СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Сельское хозяйство: растениеводство".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 9 классе

Тема: Сельское хозяйство:  растениеводство.

 

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Цель урока:

Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.

 

Задачи урока:

1. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, картами, таблицами.

2. Способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях растениеводства в России.

3. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

4. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.

 

Дидактические средства:

Карточки-задания, контурная карта, дополнительная литература, учебники, атласы, гербарий.

 

Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Наглядные: карточки с заданиями, карточки для составления схемы, карта, гербарий.

 

Дополнительная литература:

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: Вако, 2006.

2. География. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2000.

 

 

                                                                         Ход урока

 

1. Оргмомент.

- Приветствие учащихся    

- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

2. Изучение нового материала.

На доске: АПК

- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)

- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,

участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)

- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)

Откройте учебники на стр. 143. Какова структура АПК?

На доске: Схема. Структура АПК ( 3 учащихся дописывают схему)

Слайд 1  Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: растениеводство  и животноводство.

Записываем тему урока в тетради.

- Какова площадь России? (17,2 млн. км2)

- Какова площадь пригодных для сельского хозяйства земель? (10%)

Земли, которые используются в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.

- Давайте нарисуем диаграмму  «Сельскохозяйственные угодьями России».

 

 

- Оформление в тетрадях схемы:

Отрасли растениеводства: бахчеводство, виноградарство, овощеводство, плодоводство, полеводство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство,  цветоводство.

- Как вы думаете какая отрасль является основой растениеводства России? ( полеводство)

- А основные с/х культуры? (зерновые)

Классификация с/х культур.

Полевые культуры

Зерновые культуры

Гречиха,  кукуруза

Овёс,  просо, пшеница,

Рис, рожь, сорго, ячмень

 

Зернобобовые культуры

Горох, нут, соя, фасоль,

чечевица

 

Технические культуры

Горчица, лён-долгунец,

Подсолнечник, сахарная свекла

 

Сахароносные культуры

Сахарная свёкла

Сахарный тростник

 

Текстильные культуры

Лён, хлопчатник

 

Корнеплоды и клубнеплоды

Картофель, морковь, репа

 

Масличные  культуры

Арахис, горчица, кунжут,

мята, подсолнечник, рапс

 

 

Бахчевые культуры

Арбуз, кабачок, тыква, дыня

 

Во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия, наносят их на контурную карту.

 

Вам было дано опережающее задание – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России.

 

- По площади посевов в России:

1 место – зерновые

2 место – кормовые, зерно-бобовые.

3 место - технические

4 место - картофелеводство, овощеводство

5 место – садоводство, виноградаарство

 

- Я вас просила подготовиться к рубрике  «Это интересно»

2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой

промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто

на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои мало

калорий, но много витаминов и других полезных веществ.

3. В Белгородской области появится новая отрасль растениеводства – ореховодство. В регионе  решено наладить производство грецкого орехе и фундука.

4. Занятых в сельском хозяйстве - всего 6,3 млн человек.

5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа.

           

 

- Запись в тетради рекордов:

* Россия занимает 1 место в мире по производству зерновых культур

* По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место – ячмень, 3 место – рожь.

 

?    Игра «Верю – не верю»

Сейчас я вам буду говорить определение по теме урока, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.

1.         Основой растениеводства служит зерновое хозяйство (Да)

2.         Важнейшей культурой зернового хозяйства является – рис (Нет)

3.         В Центрально-Черноземном  экономическом районе выращивают сахарную свёклу (Да)

4.         Лен – долгунец на руси называли “северный шелк” (Да)

5.         Рис выращивают в Красноярском крае (Нет)

6.         Бахчеводство развито в вологодской области.

3. Закрепление.

 

Задания по теме  «Сельское хозяйство: растениеводство»

Используя учебник и карты атласа заполните таблицу

Вид сельскохозяйственных

  культур

Условия, наиболее благоприятные для выращивания

Природно-географические районы выращивания

1.Пшеница озимая

   

2. Пшеница яровая

   

3. Ячмень

   

4.Рожь

   

5. Лен-долгунец

   

6. Подсолнечник и  

    сахарная свекла

   

7. Картофель и овощи

   

8. Садоводство и

    виноградарство

   

 

4. Домашнее задание

§26

5. Итоги урока

Частушки о овощах и фруктах.

Частушки

 

1.Посадили огурец

Мы на огороде,

Говорят, что этот овощ

Уж полезен очень!

 

2.Что-то зрение упало,

Может мне сменить очки?

Но советует подруга

Чаще ешь морковку ты.

 

Все:     На диету собрались?

Овощами запаслись?

Для диеты лучше нет,

Чем полезный винегрет!

 

4. Если хочешь быть здоровым,

Бодрым, умным и весёлым,

Ешь побольше овощей ,

Фруктов, кашек и борщей!

 

5. Чипсы, кола – ерунда!

Каша, зелень – вот еда!

Как зайдём мы в огород -

Витаминов полон рот:

И петрушка, и лучок,

Сельдерей, и чесночок!

 

6. Обойди весь белый свет,

А вкуснее яблок нет.

Витаминов в них полно –

Это знают все давно.

 

Все: Мы частушки пели вам,

Пели и старались

Не дадут ли яблок нам?

Мы проголодались.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Сельское хозяйство: растениеводство".»

Урок географии в 9 классе

Тема: Сельское хозяйство: растениеводство.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Цель урока:

Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.


Задачи урока:

1. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, картами, таблицами.

2. Способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях растениеводства в России.

3. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.

4. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.


Дидактические средства:

Карточки-задания, контурная карта, дополнительная литература, учебники, атласы, гербарий.


Методы и приёмы: (по источнику знаний)

Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.

Наглядные: карточки с заданиями, карточки для составления схемы, карта, гербарий.


Дополнительная литература:

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: Вако, 2006.

2. География. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2000.



Ход урока


1. Оргмомент.

- Приветствие учащихся

- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.

2. Изучение нового материала.

На доске: АПК

- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)

- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,

участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)

- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)

Откройте учебники на стр. 143. Какова структура АПК?

На доске: Схема. Структура АПК ( 3 учащихся дописывают схему)

Слайд 1 Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: растениеводство и животноводство.

Записываем тему урока в тетради.

- Какова площадь России? (17,2 млн. км2)

- Какова площадь пригодных для сельского хозяйства земель? (10%)

Земли, которые используются в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.

- Давайте нарисуем диаграмму «Сельскохозяйственные угодьями России».



- Оформление в тетрадях схемы:

Отрасли растениеводства: бахчеводство, виноградарство, овощеводство, плодоводство, полеводство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство.

- Как вы думаете какая отрасль является основой растениеводства России? ( полеводство)

- А основные с/х культуры? (зерновые)

Классификация с/х культур.

Полевые культуры

Зерновые культуры

Гречиха, кукуруза

Овёс, просо, пшеница,

Рис, рожь, сорго, ячмень


Зернобобовые культуры

Горох, нут, соя, фасоль,

чечевица


Технические культуры

Горчица, лён-долгунец,

Подсолнечник, сахарная свекла


Сахароносные культуры

Сахарная свёкла

Сахарный тростник


Текстильные культуры

Лён, хлопчатник


Корнеплоды и клубнеплоды

Картофель, морковь, репа


Масличные культуры

Арахис, горчица, кунжут,

мята, подсолнечник, рапс



Бахчевые культуры

Арбуз, кабачок, тыква, дыня


Во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия, наносят их на контурную карту.


Вам было дано опережающее задание – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России.


- По площади посевов в России:

1 место – зерновые

2 место – кормовые, зерно-бобовые.

3 место - технические

4 место - картофелеводство, овощеводство

5 место – садоводство, виноградаарство



- Я вас просила подготовиться к рубрике «Это интересно»

1. Астраханские арбузы - так только называются, на самом деле их выращивают в

Волгограде.

2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой

промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто

на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои мало

калорий, но много витаминов и других полезных веществ.

3. В Белгородской области появится новая отрасль растениеводства – ореховодство. В регионе решено наладить производство грецкого орехе и фундука.

4. Занятых в сельском хозяйстве - всего 6,3 млн человек.

5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа.


- Запись в тетради рекордов:

* Россия занимает 1 место в мире по производству зерновых культур

* По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место – ячмень, 3 место – рожь.


? Игра «Верю – не верю»

Сейчас я вам буду говорить определение по теме урока, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.

1. Основой растениеводства служит зерновое хозяйство (Да)

2. Важнейшей культурой зернового хозяйства является – рис (Нет)

3. В Центрально-Черноземном экономическом районе выращивают сахарную свёклу (Да)

4. Лен – долгунец на руси называли “северный шелк” (Да)

5. Рис выращивают в Красноярском крае (Нет)

6. Бахчеводство развито в вологодской области.

3. Закрепление.



Задания по теме «Сельское хозяйство: растениеводство»

Используя учебник и карты атласа заполните таблицу

Вид сельскохозяйственных

культур

Условия, наиболее благоприятные для выращивания

Природно-географические районы выращивания

1.Пшеница озимая



2. Пшеница яровая



3. Ячмень



4.Рожь



5. Лен-долгунец



6. Подсолнечник и

сахарная свекла



7. Картофель и овощи



8. Садоводство и

виноградарство





4. Домашнее задание

§26

5. Итоги урока

Частушки о овощах и фруктах.

Частушки


1.Посадили огурец

Мы на огороде,

Говорят, что этот овощ

Уж полезен очень!


2.Что-то зрение упало,

Может мне сменить очки?

Но советует подруга

Чаще ешь морковку ты.


Все: На диету собрались?

Овощами запаслись?

Для диеты лучше нет,

Чем полезный винегрет!


4. Если хочешь быть здоровым,

Бодрым, умным и весёлым,

Ешь побольше овощей ,

Фруктов, кашек и борщей!

5. Чипсы, кола – ерунда!

Каша, зелень – вот еда!

Как зайдём мы в огород -

Витаминов полон рот:

И петрушка, и лучок,

Сельдерей, и чесночок!


6. Обойди весь белый свет,

А вкуснее яблок нет.

Витаминов в них полно –

Это знают все давно.


Все: Мы частушки пели вам,

Пели и старались

Не дадут ли яблок нам?

Мы проголодались.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!