СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Урок - практикум.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - практикум.Включает в себя задания по подготовке к ГИА (ОГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь. Материалы к уроку»

3


Тема урока « _______________________________________________________________________»











Ответы запишите цифрами и словами:












Запишите полученные ответы

































Лист самоконтроля

Ведется на протяжении всего урока)



Фамилия, имя ученика____________________________________________________________



Вид задания

Отметка

  1. Распределить аббревиатуры на 3 колонки по какому-либо принципу


  1. «Корзина идей»


  1. «Кластер»



  1. В чём смысл?


  1. Укажите верное утверждение


  1. Соотнесите предложения со схемами


  1. Определите тип СП


  1. Готовимся к ОГЭ – 2019

Задание 12(1)

Задание 12(2)

Задание 12(3)





  1. Творческая мастерская


Общий балл



Шкала настроения


0 1 2 3 4 5


Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская»

1. «Соберите» текст из разрозненных предложений

Осень











































Осень, глубокая осень!

Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака.

Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают звери и птицы от шороха человеческих шагов.

(С. Т. Аксаков. 120 слов)























2. Составьте и запишите пейзажную миниатюру по данному началу, используя сложные предложения разных видов (5-6 предложений)

Золотая осень

Пришла пора золотой осени. Разноцветные листья кружатся в хороводе и устилают землю.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Составьте и запишите пейзажную миниатюру по данному началу, используя сложные предложения разных видов (5-6 предложений)

Золотая осень

Пришла пора золотой осени. Разноцветные листья кружатся в хороводе и устилают землю.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









3.

































4.

























Просмотр содержимого презентации
«Урок - практикум _ Сложное предложение. Виды сложных предложений_ 9 класс»

Открытый урок русского языка в 9 «В» классе Учитель русского языка и литературы МАОУ Московской СОШ Москвина Марина Александровна 25.10.2018г.

Открытый урок русского языка

в 9 «В» классе

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Московской СОШ

Москвина

Марина Александровна

25.10.2018г.

1,1,2,3,5,8,13, 21 ...

1,1,2,3,5,8,13, 21 ...

Леонардо Пизанский (1170 -около 1250) – итальянский математик, более известный под прозвищем Фибоначчи .

Леонардо Пизанский

(1170 -около 1250) – итальянский математик, более известный под прозвищем Фибоначчи .

.....От простого к сложному

.....От простого к сложному

Сложное предложение

Сложное предложение

ЕГЭ ССП ЦСКА БСП МГУ СПП ОГЭ ВДНХ РФ

ЕГЭ

ССП

ЦСКА

БСП

МГУ

СПП

ОГЭ

ВДНХ

РФ

ЕГЭ Распределите аббревиатуры на 3 равные группы по какому-либо принципу ССП ЦСКА БСП МГУ СПП ОГЭ ВДНХ РФ

ЕГЭ

Распределите аббревиатуры

на 3 равные группы по какому-либо принципу

ССП

ЦСКА

БСП

МГУ

СПП

ОГЭ

ВДНХ

РФ

Объясните РФ ОГЭ ВДНХ БСП ЕГЭ ЦСКА МГУ ССП СПП

Объясните

РФ

ОГЭ

ВДНХ

БСП

ЕГЭ

ЦСКА

МГУ

ССП

СПП

Тема урока Сложное предложение Виды сложных предложений

Тема урока

Сложное предложение

Виды сложных предложений

Цели урока

Цели урока

  • Повторить....
  • Совершенствовать компетенции...
  • Применять...
«Корзина идей»  Соедините части рассыпанных предложений, вставьте пропущенные слова   1.Простые предложения 1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней .......... или союзным словом. 2 . Сложные предложения 2… это такие сложные предложения, которые обходятся без ............... и союзных слов. 3.ССП 3…это предложения, в которых имеется только ................. грамматическая основа. 4.СПП 4… это предложения, состоящие из двух или ..........................простых предложений. 5.БСП 5… это сложные предложения, в которых простые предложения ............... по смыслу и связываются сочинительной связью.

«Корзина идей» Соедините части рассыпанных предложений, вставьте пропущенные слова

1.Простые предложения

1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней .......... или союзным словом.

2 . Сложные предложения

2… это такие сложные предложения, которые обходятся без ............... и союзных слов.

3.ССП

3…это предложения, в которых имеется только ................. грамматическая основа.

4.СПП

4… это предложения, состоящие из двух или ..........................простых предложений.

5.БСП

5… это сложные предложения, в которых простые предложения ............... по смыслу и связываются сочинительной связью.

«Корзина идей»   1.Простые предложения 1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом. 2 . Сложные предложения 2… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. 3.ССП 3…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. 4.СПП 5.БСП 4… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Эталон 5… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. 1-3,2-4,3-5, 4-1,5-2

«Корзина идей»

1.Простые предложения

1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

2 . Сложные предложения

2… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3.ССП

3…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4.СПП

5.БСП

4… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Эталон

5… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

1-3,2-4,3-5,

4-1,5-2

Критерии оценивания  0 ошибок – «5»   1-2 ошибки – «4»   3-4 ошибки - «3» 5 и более ошибок - «2»

Критерии оценивания

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки - «3»

5 и более ошибок - «2»

Кластер   СП

Кластер

СП

Кластер   СП БСП СП ССП СПП

Кластер

СП

БСП

СП

ССП

СПП

В чём смысл?  ( )  [ ]

В чём смысл?

( ) [ ]

Соотнесите предложения со схемами

Соотнесите предложения со схемами

Самопроверка 1 – В; 2 – Е; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – Д

Самопроверка

1 – В; 2 – Е; 3 – А; 4 – Б; 5 – Г; 6 – Д

Расставьте знаки препинания.  Постройте схемы предложений 1 группа: На золотом фоне листвы видны яркие клёны, а жёлтые осинки совсем потерялись. 2 группа: Тихо падают с берёз лёгкие листья и шелестит под ногами сухая листва. 3 группа: Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб но уже оголились вершины берёз. 4 группа: Из-за туч вышло солнце дождь не прекращался.

Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений

1 группа: На золотом фоне листвы видны яркие клёны, а жёлтые осинки совсем потерялись.

2 группа: Тихо падают с берёз лёгкие листья

и шелестит под ногами сухая листва.

3 группа: Ещё зелёный стоит в лесу старый развесистый дуб но уже оголились вершины берёз.

4 группа: Из-за туч вышло солнце дождь не прекращался.

Определите вид сложного предложения, оформив ответ следующим образом:  ССП – …  СПП – …  БСП - …   1) Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги. 2) Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 3) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 4)  Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.

Определите вид сложного предложения, оформив ответ следующим образом: ССП – … СПП – … БСП - …

1) Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.

2) Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 3) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 4)  Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.

Эталон  ССП – 1  СПП – 2  БСП –  3   4 - ?

Эталон ССП – 1 СПП – 2 БСП – 3

4 - ?

4)   Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.

4)   Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.

СП с разными видами связи 4)   Еще была  осень , но  солнце  начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно  грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб .

СП с разными видами связи

4)   Еще была осень , но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб .

Готовимся к ОГЭ -2019 Задание 12  Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными сочинительной связью.   Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…  Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.     2,3

Готовимся к ОГЭ -2019 Задание 12 Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными сочинительной связью.

Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти… Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.

2,3

Готовимся к ОГЭ -2019 Задание 12  Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.   1,8

Готовимся к ОГЭ -2019 Задание 12 Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью

Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

1,8

Готовимся к ОГЭ -2019 Задание 12  Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными бессоюзной связью Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.   7,8

Готовимся к ОГЭ -2019 Задание 12 Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными бессоюзной связью

Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.

7,8

Физминутка Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

Физминутка

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

Творческая мастерская  Творческая мастерская Кто-то любит осень и видит в ней буйство красок, для кого-то она ассоциируется с холодными дождливыми вечерами. На самом деле в это время года природа не умирает, она всего лишь готовится ко сну, чтобы через несколько месяцев снова радовать нас яркими цветами и ароматами.

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Кто-то любит осень и видит в ней буйство красок, для кого-то она ассоциируется с холодными дождливыми вечерами. На самом деле в это время года природа не умирает, она всего лишь готовится ко сну, чтобы через несколько месяцев снова радовать нас яркими цветами и ароматами.

ОСЕНЬ  Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.  Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.  Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.  Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают звери и птицы от шороха человеческих шагов. (С. Т. Аксаков. 120 слов)

ОСЕНЬ

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают звери и птицы от шороха человеческих шагов.

(С. Т. Аксаков. 120 слов)

Запишите 3-5 сложных предложений разного вида по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему:  «Люблю я пышное природы увяданье»

Запишите 3-5 сложных предложений разного вида по картине Исаака Левитана «Золотая осень» на тему: «Люблю я пышное природы увяданье»

Составьте и запишите пейзажную миниатюру по данному началу, используя сложные предложения разных видов (3-5 предложений) Золотая осень Пришла пора золотой осени. Разноцветные листья кружатся в хороводе и устилают землю._________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Составьте и запишите пейзажную миниатюру по данному началу, используя сложные предложения разных видов (3-5 предложений)

Золотая осень

Пришла пора золотой осени. Разноцветные листья кружатся в хороводе и устилают землю._________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Согласны ли вы,  что в каждом мгновении осени есть частичка чего-то прекрасного.   Аргументируйте свой ответ.

Согласны ли вы, что в каждом мгновении осени есть частичка чего-то прекрасного. Аргументируйте свой ответ.

Домашнее задание  (на выбор) 1. Составьте кроссворд на тему «Сложное предложение. Виды сложных предложений» 2. Выпишите из текстов художественной литературы 5 сложных предложений разных видов.

Домашнее задание (на выбор)

1. Составьте кроссворд на тему «Сложное предложение. Виды сложных предложений»

2. Выпишите из текстов художественной литературы 5 сложных предложений разных видов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!