Тема: Реки.
Цели и задачи урока:
-расширить знания учащихся о реках;
-показать различие и сходные черты.
-объяснить понятия типы питания, режим рек;
-научить дать характеристику рекам; находить истоки и устья рек.
Тип урока: комбинорованный
Метод: рассказ с элементами беседы.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарии, Казахстана, контурные карты, макет речной долины.
Ход урока:
I.Организация учащихся на урок.
II Опрос домашнего задания.
1)Фронтальная беседа о водах суши.
2)Работа по карточкам ( индивидуально)
III. Изучение нового материала.
Изучение рек целесообразно начать с повторения основных типов поверхностных вод, сказать, какие из них встречаются в окрестностях школы.
Любая река имеет исток, устье, русло, пойму, долину, притоки. Река со всеми ее притоками называется речной системой. Местность, с которой река со своими притоками собирает воду, называется бассейном реки. Граница между бассейнами -водораздел.
Рельеф оказывает влияние на характер течения рек. Реки встречаются равнинные и горные. Если река на своем пути встречает крутой уступ, падая с него, образует водопад. Количество воды в реке не бывает одинаковым в течение года. У разных рек половодье, паводок и межень бывают в разное время года. Река сносит к устью песок, глину, гравий, образуя дельту. Для улучшения судоходства реки соединяют каналами.
Речной системы: исток, устье, главную реку, правый и левый притоки, границу бассейна реки.


Учащиеся по ходу беседы выполняют схему в тетради.
Половодье в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островок пропал под вод
Что такое пороги? Водопады? На каких реках они образуются? Назовите самые крупные водопады. Приведите примеры рек, на которых встречаются пороги. Посмотрите на рисунки. Расскажите как образуются пороги и водопады.
РЕЖИМ РЕК
Половодье — | Паводок — | Межень — | Ледостав — |
единовременная | сравнительно | фаза режима | период года, |
(в течение года) | кратковре- | реки | в течение |
и регулярная | менное и | продолжитель- | которого |
фаза режима | нерегулярное | ностью не | река |
реки, для | увеличение | менее 10 дней, | покрыта |
которой | расхода воды | для которой | льдом |
характерно | в реке (в | характерен | |
максимальное | отличие от | устойчиво | |
количество | половодья | низкий | |
воды в реке | случается в | уровень и | |
| любое время | малый расход | |
| года) | воды | |
Типы питания рек.
Основные типы питания рек
Подземное
Ледниковое
Снеговое
Дождевое
IV. Закрепление изученного материала.
Дайте характеристику реке Волге по плану:
План описания | Название реки |
На каком материке находится | |
Где берет начало | |
Каково общее направление течения | |
Куда впадает | |
Характер течения | |
V. Домашнее задание. На контурной карте отметить реки, перечисленные в таблице для закрепления материала.