Урок музыки 6 класс «Симфонический оркестр» ( под редакцией Науменко,Алеев)
Тема: «Инструменты симфонического оркестра»
Цели:
- дать определение терминов «оркестр», «дирижёр», закрепить знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
- развивать творческое восприятие музыки.
- воспитывать музыкальный вкус, любовь к классической музыке.
Тип урока: Систематизация знаний об инструментах симфонического оркестра, ознакомление с новым материалом.
Методы:
Словесно- индуктивный( беседа, диалог)
Наглядно- дедуктивный(сравнение)
Музыкальный материал: звучание инструментов.
Видеоряд: фрагменты исполнения мелодий разных инструментов симфонического оркестра.
Изобразительный ряд: презентация к уроку
Оборудование: ноутбук, экран, буфер с колонками.
Ход урока.
1 слайд
Звучит музыка с показом разных музыкальных инструментов.
У: Ребята, что вы сейчас услышали?
Д: прозвучала музыка.
У: А, что увидели в этом видеофрагменте?
Д: Увидели изображения разных музыкальных инструментов.
У: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Д: О разных музыкальных инструментах.
У: Да, действительно, музыку издают разные музыкальные инструменты, но мы сегодня будем говорить об инструментах симфонического оркестра.
У: Какие уже инструменты вы знаете? (ответы)
У: Сейчас я вам расскажу самое главное из истории возникновения симфонического оркестра.
2 слайд
-
Слово "оркестр" возникло в Греции задолго до нашей эры. Глагол "орхео" означает "танцую", а орхестрой греки называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор - непременный участник каждой трагедии и комедии.
-
На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Это положило начало совершенно иному типу музыкально-театрального искусства - опере. Хор здесь, правда, не играл такой выдающейся роли, как в древнегреческой трагедии: главное значение в ранней европейской опере приобрели певцы-солисты с группой инструменталистов, которые аккомпанировали пению. Однако они не были единственными участниками представления, поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, располагались в специальном углублении между партером и сценой. Вначале "оркестром" стали называть именно это место, а затем уже - и самих исполнителей.
-
Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене и постоянно находится в поле зрения слушателей. В силу исторических традиций концертный и оперный симфонические оркестры долгое время отличались своим составом, но в наши дни это различие почти стерлось.
-
Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.
-
До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком-нибудь инструменте - например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.
3 слайд
История симфонического оркестра насчитывает более трёх столетий. За это время был сформирован тот инструментальный состав, которым пользуются и современные композиторы. Каждая оркестровая группа приобрела собственные выразительные и технические возможности. Оркестр остаётся основным инструментом для воплощения музыкальных замыслов.
У: Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. - (дают свой ответ)
4 слайд
У: Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер. Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
5 слайд
ДИРИЖЕР ВОПЛОЩАЕТ В КОНЦЕРТЕ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАНТОВ КОМПОЗИТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ. ЖЕСТАМИ РУК ДИРИЖЕР ПРОСИТ ИГРАТЬ ОРКЕСТР ТО ТИШЕ, ТО ГРОМЧЕ;СВЯЗНО ИЛИ ОТРЫВИСТО, НЕЖНО ИЛИ БОДРО. УСЛЫШАТЬ ВНУТРИ СЕБЯ ОДНОВРЕМЕННО МНОЖЕСТВО РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ МНОГИХ ИНСТРУМЕНТОВ- ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ! И ТАКАЯ СПОСОБНОСТЬ «СЛЫШАТЬ ГЛАЗАМИ» - ЕСТЬ У ВСЕХ ДИРИЖЕРОВ.
6 слайд
Чтобы дирижеру не пришлось искать взглядом, к примеру, скрипачей или тромбонистов, музыканты располагаются на сцене в определенном порядке, по «семействам» инструментов. Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный. Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить. Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места. Давайте посмотрим внимательно, как музыканты оркестра располагаются на сцене. (рассматривают фото)
7 слайд
У: Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:
1) струнные смычковые
2) деревянные духовые
3) медные духовые
4) ударные и клавишные
8 слайд
Струнные смычковые инструменты
Скрипка, альт, виолончель, контрабас ( записывают в рабочую тетрадь)
9 слайд
Две скрипки, альт и виолончель образуют струнный квартет, его создателем считается австрийский композитор Й. Гайдн.
10-17 слайд
Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.
18 слайд
Совместное звучание струнных смычковых инструментов образует дружный ансамбль. Ансамбль- по-французски «вместе».
19 слайд
Деревянные духовые инструменты
(флейта, гобой, кларнет, фагот) - записывают в тетрадь.
20-23 слайд
Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.
24 слайд
Медные духовые инструменты
(труба, валторна, тромбон, туба) – записывают в тетрадь
25-28 слайд
Знакомство с каждым инструментом в отдельности и прослушивание их звучаний.
29 слайд
Группа ударных инструментов
( барабан, литавры, ксилофон, металлофон, бубен и т.д.)
30-36 слайд
Дети сами рассказывают про знакомые инструменты, учитель добавляетрассказ.
37-40 слайд
У: Ребята, есть в симфоническом оркестре инструменты, которые тоже используют исполнители, в зависимости от произведения, которое будет исполняться.
Знакомство с инструментами.
41 слайд
Обратите внимание на эту маленькую скрипочку, она называется – пошетта. Послушайте, как звучит. (слушание) Чем отличается тембр скрипки от пошетты? ( ответы детей)
Д: Очень звонкое и высокое звучание.
У: Я расскажу вам немного об этом инструменте.
Миниатюрный музыкальный инструмент, внешне похожий на скрипку, появился в 16 веке. Благодаря своим небольшим карманным размерам она была популярна среди музыкантов – пошетту было легко брать в путешествия, она занимала мало места. Длина инструмента составляет около 35 см.
42 слайд
У: Аккордеон – очень редко используется в симфонических произведениях. Послушайте, как он красиво звучит.
У: Вот самое главное, о чём я хотела сегодня вам рассказать в теме нашего урока «Симфонический оркестр» , какие инструменты в него входят и как можно их распределить по основным 4 группам. Давайте теперь проверим ваши знания, что вы запомнили с урока. Я буду задавать вопросы, на которые вам надо ответить.
43-46 слайд
Как называется большой коллектив музыкантов?
Где располагается симфонический оркестр в концертном зале?
Где располагается симфонический оркестр во время исполнения оперы?
Назовите инструменты струнной группы?
О каком инструменте идёт речь в загадке?
Могу я петь, как птица- звонко, чисто,
Чтоб голос мой свободно литься мог.
Держи меня у губ не вдоль, а поперёк.
К какой группе инструментов относится флейта?
Какие ещё деревянные духовые вы знаете?
Назовите инструменты медной духовой группы оркестра?
Кто руководит оркестром?
Какие ещё инструменты есть в оркестре, но мы их не назвали?
Какие ударные инструменты звучат в храмах?
Что из похожего на ударные инструменты есть на кухне?
Что общего у струнных смычковых инструментов?
В чём разница?
Как называется собственная окраска голоса,инструмента?
Может ли тембр придать музыкальному звучанию характерность и неповторимость?
У: Молодцы! Ответы были правильные. Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Перед вами на листе бумаги много смайликов, но они без эмоции. Подойдите и нарисуйте на смайлике эмоцию. Если урок и новый материал урока понравился, то на смайлике будет улыбка. Если нет, то перевёрнутая улыбка. Если вы это всё уже знали, то просто вместо улыбки черта. ( дети выполняют задание)
Спасибо за урок! До встречи!