УРОК СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ТЕМА: Семья.
ЗАДАЧИ:
уточнить знания учащихся о семье, ее членах;
раскрыть важность семьи в жизни каждого человека;
корригировать и развивать непроизвольное внимание, зрительно- слуховое восприятие, наглядно – образное и наглядно действенное мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику и связную речь;
воспитывать любовь и уважение к каждому члену своей семьи.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учителя:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень хочется узнать с каким настроением вы пришли на первое в этом году занятие. На подносе лежат солнышки, тучки. Выберите, пожалуйста, в зависимости от своего настроения тот или иной предмет и прикрепите на доску.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
1. Отгадывание ребуса
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется плакат с ребусом 7Я
2. Сообщение темы и цели урока
Вешаем табличку с термином «СЕМЬЯ» на доску.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
1. Актуализация знаний
- Как вы думаете, что такое семья? (ответы учащихся)
2. Работа с термином «семья»
СЕМЬЯ – это родственники, живущие вместе. Показ фотоиллюстрации с изображением семьи.
3. Чтение стихотворения учителем
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
4. Слушание аудиопесни Л. Григорьевой «Моя семья».
Дети танцуют под музыку
5. Фронтальная беседа:
- Каких членов семьи вы знаете? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя). Показ картинок
- Кто является вашими родителями? (мама и папа)
- Как вы называете своих родителей?
6. Открытие новых знаний
– Сейчас я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилась «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Игра « Кто кому кто?»
- В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
Игра « Кто кому кто?»
– Ира, ты кто для мамы? (дочь)
– Дима, кто называет тебя сыном? (папа)
– Даня, ты кто для бабушки? (внук)
– Наташа, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
–Артем, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
Физминутка
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Игры и упражнения по теме.
1. Отгадывание кроссворда «Моя семья»
- Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.![]()
По вертикали:
1) Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботится о вас? (Мама)
2) Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос. (Дочь)
По горизонтали:
3, 4) В семье мы – мастера.
Всяких дел у нас гора!
Взяли в руки молотки
Ремонтируем замки.
- О ком идет речь? (Папа, сын)
5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)
2. Игра «Домашний очаг»
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь. На полосках – «дровах» написаны вопросы:
- Кто моет посуду?
- Кто зарабатывает деньги?
- Кто ходит за покупками?
- Кто убирает постель?
- Кто ухаживает за животными?
- Кто готовит ужин, варит обед?
- Кто пылесосит?
Дети по очереди выходят, берут полоски-«дрова», читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют «дрова» на доску в том месте, где в доме расположен очаг.
- Молодцы! Зажгли огонь в очаге. (прикрепляю «пламя»).
3. Практическая работа «Две ладони»
- С самого рождения с вами рядом находится мама – самый близкий, самый родной человек.
(Выходит ребенок и читает стихотворение о маме).
- У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем находится вырезанные из бумаги две ладони: ваши и ваших мам. Возьмите ладошку мамы и на каждом пальчике напишите, как вы ласково называете свою маму, вложив в эти слова всю свою любовь. (Дети пишут).
- А теперь на пальчиках другой ладони напишите как ласково называет вас мама. (Пишут).
- Теперь вспомните свою самую большую обиду на маму, напишите ее в центре ладони и приклейте свою любящую ладошку к любимой маминой ладони.
V. ИТОГ
1. Заключительная беседа:
- О чем мы сегодня говорили?
- Как нужно относиться к своей семье?
2. Чтение стихотворения учителем:
Любите и цените счастье.
Оно рождается в семье:
Что может быть ее дороже
На это сказочной земле!
6