СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Симфонический оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок " Симфонический оркестр"»

Урок музыки 6 класс «Симфонический оркестр» ( под редакцией Науменко,Алеев)

Тема: «Инструменты симфонического оркестра»

Цели:

- дать определение терминов «оркестр», «дирижёр», закрепить знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

- развивать творческое  восприятие  музыки.

- воспитывать музыкальный  вкус, любовь к классической  музыке.

Тип урока: Систематизация знаний об инструментах симфонического оркестра, ознакомление с новым материалом.

Методы:

Словесно- индуктивный( беседа, диалог)

Наглядно- дедуктивный(сравнение)

Музыкальный материал: звучание инструментов.

Видеоряд: фрагменты исполнения мелодий разных инструментов симфонического оркестра.

Изобразительный ряд: презентация к уроку

Оборудование: ноутбук, экран, буфер с колонками.                                                  

Ход урока.

1 слайд

Звучит музыка с показом разных музыкальных инструментов.

У: Ребята, что вы сейчас услышали?

Д: прозвучала музыка.

У: А, что увидели в этом видеофрагменте?

Д: Увидели изображения разных музыкальных инструментов.

У: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Д: О разных музыкальных инструментах.

У: Да, действительно, музыку издают разные музыкальные инструменты, но мы сегодня будем говорить об инструментах симфонического оркестра.

У: Какие уже инструменты вы знаете? (ответы)

У: Сейчас я вам расскажу самое главное из истории возникновения симфонического оркестра.

2 слайд

  • Слово "оркестр" возникло в Греции задолго до нашей эры. Глагол "орхео" означает "танцую", а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор - непременный участник каждой трагедии и комедии.

  • На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально-театрального искусства - опере. Хор здесь, правда, не играл такой выдающейся роли, как в древнегреческой трагедии: главное значение в ранней европейской опере приобрели певцы-солисты с группой инструменталистов, которые аккомпанировали пению. Однако они не были единственными участниками представления, поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, располагались в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже - и самих исполнителей.

  • Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей. В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие почти стерлось.

  • Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.

  • До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.



3 слайд



История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. Каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности. Оркестр остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.

У: Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Д. - (дают свой ответ)

4 слайд

У: Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

5 слайд

ДИРИЖЕР ВОПЛОЩАЕТ В КОНЦЕРТЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАНТОВ КОМПОЗИТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ. ЖЕСТАМИ РУК ДИРИЖЕР ПРОСИТ ИГРАТЬ ОРКЕСТР ТО ТИШЕ, ТО ГРОМЧЕ;СВЯЗНО ИЛИ ОТРЫВИСТО, НЕЖНО ИЛИ БОДРО. УСЛЫШАТЬ ВНУТРИ СЕБЯ ОДНОВРЕМЕННО МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ МНОГИХ ИНСТРУМЕНТОВ- ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ! И ТАКАЯ СПОСОБНОСТЬ «СЛЫШАТЬ ГЛАЗАМИ» - ЕСТЬ У ВСЕХ ДИРИЖЕРОВ.

6 слайд

Чтобы дирижеру не пришлось искать взглядом, к примеру, скрипачей или тромбонистов, музыканты располагаются на сцене в определенном порядке, по «семействам» инструментов. Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный. Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить. Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места. Давайте посмотрим внимательно, как музыканты оркестра располагаются на сцене. (рассматривают фото)

7 слайд

У: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:

1) струнные смычковые

2) деревянные духовые

3) медные духовые

4) ударные и клавишные

8 слайд

Струнные смычковые инструменты

Скрипка, альт, виолончель, контрабас ( записывают в рабочую тетрадь)

9 слайд

Две скрипки, альт и виолончель образуют струнный квартет, его создателем считается австрийский композитор Й. Гайдн.

10-17 слайд

Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.

18 слайд

Совместное звучание струнных смычковых инструментов образует дружный ансамбль. Ансамбль- по-французски «вместе».


19 слайд

Деревянные духовые инструменты

(флейта, гобой, кларнет, фагот) - записывают в тетрадь.

20-23 слайд

Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.

24 слайд

Медные духовые инструменты

(труба, валторна, тромбон, туба) – записывают в тетрадь

25-28 слайд

Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.

29 слайд

Группа ударных инструментов

( барабан, литавры, ксилофон, металлофон, бубен и т.д.)

30-36 слайд

Дети сами рассказывают про знакомые инструменты, учитель добавляетрассказ.

37-40 слайд

У: Ребята, есть в симфоническом оркестре инструменты, которые тоже используют исполнители, в зависимости от произведения, которое будет исполняться.

Знакомство с инструментами.

41 слайд

Обратите внимание на эту маленькую скрипочку, она называется – пошетта. Послушайте, как звучит. (слушание) Чем отличается тембр скрипки от пошетты? ( ответы детей)

Д: Очень звонкое и высокое звучание.

У: Я расскажу вам немного об этом инструменте.

Миниатюрный музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, появился в 16 веке. Благодаря своим небольшим карманным размерам она была популярна среди музыкантов – пошетту было легко брать в путешествия, она занимала мало места. Длина инструмента составляет около 35 см.

42 слайд

У: Аккордеон – очень редко используется в симфонических произведениях. Послушайте, как он красиво звучит.

У: Вот самое главное, о чём я хотела сегодня вам рассказать в теме нашего урока «Симфонический оркестр» , какие инструменты в него входят и как можно их распределить по основным 4 группам. Давайте теперь проверим ваши знания, что вы запомнили с урока. Я буду задавать вопросы, на которые вам надо ответить.

43-46 слайд


Как называется большой коллектив музыкантов?

  • Оркестр.

Где располагается симфонический оркестр в концертном зале?

  • На сцене.

Где располагается симфонический оркестр во время исполнения оперы?

  • Оркестровая яма.

Назовите инструменты струнной группы?

  • Струнные смычковые инструменты.

О каком инструменте идёт речь в загадке?

  • Я изящна и тонка, и голос мой чудесен и высок,

Могу я петь, как птица- звонко, чисто,

Чтоб голос мой свободно литься мог.

Держи меня у губ не вдоль, а поперёк.

  • Флейта.

К какой группе инструментов относится флейта?

  • Деревянные духовые инструменты.

Какие ещё деревянные духовые вы знаете?

  • Гобой, кларнет, фагот.

Назовите инструменты медной духовой группы оркестра?

  • Труба, валторна, тромбон, туба.

Кто руководит оркестром?

  • Дирижёр.

Какие ещё инструменты есть в оркестре, но мы их не назвали?

  • Ударные.

Какие ударные инструменты звучат в храмах?

  • Колокола.

Что из похожего на ударные инструменты есть на кухне?

  • Тарелки, деревянные ложки.

Что общего у струнных смычковых инструментов?

В чём разница?

Как называется собственная окраска голоса,инструмента?

  • Тембр.

Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость?

У: Молодцы! Ответы были правильные. Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Перед вами на листе бумаги много смайликов, но они без эмоции. Подойдите и нарисуйте на смайлике эмоцию. Если урок и новый материал урока понравился, то на смайлике будет улыбка. Если нет, то перевёрнутая улыбка. Если вы это всё уже знали, то просто вместо улыбки черта. ( дети выполняют задание)

Спасибо за урок! До встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!