1.Организа-ционный момент 2. Актуали-зация опорных знаний а) чистопи-сание б) словар- ная работа 3. Поста-новка проб- лемы 4. Сообще-ние темы 5. Откры-тие «ново-го» знания Физкульт-минутка «Пальчико- вая гимнас- тика» Физкульт-минутка на глаза 6.Первич-ное закреп-ление во внешней речи 7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8.Включе-ние в сис-тему зна-ний и пов-торений 9. Подведе-ние итогов 10. Рефлек-сия 11. Домаш-нее задание | 2 мин 3 мин 5 мин 3 мин 3 мин 12 мин 1 мин 1 мин 3 мин 3 мин 5 мин 2 мин 1 мин 1 мин | Учитель вместе с детьми говорит стихотворение (СЛАЙД №1) Обращение к детям: - Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё в порядке: Учебник, пенал и тетрадка? -Для чего нам нужно выполнять эти правила? - Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на соседа, улыбнитесь ему. А теперь подарите свою улыбку и мне. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. - Что бы вы пожелали друг другу на уроке русского языка? (СЛАЙД №2) Обращение к детям: - А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Поэтому девизом нашего урока будут слова «Хочешь грамотным быть… Учитель показывает папку с лучшими тетрадями: - Да, оказывается, 6 тетрадей учащихся (называет имена) в нашем классе я положила в Папку Почёта, которая называется «Красиво писать – красоту творить». - Как вы понимаете эти слова? - Да, писать нужно всегда с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. - А кто читает то, что вы написали? - А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать: ПКЧАГ (зашифрованные слова) - Спасибо вам, ребята, за красоту и порядок в ваших тетрадях. Мы гордимся вами! (Учитель выдаёт тетради учащимся) - Начнём урок с минутки чистописания. Посмотрите в тетради и на образец на доске. Учитель задаёт вопросы: - Какое умение мы будем закреплять? - Какие критерии оценки чистописания мы знаем? (На доске таблица с буквами П А О и 3 полосочки) - Вспомним правила посадки - Руки? - Ноги? - Локти? - Спина? Учитель даёт задание: - Пишем строчную букву б, проговаривая свёрнутый алгоритм написания Учитель применяет приём «Веду за собой» - Наташа, веди за собой! - Пишем строчную букву б до конца строчки, глядя на образец и соблюдая критерии оценки чистописания. - Давайте проверим - Кто считает, что успешно справился с заданием? Поднимите руку! - А кто справился лучше, чем вчера? Молодцы! На полях поставьте знак «+» -Оцени себя! (Ученик у доски оценивает себя) - Что тебе показалось трудным? - Чему мы сейчас учились? Учитель задаёт вопросы: - Прочитайте слова на слайде (СЛАЙД №3) - Как вы думаете, какое задание будет дано к этим словам? - Какие условия грамотного письма мы должны соблюдать? Задание детям: - Списать слова, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы Учитель показывает на слайде образец: - Давайте проверим. (СЛАЙД №4) -Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно. Поставьте знак «+» Кто допустил ошибки? -Оцени себя! (Ученик у доски оценивает себя) Учитель задаёт вопрос: - Какие знания понадобились вам для выполнения этого задания? - Какое слово лишнее? Как вы считаете? Учитель задаёт вопрос: - Подумайте, а как можно перенести слово русский. Я предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах Учитель даёт задание: - Напишите на белых листочках, как вы перенесёте слово русский. Даю 1 минуту. - Какие у вас идеи? Учитель пишет варианты переноса слова на доске - Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова вы нашли. Задание было одно. - Почему результаты получились разные? - Что мы пока не знаем? - А вы хотите узнать? - А в жизни, где это умение вам пригодиться? Учитель задаёт вопросы: -Какая тема нашего урока? (СЛАЙД №5) - Какие знания хотите получить, чему мы должны научиться? (СЛАЙД №6) - Какие вы любознательные! Молодцы! Вы настоящие ученики – целеустремлённые! - Почему важно знать, как нужно переносить слова? - Что вы можете сделать сами, чтобы узнать это? - Какие вы находчивые! Вам поможет работа в группе? Чем? - Какие вы доброжелательные и дружные ребята! А вы справитесь с трудностями? - Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Задание группам: - У каждой группы на парте лежит лист, на котором «зашифровано» правило. - Назовите план работы, по которому будете расшифровывать правило (СЛАЙД №7) - Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? - Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе - Слушаем результаты работы групп 1 группа (СЛАЙД №8) Учитель задаёт вопросы: - Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? - Запишите по выбору одно слово с переносом 2 группа (СЛАЙД №9) Учитель задаёт вопросы: - Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? - Запишите по выбору одно слово с переносом 3 группа (СЛАЙД №10) Учитель задаёт вопросы: - Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? - Запишите по выбору одно слово с переносом Учитель вместе с детьми говорит слова и повторяет движения 4 группа (СЛАЙД №11) Учитель задаёт вопросы: - Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? - Запишите по выбору одно слово с переносом 5 группа (СЛАЙД №12) Учитель задаёт вопросы: - Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? - Запишите по выбору одно слово с переносом 6 группа (СЛАЙД №13) Учитель задаёт вопросы: - Прочитаем слова, обращаем внимание на перенос - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? - Запишите по выбору одно слово с переносом Задание детям: - Поднимите руку те дети, которые написали слово лосось - Кто может объяснить значение этого слова? - А где можно узнать? - Давайте спросим у наших гостей Учитель дополняет: (СЛАЙД №14) Лосось – это морская хищная рыба, вкус которой обычно нравится даже тем, кто остальную рыбу просто не любит. Она очень полезна, в ней много витаминов, особенно витамина Д. - А вы хотите увидеть подводный мир? Давайте посмотрим и послушаем. Пусть глазки отдохнут. (СЛАЙД №15) - Чему мы сейчас учились? - Сколько правил переноса мы открыли? - Проговорим их ещё раз, пользуясь слайдом и карточками на доске - Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Работа в группах Учитель даёт задание: - Составьте алгоритм. Как будете действовать, если надо перенести слово Проверка работы групп (СЛАЙД №16) - Давайте проверим работу в группах. На слайде фиксируем алгоритм переноса слов 1 шаг – Читаем слово 2 шаг – Делим на слоги 3 шаг – Вспоминаем правило переноса 4 шаг – Записываем слово - Как вы думаете, почему выделены слова «вспоминаем правило» Учитель задаёт вопрос: - Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? - Как же мы перенесём слово русский, которое не вошло строку? - Запишем это слово в тетрадь - Посмотрите на свою запись слов, сравните с образцом на доске, вспомните условия грамотного письма. - Оцените себя. Поставьте на полях знак +, если вы написали, соблюдая все условия грамотного письма -Кто ошибся? - Что тебе показалось трудным? - Вы близки к успеху! Учитель даёт задание: - Найдите упражнение №1 на странице 28. Прочитайте задание - Запишите слова, которые переносил Вася, разделяя их для переноса правильно. Кому трудно, смотрим на памятку (СЛАЙД №16) - Давайте проверим работу. Учитель показывает на слайде образец (СЛАЙД №17) - Какие ошибки были у мальчика? - Какие правила переноса он забыл? -Какое слово нельзя перенести? Почему? - Оцените себя, как вы поработали. Кто все ошибки нашёл? Вы сделали задание правильно. Поставьте на полях знак «+». Молодцы! - Где вы ошиблись? Учитель даёт задание: - Найдите в учебнике упражнение 3 на странице 29. Прочитайте задание. Задание по вариантам: 1 вариант: Выписать слова, которые можно перенести, разделить их для переноса 2 вариант: Выписать слова, которые нельзя перенести Учитель показывает на слайде образец: - Давайте проверим. (СЛАЙД №18) -Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно. Поставьте на полях знак «+» - Кто допустил ошибки? - Как ты думаешь, почему ты допустил ошибку? - Поднимите руку те дети, которые выполнили 5 заданий успешно. Ваши работы мы поместим на стенд «Наши лучшие работы». Выходите к стенду и положите тетради на выставку. Так держать, ребята! - Какие затруднения были у вас? - Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать! Вы уже близки к успеху! - Чему мы сегодня учились на уроке? - Какие шаги мы делали к достижению этой цели? - Как нам удалось открыть эти правила? - Для чего нам это надо знать? Продолжи предложения: Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне показалось важным… Больше всего мне понравилось… Могу похвалить ребят за то, что… (СЛАЙД №19) - Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились правильно переносить слова Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки Красный – кто затрудняется переносить правильно слова Учитель объясняет домашнее задание: - Ребята, домашнее задание по выбору. На странице 29 упражнение 4 или 5. Выучить правила переноса слов (СЛАЙД №20) - Ребята! Вы у меня молодцы! Вы мне помогли провести урок (СЛАЙД №21) - Я желаю всем солнечного настроения! (СЛАЙД №22) | Дети хором говорят слова: - Прозвенел звонок и смолк. Нам пора начать урок. Постарайтесь всё понять, Чтобы грамотно писать Дети проверяют готовность к уроку Дети показывают своё настроение смайликами Высказывания детей Дети хором договаривают: …учись мыслить, думать, творить! Высказывания детей - Мамы, папы, бабушки, учительница, друзья Один из учеников говорит: Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно Дети отвечают на вопросы: - Мы будем закреплять написание маленькой строчной буквы б - Правильность, аккуратность, объём Дети хором говорят: – На месте! – На месте! – У края? – Прямая! Дети пишут в тетрадях, один из учеников «ведёт» их за собой, проговаривая свёрнутый алгоритм написания буквы б - С 1/3 влево вверх, задержались, выписывая крышечку, опускаемся, выписывая крышечку, большим секретом уходим вверх, развернули ручку и вправо на ширину буквы Ученик выполняет задание у доски, а остальные учащиеся на своих местах Дети сравнивают с образцом Самопроверка Самооценка - Мне было дано задание написать строчную букву б. Я считаю, что выполнила работу на «5» - Мы закрепляли написание строчной буквы б - Дев…чка, м…шина, ру…кий - Списать слова, вставив пропущенные буквы, обозначить орфограммы Дети говорят условия, которые они соблюдают при письме: (на доске таблица ГЭНРАЛ) Г – грамотно писать, без ошибок Э – элементы писать правильно Н – буквы писать наклонно Р – не переходить за верхнюю и нижнюю линию рабочей строки А – аккуратно писать Л – все орфограммы подчёркиваем по линейке Дети выполняют задание в тетради. Один ученик на доске Дети сравнивают с образцом Самопроверка Самооценка - Мне было дано задание написать слова, вставить пропущенные буквы и обозначить орфограммы. Я допустила ошибку в слове русский. Оценка «4» Дети отвечают: - чк, чн, чт пиши без ь - Знаем твёрдо жи и ши пишем через букву и - написание слов с непроверяемой гласной в корне слова Дети говорят разные варианты. Среди них слово русский, это слово состоит из 2 слогов - Дети говорят правила работы в парах - Внимательно выслушать задание учителя - Говорить шёпотом, чтобы не мешать другим - Выслушать мнение своего товарища, обсудить и придти к единому мнению - Выбрать того, кто будет отвечать - Показать «воротца», что мы готовы! Дети в паре работают и записывают свои варианты переноса Дети отвечают и предлагают свои варианты переноса слова Дети отвечают на вопросы - Как правильно переносить слова - Высказывания детей - Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопросы: - Перенос слова - Узнать правила переноса и научиться переносить слова - Высказывания детей - Можно посмотреть в учебнике, словаре - Да. Мы будем помогать, подсказывать друг другу. Так интереснее. - Постараемся! Дети по очереди отвечают: - Внимательно выслушать задание. - В группе нет главных, все члены команды равны. - Все должны принять участие в обсуждении - Выслушать мнение каждого. - Выбрать верную на наш взгляд мысль. - Выбрать того, кто будет говорить. - За результат работы отвечают все. Дети рассматривают листы - Прочитать слова - Обратить внимание на выделенные буквы - Посмотреть, где стоит знак переноса - Сказать правило переноса слова - Правило переноса слов -Сколько групп, столько правил Дети работают в группах Представитель от 1 группы показывает задание Дети отвечают: - шко-ла кни-га - Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слова переносятся по слогам Высказывания детей Дети записывают слово в тетрадь Дети отвечают: - Ан-на касс-са - Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними Высказывания детей Дети записывают слово в тетрадь Дети отвечают: - Пень-ки, поъезд, строй-ка - Выделены ь, ъ, й, знак переноса стоит после них, значит буквы ь, ъ, й при переносе нельзя отрывать от предыдущего слога Высказывания детей Дети записывают слово в тетрадь Дети показывают движения и говорят: -Вот помощники мои, Их как хочешь поверни: (смотрим на ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять! (хлопаем в ладоши) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали (постукивание подушеч ками пальцев двух рук) Повертели (круговые Вращения кистью) И работать захотели! Дети отвечают: - обед Юля - Выделены слоги о, ю, я, знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Слог из одного гласного не переноси и не оставляй на строке Высказывания детей Дети записывают слово в тетрадь Дети отвечают: - сон лук - выделены гласные о, у эти слова состоят из одного слога, значит слова из одного слога не переносятся Высказывания детей Дети записывают слово в тетрадь Дети отвечают: - сме-лость, ло-коть, ло-сось - Выделены сочетания согласных и ь, значит не переноси и не оставляй на строке согласные сть, ть, сь Высказывания детей Дети записывают слово в тетрадь Дети поднимают руку Дети затрудняются - В энциклопедии - Найти в интернете - Спросить у родителей - Прочитать в толковом словаре - Спросить у учителя - Спросить у гостей Ученик задаёт вопрос: - Уважаемые гости! Скажите, пожалуйста, значение слова лосось? Дети смотрят на слайд и выполняют упражнения на глаза - Мы составляли правила переноса слов - Шесть правил переноса слов Дети проговаривают правила Дети открывают учебник на странице 28 и делают вывод - Мы открыли больше правил Дети работают в группах, высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный Один человек из группы говорит вариант ответа. Идёт обсуждение, выбираем правильные шаги, как надо перенести слово - Можем перенести неправильно Дети отвечают: - Не могли перенести слово русский Дети применяют алгоритм и объясняют перенос Один ученик пишет на доске Дети сравнивают с образцом на доске. Самопроверка. Самооценка Высказывания детей Дети находят упражнение в учебнике и рассматривают картинку, на которой Вася разделил слова для переноса: Е-гор, ра-дость, то-нна, пар-овоз, пере-нос Самостоятельная работа в тетради Дети сравнивают с образцом Самопроверка Дети говорят правила переноса слов Высказывания детей Высказывания детей Самооценка Дети находят в учебнике упражнение 3 на странице 29. Читают слова: Встреча, моя, добрый, тетрадь, яма, сентябрь, майка, юные, месяц Дети выбирают задания и самостоятельно работают в тетрадях Дети сравнивают с образцом Самопроверка Самооценка Дети считают и поднимают руку, выходят с тетрадями и кладут их на стенд «Наши лучшие работы» Высказывания детей - Учились переносить слова - Узнали правила переноса и применяли их - Мы работали в группах и выполняли задания - Чтобы правильно переносить слова Спросить 5-6 учащихся разного уровня Дети поднимают кружки, оценивая свою работу Дети записывают домашнее задание в дневник | Личностные УУД: самооценка готовности к уроку Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни Предметные УУД: закрепление свёрнутого алгоритма написания строчной буквы б Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу Предметные УУД: знания орфограмм Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки Личностные УУД: оценивать результат учебного труда Предметные УУД: знания орфограмм Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в парах Регулятивные УУД: высказы-вать своё предположе-ние на основе учебного материала Регулятивные УУД: умение видеть, форму- лировать цель, проблему, тему урока Личностные УУД: установление связи между целью деятель-ности и её мотивом (зачем?) Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в группах Регулятивные УУД: учиться работать по предложено-му учителем плану Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: организация взаимодейст-вия для построения нового способа действия Познаватель-ные УУД: делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: получает возможность право выбора Познаватель-ные УУД: делать выводы в результате совместной работы Регулятивные УУД: получает возможность право выбора Познаватель-ные УУД: делать выводы в результате совместной работы Регулятивные УУД: получает возможность право выбора Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни Познаватель-ные УУД: делать выводы в результате совместной работы Регулятивные УУД: получает возможность право выбора Познаватель-ные УУД: делать выводы в результате совместной работы Регулятивные УУД: получает возможность право выбора Познаватель-ные УУД: делать выводы в результате совместной работы Регулятивные УУД: получает возможность право выбора Познаватель-ные УУД: добывать новые знания, поиск информации Личностные УУД: проявлять интерес к новому Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу Познаватель-ные УУД: ориентироваться в учебнике Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в группах Регулятивные УУД: соотношение учебного действия с изученным правилом Предметные УУД: умение применять знания на практике Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины Познаватель-ные УУД: умение ориен-тироваться в учебнике Регулятивные УУД: анализироватьсвою работу в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины Познаватель-ные УУД: умение ориен-тироваться в учебнике Предметные УУД: умение применять знания на практике Регулятивные УУД: анализироватьнаписание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины Личностые УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении Регулятивные УУД: удерживать цель деятель-ности до полу-чения её ре-зультата Познаватель-ные УУД: ориентировать-ся в своей системе знаний Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: получает возможность право выбора |