СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока для учащихся 9 класса трудная в усвоении, так как сложное предложение обычно содержит в своём составе несколько простых предложений. Материал урока даёт возможность отработать умения находить грамматические основы предложений, видеть границы предложений и разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями. Работа с учебником "Русский язык" под редакцией Л.М.Рыбченковой дополняет материал урока, делая его более насыщенным разными видами работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи".»

Урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Цель:

- вырабатывать навыки применения пунктуационных правил на практике;

- развивать чувства языка;

- воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, карточки, дидактический материал.


Ход урока.


  1. Организационный момент. Настрой на успешную работу.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

П. 30. Задания 1, 2 (стр. 138 - 140).


  1. Объявление темы и целеполагание.

  2. Восприятие учащимися учебного материала.

    1. Слово учителя.

Предложения с разными видами связи отличаются богатыми возможностями развёрнутого изложения мыслей, поэтому они используются во многих стилях – художественном, научном, публицистическом.


    1. Тренировочное упражнение.

  • Запишите предложения по диктовку и выполните задания:

А) определите стиль и средства реализации этого стиля;

Б) опишите речевую ситуацию;

В) графически выделите части сложного предложения и постройте схему.


Не теряя ни одного мгновения на приготовление к началу, Рихтер быстро подходит к роялю, и с первой фразы вы слышите не звучание инструмента, а саму музыку, которую он заново сотворяет, и понимаете: исчезает незримая черта, отделяющая его от публики, от мира, от человечества, потому что эта музыка, звучащая навсегда, как строки великих поэтов, как книги великих писателей. (И.Андроников).


    1. Работа по карточкам в парах и группах.

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схему одного из предложений.


Карточка № 1


Дубовые кусты разр..слись по скатам оврага около р..дника зеленеет к..роткая бархатная травка а вода в р..днике такая х..лодная что от первого гл..тка зубы начинают б..леть и пон..маеш(..) сонечные лучи (н..)когда (н..)касс..ются его х..лодной серебристой влаги. Я напился р..дниковой в..ды взглянул кругом месс..ность оказалась (во)все (не)знакомой какие(то) кусты обрамляли берег на песча..ой косе валялась рыбацкая сеть а (не)подалёку прямо на п..ске с..дел мужик который меня казалось (не)замечал.


Карточка № 2


Охотники знают в ветер и дождь когда с моря шумит злая моряна утка и гусь заб..ваются в к..мыши наступает лу..шее время охоты и дни стоят ясные тихие и птица высыпает на открытую воду и (мелко)водный залив покрывается (не)исч..слимым множеством птич..их стай которые ре..ко по..пускают охотника на выстрел. Ноч.. наступает быстро узенький и пр..зрачный серп месяца ц..пляется за верхушку ели и сказочной кажется округа когда всё п..гружается (во)мрак (не)смотря на бедную р..стительность и р..вни..ый ландшафт.


    1. Творческое задание.

  • Из простых предложений составьте сложные с подчинительной и бессоюзной связями; постройте схемы.


Над цветущим кустом жасмина летали мотыльки. Ветер покачивал высокие ветки растения. От растения шёл аромат. Чувствовалось лёгкое головокружение.

Подъезжая к дому, я волновался. Годы разлуки с родными изменили меня. Будут ли они рады видеть меня? Этого я не знал.

Я подъехал к усадьбе. Меня никто не встретил. Мать, по-видимому, была у соседки. Соседка жила в доме напротив. Отец работал в саду и не слышал подъехавшего экипажа. Он занят. Он ничего не слышит.


    1. Самостоятельная работа.

  • Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки; постройте схемы предложений.


Июнь лучшее время в Спасском цветут с..рень ж..смин акация (на)перебой поют щебеч..т птицы которых в парке так много. Когда вспом..наеш.. друзей лё..кая грусть охватывает сер..це они далеко с ними возможна только переписка хотя и писем ждать приходится долго в (не)погоду дороги становятся (не)проезжими. Сад уд..вительно пох..рошел выр..сли скромные кустики с..рени что в прошлом году мы с тобой п..садили выт..нулись берёзы и клёны и шепч..тся веч..рами когда звёзды заж..гаются над ними липовые а..леи особенно хороши стали гулял бы по ним и в дом (не)зах..дил до вечера.


    1. Работа с учебником.

  • Стр. 142. Знакомство с теоретическим материалом.

  • Упр. 205. Стр. 143. Прочитать и проанализировать предложения, объяснить постановку знаков препинания в них. Начертить схемы предложений.


  1. Подведение итогов урока.

Работа у доски.

  • Постройте схемы данных предложений.

Провожатых со мной не было: работа на солнцепёке так всех утомила, что ещё с вечера все быстро уснули.

Когда Никита вышел во двор, он понял: отец сегодня будет браниться, потому что двери сарая, в котором оставили багаж, были не заперты.


  1. Рефлексия.

- На уроке я научился…

- Я понял, что…

- Больше всего мне понравилось…


  1. Домашнее задание. П. 31. теоретический материал.

Упр. 206. Переписать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Начертить схемы двух предложений по выбору.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!