СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Секреты средств выразительности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет повторить средства выразительности, подготовит учащихся к выполнению задания ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Секреты средств выразительности.»

Технологическая карта учебного занятия



Секреты средств выразительности


Выполнила:Дугина Г.А.

МОУ Мышкинская СОШ

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

Секреты средств выразительности

Количество часов

1 час

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о приемах и способах определения художественных средств.

Задачи урока


Обучающие: определение функций художественного стиля, роли выразительных средств в нем.

Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать. Пробудить внутреннюю мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Воспитательные: воспитание правил говорения; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка;

Тип урока:

урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, подготовка к выполнению задания 7 ОГЭ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные результаты

1)систематизация и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;

3)обучать навыкам культуры речи и речевого общения;

5)обучать лингвистическому и содержательному анализу текста, определять виды художественных средств и их роль в тексте.

1)развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения; 2)развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; 3)эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д. 4)развивать творческие возможности школьников.



1)повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;


Решаемые учебные проблемы

Закрепление имеющихся знаний по теории



















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Микроцель этапа урока

Ход занятия

Деятельность учащихся

Комментарии

I. Организационный этап

Цель:

Включение в деятельность

Учитель приветствует учащихся



II. Определение темы, выявление цели и задач урока

Цель:

определение содержательных рамок урока, определение темы, постановка целей и задач

Прочитайте отрывок из ст. А.С .Пушкина «Зимнее утро». Назовите художественнее средства, которые помогают поэту нарисовать картину зимнего вечера


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
Конечно, не всегда легко определить вид художественных средств. Как вы думаете, почему?

Тема Секреты средств выразительности

Цель: Выявить приемы и способы (секреты) выявления в предложении(тексте) видов средств выразительности

Задачи: 1. Повторить определения средств выразительности, научиться находить их в предложении, в тексте, определять их роль.

Дети читают текст, находят художественные средства









Запись темы


3. . ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ

Цель:

ЭПИТЕТ

Это чаще всего имя прилагательное или причастие, употреблѐнное в

переносном значении.

Интересно, что само слово «эпитет» пришло к нам из греческого

языка, где оно имеет значение «приложенное». То есть эпитет – это то,

что «прикладывается» к слову. Это одиночное определение, которое

характеризует предмет, дополняет его в эмоциональном отношении.

Не просто осень, а золотая осень.

Не просто роса, а серебряная роса.



Что такое метафора и как еѐ отличить от эпитета?

Для метафоры одного слова маловато. Метафора – это

словосочетание (сочетание двух слов) или предложение, которое

употребляется в переносном смысле. Это скрытое сравнение.

Вот перед нами словосочетание – «книга жизни». Какое средство

языковой выразительности употребляет автор? Эпитет или метафору?

Можно с уверенностью сказать, что это метафора. Почему? Потому

что словосочетание построено по типу сущ.+сущ., причѐм первое

существительное употреблено в переносном значении. И скрытое

сравнение здесь есть – жизнь сравнивается с книгой.

Чтобы отличить метафору от эпитета, необходимо понимать, что

метафорам характерны оригинальность, необычность, они помогают

представить какое-нибудь явление.


«Пустых небес прозрачное стекло…» Яркая бунинская метафора

помогает нам представить, что осеннее небо пусто и прозрачно, как

стекло.


.



Практические задания.


Определи, какие средства языковой выразительности - эпитеты или

метафоры - употреблены в следующих предложениях:


1.Непрерывная цепь воспоминаний возникает и преследует меня.

2.Задул по седым ивам теплый ветер

3.Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в

лесах год за годом – каждую осень встречаешь всѐ тот же огненный

куст рябины за прудом.

4.Горит и горит багровый костѐр заката.

5.К полудню задует сырой ветер, польются томительные дожди.



Повторение теории


Теперь нам предстоит разобраться, что из себя представляют

фразеологизмы, которые мы привыкли называть устойчивыми

сочетаниями слов.

Фразеологизмы очень выразительны, в них есть и

хитреца, и лукавство. Их употребление делает речь образной, весѐлой и

озорной. Про человека, который ничего не смыслит в чѐм-то, скажут –

разбирается как свинья в апельсинах. Про того, кто остался ни с чем, -

остался с носом.

Нередко фразеологические обороты путают с метафорой. И это

происходит не случайно. Фразеологизм так же, как и метафора, имеет

переносное значение.

Необходимо помнить, что фразеологизмы – это устойчивые

сочетания слов, которые без труда можно заменить одним словом или

близким по смыслу словосочетанием.

Устойчивые – значит неделимые по смыслу, составляющие единое

целое. Например, мы говорим «знать как свои пять пальцев». И никто из

нас не скажет «знать как свои оба уха» или «знать как свой нос».

Все мы помним выражение «грызть гранит науки», и никому не придет

в голову сказать «сухарь». Получится смешно – «грызть сухарь науки». И

никакой это будет не фразеологизм уже.

Вставляют буквы, затем объясняют правописание, показывая результаты магнитными карточками


Практические задания

Цель: Обогащение активного и пассивного словаря


Замените фразеологизм одним словом!


Сломя голову –

рукой подать –

бить баклуши –

клевать носом –

после дождичка в четверг –

витать в облаках –

нашѐл дорогу к сердцу –

наступать на пятки –








Дети рассказывают о художественном стиле


VIII . Физкультминутка

Цель: Забота о здоровье учащихся.



Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

И за парты сели дружно.

Нам ещё работать нужно!



Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)






Выполнение тестов из презентации

Цель:





Выполнение тестов из презентации




Контроль

Цель: Активизация учебной деятельности

1.Укажите номера предложений, в которых средством

выразительности является сравнение.

1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слѐзы, а нос

горел, как раскалѐнный.

2) И лежит он на жѐсткой, горячей койке один, как отставший от

поезда.

3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то

подвиг.

4) Смирнова говорила сухо, как по писаному.

5) Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг

почувствовал прилив тепла.


2. Укажите номера предложений, в которых средством

выразительности является эпитет.

1) Но на четвѐртый день малыш уже стал привыкать к теплоте

рук человека.

2) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место»,

уйдѐт на свой лежак в угол и будет ждать.

3) И всѐ же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб

белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шѐрстке

тѐплые, ласковые пальцы.

4) Так тѐплая дружба и преданность становились счастьем,

потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого

больше того, что он может дать.

5) В этом основа, соль дружбы


3. Укажите номера предложений, в которых средством

выразительности речи является фразеологизм.

1) Раздражение моѐ против гостя росло.

2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови,

непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило

картофелиной.

3) Он выметнулся из кресла, подошѐл ко мне и протянул руку.

4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни

задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно

начавшейся дружбы.

5) И это открытое движение доброты, нежности и доверия

перевернуло во мне душу…


4. Укажите номера предложений, в которых средством

выразительности речи является сравнение

1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого

слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор

стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.

2) Неизвестно, сколько времени мы шли, как вдруг услышали гул и

увидели свет.

3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас

перевернѐтся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

4)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух,

надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников,

клацали у наших задубелых лиц.

5) Ветер валил с ног.


5. Укажите номера предложений, в которых не

использован фразеологизм.

1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым

может быть мягкий, покладистый Павлик.

2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна

души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

5) Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своѐ место,

Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом.




Ключи1-124, 2-34, 3-45, 4-34,



ХIV. Задание на дом.

Цель: нацелить на выполнение творческого домашнего задания

Написать сочинение-миниатюру «Волга в феврале», используя средства художественной выразительности.


Выполнить 5 вариантов 7 задания

Дети сами выбирают задание


ХV. Рефлексия

Цель:

Подведение итогов урока, оценка своей деятельности на уроке.



Сможете ли вы справиться с 7 заданием теста ОГЭ? Как вы считаете?

Если сомневаетесь в этом, то какие вопросы нуэ\жно рассмотреть более подробно?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!