Тема. Звуки и буквы.
Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов; сформировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; развивать внимание, память, мышление, связную речь учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник "Русский язык" 1 класс автор Канакина В.П., , тетрадь, компьютер, воздушный шарик, магнитные карточки для звуко-буквенного анализа слов, карточка-сеть для итогового повторения, крестики.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Молодцы!
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка.
- Для чего нам нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными людьми)
II. Чистописание
- Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Прежде нам необходимо подготовить руки к работе.
Тренировочное упражнение-разогрев Су-джок-терапия.
- Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/
19 марта
Классная работа
Нн на не ну ня
Нос, носик, носовой. (Разделить слова на слоги, поставить ударение)
- Какие из этих слов можно разделить для переноса? (Носик, носовой)
Но-сик, но-совой, носо-вой. (Один учащийся у доски)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель хлопает в ладоши 3 раза.
- Ребята, что вы услышали сейчас? (Хлопки)
- Что такое хлопки? (Звуки)
- Отгадайте загадку?
- Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
- Какие звуки бывают? (речевые и неречевые)
- Приведите примеры речевых звуков.
- Эй, крючочки и точки,
Черточки, кружочки,
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки.
И шагайте слаженно
По листу бумажному. (Буквы) Е. Измайлова
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с. 45. Прочитайте название раздела. (Звуки и буквы)
- Чему мы будем учиться при изучении этого раздела? (Читают на с.45)
Учитель читает сведения на с. 47 в рубрике "Обрати внимание!"
IV. Работа по теме урока.
- А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.
-Жили-были в одной волшебной стране звуки.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".
- Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно… (Гласными)
Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ"
- Назовите их. (А, о, и, у, э, ы)
Фонетическая зарядка.
- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули ... (Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют)
- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они... (согласными)
Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"
- Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.
- Ребята, а чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим, буквы видим и читаем)
Работа с учебником. Упражнение 2, с. 46
- Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем, называем, видим.
(Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно)
Тренировочное упражнение на подвижность кистей рук
- На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? (С гласными)
- Благодаря этой дружбе, какими становятся гласные? (Ударными и безударными)
Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ"
- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? (Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие)
Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".
На доске получилась таблица:
звуки буквы
гласные согласные
у
дарные безударные звонкие глухие
твёрдые мягкие твёрдые мягкие
- Для того чтобы звуки могли веселиться, волшебник подарил им карнавальные наряды в виде цветных квадратов. Какие достались гласным, а какие согласным? (Дети отвечают)
На доске под таблицей появляются символические обозначения звуков.
V. Звуко-буквенный анализ слов.
Работа с учебником. Упражнение 4, с.47.
- Давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков, в разноцветные карнавальные костюмы и в буквенную одежду.
- Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? (Аист, слон, сом)
-
Запишите слово буквами, составьте звуковую схему слов, укажите количество букв и звуков.
- Проверим, все ли справились с поставленной задачей?
- Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?
Физкультминутка
Физкультминутка с движениями – переключение «Соку-соку, бачи-бачи».
VI. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)
- Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв может не совпадать в словах? (Дети отвечают)
- К животным из предыдущего упражнения добавим слово «Ёжик».
(Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях)
-
А теперь нарядим слово в карнавальный костюм. (Рисуют в тетрадях звуковые обозначения, на доске прикрепляют схему)
- Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? (Дети отвечают)
VII. Закрепление пройденного материала.
Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом - лиса.
Домашнее животное - собака, корова.
Кондитерское изделие - торт.
Овощ - огурец.
Предмет из школьных принадлежностей - пенал.
Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое
слово.
Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом - лиса.
Домашнее животное - собака, корова.
Кондитерское изделие - торт.
Овощ - огурец.
Предмет из школьных принадлежностей - пенал.
Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое
слово.
Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом - лиса.
Домашнее животное - собака, корова.
Кондитерское изделие - торт.
Овощ - огурец.
Предмет из школьных принадлежностей - пенал.
Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение, объясняя каждое
слово.
Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом - лиса.
Кондитерское изделие - торт.
Овощ - огурец.
VIII. Контроль и оценка знаний.
На доску учитель прикрепляет таблицу.
У каждого ребёнка на парте такая же таблица.
- Выбрав правильный ответ, поставьте фишку в тех табличках, которые лежат у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы поставите фишку в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе предложение – в нижнюю.
Контрольные задания:
1. Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
2. Звук можно услышать и произнести.
Букву можно услышать и произнести.
3. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
5. Гласный звук образует слог.
Согласный звук образует слог.
6. Ударный слог в слове произносится слабее других.
Ударный слог в слове произносится сильнее других.
7. Буквами обозначаются на письме звуки.
Звуками обозначаются на письме буквы.
8. Алфавит – это все буквы в беспорядке.
Алфавит – это все буквы по порядку.
Последующая проверка с демонстрацией правильных ответов на доске. В ячейку с правильный ответом прикрепляется фишка.
IX. Итоговая рефлексия.
- Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? (Со звуков).
- Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.
- Над чем мы работали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)
- А теперь у вас есть возможность оценить себя. Нарисуйте у себя в тетрадях смайлик и оцените себя по двум умениям:
работу в тетрадях, правильное красивое письмо;
о
тличаете ли вы звуки от букв, можете ли вы давать характеристику звукам.
- Вам понравился урок?
- Какие трудности возникли.
Использованные источники:
Канакина В.П. Русский язык 1 класс. Методическое пособие: М, "Просвещение", 2011
Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. Составитель М.А.Козлова: М., "Олимп", 1998
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2.:Воронеж, ТЦ "Учитель", 2002
http://www.proshkolu.ru/user/cbljhbyf/file/2134597/
http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337
http://detochki-doma.ru/fizkultminutki-v-nachalnoy-shkole/
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 3 АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Республиканский конкурс
«Педагог года Донецкой Народной Республики в 2024 году»
Номинация «Педагог общего образования»
КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ «УРОК»
РУССКИЙ ЯЗЫК
1 КЛАСС
Учитель:
Кабаненко Н. С.,
учитель начальных классов,
специалист I квалификационной
категории
г. Докучаевск
2024
Самоанализ урока
Тема урока: «Звуки и буквы»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели деятельности учителя: Систематизировать знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о различении звуков и букв; развивать умения правильно произносить звуки и называть буквы.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.
В течение урока формировались и развивались следующие УУД:
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
Познавательные:
обще учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; из собственного опыта;
логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; контроль, саморегуляция, коррекция; ориентируются в учебнике и тетради осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
В начале урока был создан эмоциональный настрой на изучение темы
(стихотворение), что способствовало развитию Личностных УУД. Далее была определена тема урока, поставлена учебная задача (сравнить звуковой и буквенный состав слова) через создание проблемной ситуации.
Все задания были направлены на отработку знаний по теме (чистописание, работа со схемой «Звуки и буквы», звуко-буквенный разбор, зашифрованные слова, составление предложения). Задания разнообразны, направлены на развитие интереса к предмету, стимулирование мыслительной деятельности. Перегрузок учащихся нет, предусмотрена физкультминутка, смена видов деятельности.
На уроке использовалась фронтальная форма работы, индивидуальная. Данные формы работы были подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся.
Контроль и оценивание урока (самооценка) с помощью теста.
Рефлексия осуществлялась с помощью цветных смайликов.
Главная цель урока, разграничение звуков и букв, достигнута. Задачи урока реализованы.