Урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.
Тема. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Цель:
- вырабатывать навыки применения пунктуационных правил на практике;
- развивать чувства языка;
- воспитывать внимательность.
Оборудование: учебник, карточки, дидактический материал.
Ход урока.
Организационный момент. Настрой на успешную работу.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
П. 30. Задания 1, 2 (стр. 138 - 140).
Объявление темы и целеполагание.
Восприятие учащимися учебного материала.
Слово учителя.
Предложения с разными видами связи отличаются богатыми возможностями развёрнутого изложения мыслей, поэтому они используются во многих стилях – художественном, научном, публицистическом.
Тренировочное упражнение.
А) определите стиль и средства реализации этого стиля;
Б) опишите речевую ситуацию;
В) графически выделите части сложного предложения и постройте схему.
Не теряя ни одного мгновения на приготовление к началу, Рихтер быстро подходит к роялю, и с первой фразы вы слышите не звучание инструмента, а саму музыку, которую он заново сотворяет, и понимаете: исчезает незримая черта, отделяющая его от публики, от мира, от человечества, потому что эта музыка, звучащая навсегда, как строки великих поэтов, как книги великих писателей. (И.Андроников).
Работа по карточкам в парах и группах.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схему одного из предложений.
Карточка № 1 Дубовые кусты разр..слись по скатам оврага около р..дника зеленеет к..роткая бархатная травка а вода в р..днике такая х..лодная что от первого гл..тка зубы начинают б..леть и пон..маеш(..) сонечные лучи (н..)когда (н..)касс..ются его х..лодной серебристой влаги. Я напился р..дниковой в..ды взглянул кругом месс..ность оказалась (во)все (не)знакомой какие(то) кусты обрамляли берег на песча..ой косе валялась рыбацкая сеть а (не)подалёку прямо на п..ске с..дел мужик который меня казалось (не)замечал. |
Карточка № 2 Охотники знают в ветер и дождь когда с моря шумит злая моряна утка и гусь заб..ваются в к..мыши наступает лу..шее время охоты и дни стоят ясные тихие и птица высыпает на открытую воду и (мелко)водный залив покрывается (не)исч..слимым множеством птич..их стай которые ре..ко по..пускают охотника на выстрел. Ноч.. наступает быстро узенький и пр..зрачный серп месяца ц..пляется за верхушку ели и сказочной кажется округа когда всё п..гружается (во)мрак (не)смотря на бедную р..стительность и р..вни..ый ландшафт. |
Творческое задание.
Над цветущим кустом жасмина летали мотыльки. Ветер покачивал высокие ветки растения. От растения шёл аромат. Чувствовалось лёгкое головокружение.
Подъезжая к дому, я волновался. Годы разлуки с родными изменили меня. Будут ли они рады видеть меня? Этого я не знал.
Я подъехал к усадьбе. Меня никто не встретил. Мать, по-видимому, была у соседки. Соседка жила в доме напротив. Отец работал в саду и не слышал подъехавшего экипажа. Он занят. Он ничего не слышит.
Самостоятельная работа.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схемы предложений.
Июнь лучшее время в Спасском цветут с..рень ж..смин акация (на)перебой поют щебеч..т птицы которых в парке так много. Когда вспом..наеш.. друзей лё..кая грусть охватывает сер..це они далеко с ними возможна только переписка хотя и писем ждать приходится долго в (не)погоду дороги становятся (не)проезжими. Сад уд..вительно пох..рошел выр..сли скромные кустики с..рени что в прошлом году мы с тобой п..садили выт..нулись берёзы и клёны и шепч..тся веч..рами когда звёзды заж..гаются над ними липовые а..леи особенно хороши стали гулял бы по ним и в дом (не)зах..дил до вечера.
Работа с учебником.
Стр. 142. Знакомство с теоретическим материалом.
Упр. 205. Стр. 143. Прочитать и проанализировать предложения, объяснить постановку знаков препинания в них. Начертить схемы предложений.
Подведение итогов урока.
Работа у доски.
Провожатых со мной не было: работа на солнцепёке так всех утомила, что ещё с вечера все быстро уснули.
Когда Никита вышел во двор, он понял: отец сегодня будет браниться, потому что двери сарая, в котором оставили багаж, были не заперты.
Рефлексия.
- На уроке я научился…
- Я понял, что…
- Больше всего мне понравилось…
Домашнее задание. П. 31. теоретический материал.
Упр. 206. Переписать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Начертить схемы двух предложений по выбору.