


V. Подведение итогов работы.

VI. Домашнее задание:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина — свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!