Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе "Что такое синонимы"»
Урок во 2 классе
Тема: «Что такое синонимы»
Актуальность темы урока: Данная работа является актуальной, так как умение правильно употреблять синонимы делает нашу речь ярче, выразительнее, помогает избегать повторов одних и тех же слов. С синонимами учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературного чтения. Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Это происходит за счет активного употребления в речи синонимов.
Цели урока:
Образовательные: формировать представление о синонимах, их синтаксической роли, умение находить синонимы в тексте, определять различие в лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.
Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.
Формирование УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать .
Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, работа с разными видами заданий.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать: значение и роль синонимов в речи.
Уметь: находить синонимы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.
Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать успешность достижения целей учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Ресурсы:
Основные:
Учебник «Русский язык». 2 класс. Учебник под редакцией В. П.Канакиной, В. Г.Горецкого. М.: Просвещение.
Дополнительные: распечатанные карточки.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Приветствие. Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему видно каждый из вас. Улыбка, уверенность. Что ж, так держать! За парты садитесь, пора начинать. | |
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка | (На доске запись) Птицы улетают. - Какое предложение записано? - Дополните предложение, чтобы оно стало распространенным. Найдите и подчеркните основу предложения. -В предложении подчеркните гласные буквы. Распределительный диктант. Запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Ванна, слон, осьминог, сойка, сом, вал, Оля, осенний. |
Нераспространенное
Учащиеся называют несколько предложений, одно записывается
|
III. Самоопределение к деятельности | На доске карточки с буквами: У Д Г Р - составьте из этих букв слово. -составьте предложение со словом друг. - каким словом можно заменить слово друг? У слов друг, товарищ, приятель близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения. | Друг
Приятель, товарищ |
IV. Работа по теме урока | Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Языкознания, в город Синонимию. Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном язык разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом. Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень им захотелось найти друзей. Волшебник выстроил их в один ряд, объединил наших знакомых под одним флагом, повелел им друг братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности , они стали называться одним словом – синонимы. - Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока - Кто может ответить на этот вопрос? Игра «Третий лишний» - Какое слово лишнее? 1. Морозный, холодный. 2. Большой, огромный, 3. Красивый, прекрасный,. Упр. 66 (с. 52) - Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже? Одинаково или по – разному они произносятся? - Запишите слова ключ, родник, источник. Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь). У нас в учебнике словарь есть на с. 141.откройте его и посмотрите какие слова в нем записаны. Синонимы делают нашу речь богаче и выразительнее. | .
«Что такое синонимы»
(Что такое синонимы?)
(Синонимы - это слова с близким лексическим значением.) вьюжный, здоровый
милый
(Родник, ключ.)
(По- разному.)
|
V. Физминутка |
У оленя дом большой Он глядит в своё окно Заяц по лесу бежит в дверь к нему стучит: - Тук-тук-тук! Дверь открой! Там в лесу охотник злой! - Заяц, заяц забегай! Лапу подавай! |
Учащиеся повторяют движения за учителем |
VI . Закрепление изученного материала | Работа по карточкам - Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную. Специальность - (профессия). Обучение животных – (дрессировка). Асфальтированная дорога – (шоссе). Игра на льду - (хоккей). Помещения в школе – (класс). Один из самых главных предметов – (русский язык) - Упр. 69 (с. 53) - Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку? - Как автор это показал? Прочитайте стихотворение так, как оно записано,- орфографически. -Какие знакомые орфограммы встретились? - Проговорите стихотворение несколько раз. - А теперь проговорим его хором. -Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы. |
Мерзнущую, ей очень холодно. Он использовал синонимызябнет, стынет, мерзнет, дрожит. |
VII. Рефлексия | Учитель предлагает подобрать и записать синонимы к словам веселый, огромный, жаркий, смелый. - Кто считает, что он сегодня постарался и написал отлично? - Кто недоволен своей работой? - Что в работе показалось особенно трудным? - Что вы выполняли с легкостью?
| |
VIII. Подведение итогов | - Расскажите что такое синонимы? - Какова роль синонимов в речи? (
| Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте. |