Вызов. Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к теме. | Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации. Выявляет первые впечатления о прочитанном тексте. Ставит перед учениками проблему: -Каким должен быть человек? Создает условия дополнительной мотивации. | Актуализируют знания по предыдущим темам: «Древнерусская литература». «Житие как жанр древнерусской литературы» Работают с высказываниями, соотносят свою точку зрения о герое прочитанного произведения с данными мнениями: 1.Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру «в свое будущее». В.О. Ключевский 2.Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет. Б. Зайцев Чертят и заполняют таблицу ЗХУ Знаю (предполагаю) | | Хочу узнать | | Узнал | | - Знаю, что Сергий Радонежский помог Дмитрию Донскому одержать победу в Куликовской битве. - Хочу узнать, как простой мальчик Варфоломей становится святым Сергием Радонежским? - Каким должен быть человек в современном мире, чтобы не озлобиться? | Парная.
Групповая
Индивидуальная
| Заслушивание
Взаимоконтроль
Самоконтроль
| Способствует настрою учеников на достижение целей урока, дает возможность проанализировать свои мнения и чувства о прочитанном тексте, ориентирует на восприятие поставленной учителем проблемы. Подготавливает учащихся к осознанному изучению материала, который ими должен быть твёрдо освоен. Позволяет обеспечить успешность работы каждого ученика |
Осмысление.
Получение новой информации.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями. | Работает над осмыслением темы урока.
-Как простой отрок Варфоломей становится святым Сергием Радонежским? -Какой эпизод жития проиллюстрирован? Перескажите его. - Об этой картине поэтично рассказал в своей статье «Заметки о живописи» К.Г. Паустовский. Прочитайте статью. -Что особенно поразило писателя? Каково ваше мнение? -Какие слова вы бы могли подобрать, характеризуя образ Сергия Радонежского? -Что происходит с Сергием? -Как вы понимаете, что же такое духовный путь? Создает условия для работы с художественным текстом: 1.Внутреннее состояние героя 2. Приёмы: а) исключение или введение детали б) выход на авторскую позицию в) иллюстрирование г) воображаемый диалог с героем, автором. -А как сказал об этом сам автор? -Найдите в тексте. -Если бы вам предложили графически изобразить духовный путь Сергия, то, как вы его нарисовали? - Работая организованно в группах, вам предстоит выявить и разграничить внешние события жизни Сергия Радонежского и определить его внутренний духовный путь. Предлагает учащимся поработать с различными энциклопедиями, словарями, Интернет-ресурсами. | Учащиеся работают с Толковым словарем С.И.Ожегова, определяя значение слов: игумен, черноризец, знамение, отшельник, инок. Определяют их роль в тексте: -Эти слова определяют тему текста, речь в нем будет идти о священнослужителе. -Много архаизмов, старославянской лексики, которая характерна для той эпохи, в которую жил Сергий Радонежский. Работают с репродукцией картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею. - Мне понравилась эта репродукция, художник изобразил очень важный момент в жизни мальчика. Анализируют статью «Заметки о живописи» К.Г. Паустовского. - К.Г. Паустовского поразило, как точно художник смог передать сущность русского характера-Я полностью согласна с К.Г. Паустовским, потому что он увидел, сколько тепла и света в этой картине, в ней как бы светится русская душа.
Чертят и заполняют таблицу, осуществляя лексическую работу: «Немеркнущая звезда»- идеал благообразной жизни | Преподобный-подобный богу | Сергий имя, данное при постриге | Радонежский-из села Радонежское | - Дар, радость. -Душа, дух. -Жизнь, житие. - – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение святой Руси. -Подвиг Сергия мог стать идеалом для читателей, ведущих к духовному возрождению русского народа. Определяют жизненный путь Сергия, используя сюжетный план текста: Вступление Рассказ о родителях святого Детство Варфоломея, неудачи в учебе Встреча с как знамение для Сергия. Варфоломей становится монахом-отшельником. Тяготы пустынножительства. Постриг в монахи под именем Сергия. Духовный подвиг святого. Сергий – собиратель обители, труд игумена. Смирение, кроткость, труд и упование на божью волю. Благословение Дмитрия на битву с татарами. Молитвенный подвиг Сергия во имя победы в Куликовской битве. Заключение. - Он меняется, растет - Совершает подвиги, трудится во имя других. Находят в тексте детали, создающие его духовный облик. Определяют, в чем заключается духовный рост Сергия. -Жизнь Сергия дает нам образ постепенного, ясного, внутренне здорового движения. – Это непрерывное, недраматическое восхождение. - Святость растет в нем органично. - Личность святого находится в постоянном развитии, совершенствовании. – Поэтому графически это можно показать, как постоянный рост вверх: зрелые годы | юность | отрочество | детство | Обсуждают и заполняют листы с вопросами, предложенными учителем, по группам: 1группа «Психологи»: В чем заключается суть пустынножительства? Какие душевные качества формируют облик Сергия? Как вы понимаете слова «созерцатель» и «деятель» в цитате «так из уединенного пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал Сергий деятель? 2 группа «Аналитики»: Как Сергий стал игуменом? Какие чудеса совершал Сергий? Каким рисует его Борис Зайцев? 3 группа «Историки»: Свидетелем, каких исторических событий был Сергий? Определите его роль в них. | Парная
Индивидуальная
Парная
Групповая
| Взаимоконтроль
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Взаимоконтроль Афишировани е
| Предоставляет возможность получить новые знания, включить подсознание каждого ребёнка, разбудить чувства, эмоции, получить душевный отклик. Вызывает поток ассоциаций Усвоение новых знаний и способов их получения Дает возможность детям быть свободными в выборе метода, темпа, поиска необходимой информации Позволяет ученикам узнать мнения представителей разных групп |
Повторная проблематизация, (новый "вызов") | Обобщает полученные результаты | Письменно отвечают на вопрос: Какие из духовных черт вы считаете общечеловеческими, необходимыми для наших современников? - Сергий Радонежский высоконравственен. Он учит добру, любви к ближним, дружбе, взаимопониманию. Но сейчас в реальной жизни человек озлобляется, не проявляет своих хороших качеств, живет по принципу: «Своя рубашка ближе к телу». Необходимо призвать человека, чтобы он прислушался к себе, своему внутреннему душевному миру, чтобы он учился жить. | Индивидуальная | Самоконтроль | Внутренне осознание учащимися полученных новых знаний, способствующее углублению в проблему и поиску новых ответов. |