СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Сергий Радонежский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование изучаемого материала с опорой на имеющиеся знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сергий Радонежский»











ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Колундаевская средняя общеобразовательная школа»


Предмет: литература

Класс:8

Тема урока: «Образ Сергия Радонежского» (Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»).

Форма учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Фамилия, имя, отчество учителя: Благородова Людмила Александровна

























Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Технология формирования исследовательской культуры учащихся.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект: Войти в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского и разрешить поставленную проблему: каким должен быть человек.

Развивающий аспект: Способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

Воспитательный аспект: Способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Прогнозируемый результат: В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть необходимыми нравственными ценностями в современном обществе.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД

Контроль

Результативность этапов урока

Вызов.

Актуализация имеющихся знаний.

Пробуждение интереса к теме.

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.


Выявляет первые впечатления о прочитанном тексте.

Ставит перед учениками проблему:

-Каким должен быть человек?

Создает условия дополнительной мотивации.


Актуализируют знания по предыдущим темам:

«Древнерусская литература».

«Житие как жанр древнерусской литературы»

Работают с высказываниями, соотносят свою точку зрения о герое прочитанного произведения с данными мнениями:

1.Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру «в свое будущее».

В.О. Ключевский

2.Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет.

Б. Зайцев










Чертят и заполняют таблицу ЗХУ

Знаю (предполагаю)


Хочу узнать


Узнал


- Знаю, что Сергий Радонежский помог Дмитрию Донскому одержать победу в Куликовской битве.

- Хочу узнать, как простой мальчик Варфоломей становится святым Сергием Радонежским?

- Каким должен быть человек в современном мире, чтобы не озлобиться?

Парная.















Групповая







Индивидуальная



Заслушивание









Взаимоконтроль



Самоконтроль



Способствует настрою учеников на достижение целей урока,

дает

возможность проанализировать свои мнения и чувства о прочитанном тексте,

ориентирует на восприятие поставленной учителем проблемы.

Подготавливает

учащихся к осознанному

изучению материала, который ими должен быть твёрдо освоен. Позволяет обеспечить успешность работы каждого ученика

Осмысление.

 

 

 

 

 







Получение новой информации.

 

 

 









Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Работает над осмыслением темы урока.



-Как простой отрок Варфоломей становится святым Сергием Радонежским?

-Какой эпизод жития проиллюстрирован? Перескажите его.

- Об этой картине поэтично рассказал в своей статье «Заметки о живописи» К.Г. Паустовский.

Прочитайте статью.

-Что особенно поразило писателя? Каково ваше мнение?


-Какие слова вы бы могли подобрать, характеризуя образ Сергия Радонежского?

-Что происходит с Сергием?

-Как вы понимаете, что же такое духовный путь?

Создает условия для работы с художественным текстом:

1.Внутреннее состояние героя

2. Приёмы:

а) исключение или введение детали

б) выход на авторскую позицию

в) иллюстрирование

г) воображаемый диалог с героем, автором.

-А как сказал об этом сам автор?

-Найдите в тексте.


























-Если бы вам предложили графически изобразить духовный путь Сергия, то, как вы его нарисовали?


- Работая организованно в группах, вам предстоит выявить и разграничить внешние события жизни Сергия Радонежского

и определить его внутренний духовный путь.

Предлагает учащимся поработать с различными энциклопедиями, словарями, Интернет-ресурсами.

Учащиеся работают с Толковым словарем С.И.Ожегова, определяя значение слов: игумен, черноризец, знамение, отшельник, инок. Определяют их роль в тексте:

-Эти слова определяют тему текста, речь в нем будет идти о священнослужителе.

-Много архаизмов, старославянской лексики, которая характерна для той эпохи, в которую жил Сергий Радонежский.

Работают с репродукцией картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею. - Мне понравилась эта репродукция, художник изобразил очень важный момент в жизни мальчика. Анализируют статью «Заметки о живописи» К.Г. Паустовского.

- К.Г. Паустовского поразило, как точно художник смог передать сущность русского характера-Я полностью согласна с К.Г. Паустовским, потому что он увидел, сколько тепла и света в этой картине, в ней как бы светится русская душа.





Чертят и заполняют таблицу, осуществляя лексическую работу:

«Немеркнущая звезда»- идеал благообразной жизни

Преподобный-подобный богу

Сергий имя, данное при постриге

Радонежский-из села Радонежское

- Дар, радость.

-Душа, дух.

-Жизнь, житие.

- – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение святой Руси.

-Подвиг Сергия мог стать идеалом для читателей, ведущих к духовному возрождению русского народа.


Определяют жизненный путь Сергия, используя сюжетный план текста:

  1. Вступление

  2. Рассказ о родителях святого

  3. Детство Варфоломея, неудачи в учебе

  4. Встреча с как знамение для Сергия.

  5. Варфоломей становится монахом-отшельником.

  6. Тяготы пустынножительства.

  7. Постриг в монахи под именем Сергия.

  8. Духовный подвиг святого.

  9. Сергий – собиратель обители, труд игумена.

  10. Смирение, кроткость, труд и упование на божью волю.

  11. Благословение Дмитрия на битву с татарами.

  12. Молитвенный подвиг Сергия во имя победы в Куликовской битве.

  13. Заключение.

- Он меняется, растет

- Совершает подвиги, трудится во имя других.

Находят в тексте детали, создающие его духовный облик.

Определяют, в чем заключается духовный рост Сергия.

-Жизнь Сергия дает нам образ постепенного, ясного, внутренне здорового движения.

– Это непрерывное, недраматическое восхождение.

- Святость растет в нем органично.

- Личность святого находится в постоянном развитии, совершенствовании.

– Поэтому графически это можно показать, как постоянный рост вверх:

зрелые годы

юность

отрочество

детство









Обсуждают и заполняют листы с вопросами, предложенными учителем, по группам:

1группа «Психологи»:

В чем заключается суть пустынножительства? Какие душевные качества формируют облик Сергия? Как вы понимаете слова «созерцатель» и «деятель» в цитате «так из уединенного пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал Сергий деятель?

2 группа «Аналитики»:

Как Сергий стал игуменом?

Какие чудеса совершал Сергий?

Каким рисует его Борис Зайцев?

3 группа «Историки»:

Свидетелем, каких исторических событий был Сергий? Определите его роль в них.

 Парная













Индивидуальная



















Парная








































































Групповая

 



 Взаимоконтроль







Самоконтроль















Взаимоконтроль


































































Взаимоконтроль Афишировани

е



Предоставляет возможность получить

новые знания,

включить подсознание каждого ребёнка, разбудить чувства, эмоции, получить душевный отклик.



























Вызывает

поток ассоциаций








Усвоение новых знаний и способов их получения




























































Дает возможность

детям быть свободными в выборе метода,

темпа, поиска необходимой информации

Позволяет ученикам узнать мнения представителей разных групп




Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления

Составляют опорный конспект: Какие духовные качества в Сергии вы считаете наиболее важными?

- доброта, любви к ближним, отзывчивость.


 

 









Позволяет ученикам выделить наиболее существенные и важные составляющие моменты по поставленной проблеме.

 Повторная проблематизация, (новый "вызов")


Обобщает полученные результаты

Письменно отвечают на вопрос: Какие из духовных черт вы считаете общечеловеческими, необходимыми для наших современников?

- Сергий Радонежский высоконравственен. Он учит добру, любви к ближним, дружбе, взаимопониманию. Но сейчас в реальной жизни человек озлобляется, не проявляет своих хороших качеств, живет по принципу: «Своя рубашка ближе к телу». Необходимо призвать человека, чтобы он прислушался к себе, своему внутреннему душевному миру, чтобы он учился жить.

 Индивидуальная

 Самоконтроль

Внутренне осознание учащимися полученных новых знаний,

способствующее углублению в проблему и поиску новых ответов.

 Домашнее задание

Информирует о домашнем задании,

предлагает выбрать один из вариантов

1.Нарисовать иллюстрацию к произведению.

2.Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем заключается духовный подвиг Сергия Радонежского?»


Дифференцированная

Самоконтроль

Способствует самовыражению учеников в приемлемой для них форме.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!