Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | -Сейчас у нас урок русского языка (слайд1) -- Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Запись числа и классной работы. | Записывают число, классная работа. |
Минутка чистописания | Посмотрите и скажите какую букву будем сегодня писать? - Какой звук она обозначает? - Что можете рассказать о нем? | Ж [ж] Согласный, звонкий, парный, Прописывают букву |
Словарная работа | Картинный диктант (запишите слова, названия предметов)(слайд2) Проверьте. Оцени свою работу. Какое слово лишнее? | Сорока, ворона, воробей, заяц. Самооценка на полях Заяц (2 слога, зверь) |
Сообщение темы урока | - Какую задачу ставили на прошлом уроке? - Что для этого должны знать? - Какое главное правило деления слов на слоги? - Разделите слова на слоги и поставь ударение в словах. Проверка.(слайд3) -Какие слова отнесете к 1 схеме? (ко2,3)) Прочитайте стихотворение. Заглянула осень в сад Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. В. Степанов О каком времени года? - Какие слова использованы в переносном значении? - Какое осеннее явление природы автор назвал желтой метелью? - Назовите синоним к слову желтый. - Какой звук в слове Жёлтый отличается от написанной буквы? - Запишите слово, подчеркните опасное место и запомните его написание. - Давайте подберём однокоренные слова к слову ЖЁЛТЫЙ (слайд 4) (1. окруженное белком густое желтое вещество птичьего яйца(желток). 2. Так говорят о птенцах с желтизной около клюва (желторотик),3. Приобрел желтый цвет (пожелтел), 4. Яркий желтый цвет(желтизна). - Какая общая часть в словах? - Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е? (слайд5) - Какую цель поставим на уроке? | Узнать о новых правилах деления слов для переноса. - Как слова делить на слоги. - Сколько в слове гласных столько и слогов. Делят слова на слоги. Об осени (листопад). золотой [о]- ё желт ПЕРЕНОС - Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса. |
Актуализация знаний Работа в группах. | Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик. - Мы изучаем перенос. - Вот как слова я перенёс: - Едва Я перенес: е – два И получил за это «два». Укол Я перенес: у – кол И получил за это «кол». Опять Я перенес: о – пять, Теперь, наверно, будет «пять»? -- А как вы думаете, ребята? - Почему? - Как вы думаете, на какие части делил мальчик слова? - А можно ли разделить для переноса слова укол и опять Молодцы! - Но это не все. Есть еще несколько правил переноса. - Выяснять эти правила вы будете в группах. Вспомните правила работы в группах Вам в помощь я приготовила таблицы со словами, разделенными для переноса двумя способами. Ваша задача найти неверный вариант, зачеркнуть и сформулируйте правила. Слайд (6) | Объясняют ошибки в переносе слов. - Нет, пять за этот ответ поставить нельзя. На слоги. - Потому что одну букву нельзя переносить. Дети называют правила работы в группах (не кричать, выслушивать мнения других, доказывать свою точку зрения. Уметь договариваться) Формулируют правила |
Закрепление Работа в парах | А сейчас проверим как эти правила могут нам помочь при выполнении задания Разделите слова для переноса (лейка, жуки, кузнечик, пальчик, суббота, день) слайд 7 Проверка слайд8 Оцените свою работу | Дети выполняют задания в тетрадях. На полях |
7. Рефлексия | - Прочитайте предложение Слайд 9 Мы изучаем перенос. Запишите это предложение, обозначая орфограммы. Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении. Мы изуч-аем перенос. - В чём ошибка? - Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (слайд1 способ, 2 способ - Выходит это слово можно разделить двумя способами. Изу-чаем изуча-ем - Запишите оба варианта в тетради. - Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки? Вывод: Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги. | Дети находят ошибку. Отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод. |
8.Итог | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. - Какие тайны переноса слов мы открыли? | Дети вспоминают выводы, дают ответы. |
| - Оцените свою работу. Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", нарисуйте себе веселое солнышко. Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения -- солнышко за тучкой Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте тучку | |