; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
М.В Ретивых, В.Д. Симоненко ( с. 46-50)
Видеоролик « Займись делом. Профессия водитель», проектор, ноутбук.
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Снова мы будем сегодня знакомиться с миром профессий. Вот и перед вами стоит выбор – выбор будущей профессии. Этот выбор является важной, сложной и ответственной задачей, так как от него зависит ваше будущее. Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Левитанского «Каждый выбирает для себя». Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы, Шпагу для дуэли, меч для битвы, Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты, Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя, Выбираю тоже как умею. Ни к кому претензий не имею! Каждый выбирает для себя. У. Подумайте, сколько профессий необходимо человеку, чтобы быть успешным? У А какими смежными профессиями чаще всего овладевают человек и для чего? | - Одна Профессией повара - для того, чтобы семью вкусно кормить…. Профессия швеи- это необходимо для того, чтоб чинить одежду без посторонней помощи… Парикмахер - чтобы самому выглядеть и помочь в деле причёски своим домочадцам…. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Обратите внимание на запись на доске. Как вы думаете, чтобы значила эта запись? На доске ТПММ Здесь зашифрована профессия, а точнее – это формула одной очень нужной для каждого из нас профессии. Попробуйте отгадать, а я вам помогу своими подсказками: Даже если вы не освоили эту профессию, мы пользуемся услугами профессионала данной профессии Эта профессия для многих является дополнительной-такой человек называется любителем. Освоить её может каждый человек, достигший 18-летнего возраста. Сейчас женщин владеющих данной профессией почти столько, сколько и мужчин. Она создает определенные удобства в быту. Вы можете обучаться по данной профессии уже сейчас, но документы получите после достижения 18 лет и сдачи определённого экзамена. Подумайте и скажите, чем мы будем заниматься на уроке, а я вам помогу в этом. ( Открывается запись на доске с темой урока) Прочтите тему урока «Классификация профессий по типу труда, цели и средствам и условиям труда. Формула профессии» Что вы заметили и о чём догадались прочитав тему урока? Молодцы ! Вывод исчерпывающий. | Это формула, аббревиатура, начальные буквы какой-нибудь организации… -Это профессия водителя. Мы поговорим о формулах профессий, как они составляются и о профессии водителя. узнаем как классифицируются профессии. Сразу стало понятно, почему в профессии водителя формула состоит из 4 букв: 1-это предмет труда 2-3 –цели и средства 4- условия труда | Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Сможете ли вы составить формулу любой профессии. Первую букву вы сможете обозначить? Назовите предметы труда по типам профессии. Хорошо. Целями и средствами вы можете познакомиться в таблице №1 и №2. Условия труда вам поможет определить таблица №3 ( см. приложение 1,2, 3) | Нет. Нам необходимо знать по какому признаку делятся профессии «Человек-природа » « человек - техника» « Человек-человек» « человек - знак» « человек - художественный образ» | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | У вас есть все необходимое для того чтобы составить формулу профессии которую вы выбрали, а если вы ещё не самоопределились, можете написать формулы профессии своих родителей. Предлагаю эту работу совершить самостоятельно. Какие вопросы по самостоятельной работе? | ( отвечаю на вопросы учащихся, если таковы будут) | |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | ( Учитель выступает в роли координатора) Подсказка на доска в виде темы урока и формулы профессии водителя | (обучающие работают самостоятельно работают с таблицам , которые имеются у каждого на столе) | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Коммуникативные УУД). |
VI. Включение в систему знаний и повторение. Цели: - организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей. | С какими трудностями вы встретились? Сможете ли составить формулу любой профессии? Что нового вы узнали о профессиях? Давайте обратимся к формуле с которой мы начали нашу работу. Это профессия водителя. Давайте сделаем вывод исходя из темы нашего урока. Кто из вас планирует обучиться вождению автомобилем? Что вы знаете о том, где можно получить права на вождение? Если я собираюсь получить права, для того чтобы ездить на мотоцикле, как называется данная категория? Что такое категория в правах? Что должен знать каждый водитель? Я предлагаю вашему вниманию видеофильм, который дополнит копилку ваших знаний о профессии водителя. Ведь каждый из вас, наверное, мечтает освоить это занятие. | Да. - Профессии делятся по целям, орудиям и условиям труда. И, конечно же, по типу. Профессия водителя связана с техникой, по цели труда- преобразующая, по орудиям труда- машинно-ручная и по условиям труда- морально ответственная. Можно пройти курсы в автошколах, комбинатах. На мотоциклы --- А На легковые автомобили, масса которых не более 3,5 т и посадочных мест не превышает 8 человек --- В Грузовые машины, масса которых превышает 3,5 т------С Автомобили для перевозки пассажиров более 8 сидячих мест----Д Составы транспортных средств с тягачом (с прицепом) -Правила дорожного движения ( просмотр фильма) | Формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Оцените свою работу на уроке:  Знаю я запомнил смог Заключительное слово учителя: В любых делах при максимуме сложностей Подход к проблеме все-таки один: Желание – это максимум возможностей, А не желание – множество причин (Э. Асадов) | | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |