Урок музыки 6 класс «Симфонический оркестр» ( под редакцией Науменко,Алеев)
Тема: «Инструменты симфонического оркестра»
Цели:
- дать определение терминов «оркестр», «дирижёр», закрепить знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
- развивать творческое восприятие музыки.
- воспитывать музыкальный вкус, любовь к классической музыке.
Тип урока: Систематизация знаний об инструментах симфонического оркестра, ознакомление с новым материалом.
Методы:
Словесно- индуктивный( беседа, диалог)
Наглядно- дедуктивный(сравнение)
Музыкальный материал: звучание инструментов.
Видеоряд: фрагменты исполнения мелодий разных инструментов симфонического оркестра.
Изобразительный ряд: презентация к уроку
Оборудование: ноутбук, экран, буфер с колонками.
Ход урока.
1 слайд
Звучит музыка с показом разных музыкальных инструментов.
У: Ребята, что вы сейчас услышали?
Д: прозвучала музыка.
У: А, что увидели в этом видеофрагменте?
Д: Увидели изображения разных музыкальных инструментов.
У: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Д: О разных музыкальных инструментах.
У: Да, действительно, музыку издают разные музыкальные инструменты, но мы сегодня будем говорить об инструментах симфонического оркестра.
У: Какие уже инструменты вы знаете? (ответы)
У: Сейчас я вам расскажу самое главное из истории возникновения симфонического оркестра.
2 слайд
Слово "оркестр" возникло в Греции задолго до нашей эры. Глагол "орхео" означает "танцую", а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор - непременный участник каждой трагедии и комедии.
На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально-театрального искусства - опере. Хор здесь, правда, не играл такой выдающейся роли, как в древнегреческой трагедии: главное значение в ранней европейской опере приобрели певцы-солисты с группой инструменталистов, которые аккомпанировали пению. Однако они не были единственными участниками представления, поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, располагались в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже - и самих исполнителей.
Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей. В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие почти стерлось.
Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.
До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.
3 слайд
История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. Каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности. Оркестр остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.
У: Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. - (дают свой ответ)
4 слайд
У: Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
5 слайд
ДИРИЖЕР ВОПЛОЩАЕТ В КОНЦЕРТЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАНТОВ КОМПОЗИТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ. ЖЕСТАМИ РУК ДИРИЖЕР ПРОСИТ ИГРАТЬ ОРКЕСТР ТО ТИШЕ, ТО ГРОМЧЕ;СВЯЗНО ИЛИ ОТРЫВИСТО, НЕЖНО ИЛИ БОДРО. УСЛЫШАТЬ ВНУТРИ СЕБЯ ОДНОВРЕМЕННО МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ МНОГИХ ИНСТРУМЕНТОВ- ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ! И ТАКАЯ СПОСОБНОСТЬ «СЛЫШАТЬ ГЛАЗАМИ» - ЕСТЬ У ВСЕХ ДИРИЖЕРОВ.
6 слайд
Чтобы дирижеру не пришлось искать взглядом, к примеру, скрипачей или тромбонистов, музыканты располагаются на сцене в определенном порядке, по «семействам» инструментов. Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный. Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить. Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места. Давайте посмотрим внимательно, как музыканты оркестра располагаются на сцене. (рассматривают фото)
7 слайд
У: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые
2) деревянные духовые
3) медные духовые
4) ударные и клавишные
8 слайд
Струнные смычковые инструменты
Скрипка, альт, виолончель, контрабас ( записывают в рабочую тетрадь)
9 слайд
Две скрипки, альт и виолончель образуют струнный квартет, его создателем считается австрийский композитор Й. Гайдн.
10-17 слайд
Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.
18 слайд
Совместное звучание струнных смычковых инструментов образует дружный ансамбль. Ансамбль- по-французски «вместе».
19 слайд
Деревянные духовые инструменты
(флейта, гобой, кларнет, фагот) - записывают в тетрадь.
20-23 слайд
Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.
24 слайд
Медные духовые инструменты
(труба, валторна, тромбон, туба) – записывают в тетрадь
25-28 слайд
Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.
29 слайд
Группа ударных инструментов
( барабан, литавры, ксилофон, металлофон, бубен и т.д.)
30-36 слайд
Дети сами рассказывают про знакомые инструменты, учитель добавляетрассказ.
37-40 слайд
У: Ребята, есть в симфоническом оркестре инструменты, которые тоже используют исполнители, в зависимости от произведения, которое будет исполняться.
Знакомство с инструментами.
41 слайд
Обратите внимание на эту маленькую скрипочку, она называется – пошетта. Послушайте, как звучит. (слушание) Чем отличается тембр скрипки от пошетты? ( ответы детей)
Д: Очень звонкое и высокое звучание.
У: Я расскажу вам немного об этом инструменте.
Миниатюрный музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, появился в 16 веке. Благодаря своим небольшим карманным размерам она была популярна среди музыкантов – пошетту было легко брать в путешествия, она занимала мало места. Длина инструмента составляет около 35 см.
42 слайд
У: Аккордеон – очень редко используется в симфонических произведениях. Послушайте, как он красиво звучит.
У: Вот самое главное, о чём я хотела сегодня вам рассказать в теме нашего урока «Симфонический оркестр» , какие инструменты в него входят и как можно их распределить по основным 4 группам. Давайте теперь проверим ваши знания, что вы запомнили с урока. Я буду задавать вопросы, на которые вам надо ответить.
43-46 слайд
Как называется большой коллектив музыкантов?
Где располагается симфонический оркестр в концертном зале?
Где располагается симфонический оркестр во время исполнения оперы?
Назовите инструменты струнной группы?
О каком инструменте идёт речь в загадке?
Я изящна и тонка, и голос мой чудесен и высок,
Могу я петь, как птица- звонко, чисто,
Чтоб голос мой свободно литься мог.
Держи меня у губ не вдоль, а поперёк.
К какой группе инструментов относится флейта?
Какие ещё деревянные духовые вы знаете?
Назовите инструменты медной духовой группы оркестра?
Труба, валторна, тромбон, туба.
Кто руководит оркестром?
Какие ещё инструменты есть в оркестре, но мы их не назвали?
Какие ударные инструменты звучат в храмах?
Что из похожего на ударные инструменты есть на кухне?
Тарелки, деревянные ложки.
Что общего у струнных смычковых инструментов?
В чём разница?
Как называется собственная окраска голоса,инструмента?
Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость?
У: Молодцы! Ответы были правильные. Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Перед вами на листе бумаги много смайликов, но они без эмоции. Подойдите и нарисуйте на смайлике эмоцию. Если урок и новый материал урока понравился, то на смайлике будет улыбка. Если нет, то перевёрнутая улыбка. Если вы это всё уже знали, то просто вместо улыбки черта. ( дети выполняют задание)
Спасибо за урок! До встречи!