СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Символы Российской Федерации"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даётся в 5-7 классах для расширения представления о Конституции России,о Символах государста.Обучающиеся  знакомятся с историческими особенностями введения символов в нашей стране. Воспитывает бережное отношение к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Просмотр содержимого документа
«Урок " Символы Российской Федерации"»

Урок - классный час

Тема: Символы Российской Федерации.


Учитель географии: Шишова Наталья Сергеевна, МБОУ "СОШ №4 г. Шатуры", Московской области.

Класс: 5-7классы

Цель: способствовать формированию представлений о Конституции, символике России, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, ознакомление обучающихся с историей праздника, способствовать воспитанию патриотизма и бережного отношение к символам России.

Методы: наглядный, практический, групповой

Оборудование: Конституция РФ, аудио запись гимна РФ, виды флага и герба, карта России, проектор*.


План конспект урока:

1. Организационный момент.

2. Основная часть:

2.1. Гимн,

2.2 Флаг,

2.3 Герб,

2.4 История Конституции,

2.5 понятие Конституции,

2.6 Практическая работа.

3. Итог урока.


Ход урока:

Учитель:- Здравствуйте, садитесь - каждой группе предлагается разгадать кроссворд( центральное слово- СИМВОЛИКА- на пересечении( конституция, президент, гимн, всадник, орёл, флаг, скипетр, корона, держава)

- Чем являются все слова в данном кроссворд ? Что сегодня будем изучать?


( звучит фонограмма Гимна Российской Федерации- слушают стоя)


Учитель: - Ребята, что мы сейчас прослушали, в чём его особенность?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)

- Что вы знаете о гимне?

( Гимн является символом того или иного государства. Государственный Гимн имеют все современные государства. Государственный гимн транслируется телерадиоканалами6 в новогоднюю ночь, в дни государственных праздников.)

- Когда исполняют Государственный гимн Российской Федерации?

( Во время торжественных церемоний и других мероприятий, проводимых государственными органами: при поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом страны, при открытии памятников, при вручении наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, при открытии и закрытии торжественных собраний...)

Учитель: как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

Государственный гимн существует во всех суверенных государствах. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 - появился "Преображенский марш". Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных собраний. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".

С 1883 по 1917гг. звучал гимн " Боже Царя храни!".

В 1917 году В.И. Ленин предложил использовать " Интернационал".

В 1944 году прозвучал новый Гимн СССР "Патриотическая песнь" Глинки.

С 2000 года исполняется " Гимн России" на слова Михалкова и музыку Александрова.

( возможны демонстрация воспроизведение музыкальной записи)


Учитель: -Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

- Что такое Государственный флаг?

( Это официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства)

- Какие цвета у российского Флага?

( белый, синий, красный)

- Что означают эти цвета?

(Белый - благородство, синий - честь, красный - кровь пролитая за отечество, смелость и великодушие присущие русским людям)

- Где вывешивают государственный флаг?

( на зданиях верховных органов государственной власти и управления, зданиях посольств, торговых представительств, консульств за рубежом, и на судах плавающих в открытом море и территориальных водах иностранных государств)

- 22 августа - день Государственного флага России. В этот день на всей территории Российской Федерации чествуют наш Государственный флаг, который представляет прямоугольное полотнище бело-сине-красного цвета.

-- А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?


Задание . Раскрасьте флаг России в своих листах (заранее приготовленные заготовки)


Учитель: - Что такое Государственный герб Российской Федерации?

( официальная эмблема государства. Это главный символ любого государства. В нём в образной форме выражена государственность страны и её государствообразующей нации. Государственный герб может быть частью Государственного флага.)

- Посмотрите на герб РФ. Что он собой представляет?

(Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещённом на красном геральдическом щите. Орёл увенчан тремя историческими коронами Петра Великого/ двумя малыми коронами и над ними -одной большой короной, объединённых лентой/. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь конём, дракона)

- Что символизирует всадник, поражающий копьём змея? (победу добра над злом)

- Что символизирует двуглавый орёл?

( Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу в двух частях света -Европе и Азии: поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая- на Запад при едином теле - едином правлении; символизирует в новых условиях суверенитет как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов Федерации;)

- У России величавой на Гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый, он - России дух свободный!


-Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство)

- Где размещается государственный герб Российской Федерации?

( на бланках федеральных законов, указов и распоряжений президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного суда, Верховного суда и прочих судов Российской Федерации, Прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, на гербовых печатях, на пограничных знаках, на знамёнах на флагах Вооружённых Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации)

-Сегодня герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.


Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - это берёзы в лесу;

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем - крылья согнули назад.


Учитель: -Государственный флаг, государственный герб, государственный гимн - это символы государственной власти, которые закреплены в 70-й статье Конституции Российской Федерации. А что такое Конституция Российской Федерации?

( Основной закон Российского государства)(доклад или рассказ)

- Конституция Российской Федерации -Основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В 2013году ей исполнилось 20 лет. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993года.

В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821-1825годах - декабрист Н.М. Муравьёв разработал проект устройства Русского Государства. В котором предполагалось установить: Конституционную Монархию, Равенство всех граждан перед законом, Свободу слова , печати, вероисповедания.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается , он имеет какие-нибудь права?

(Да. Имеет. Человек имеет право на жизнь, на гражданство / это значит право проживать в стране, / медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством.)

- И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребёнок как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет право заставить вас думать только так и не иначе. Но всё же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них большой жизненный опыт.

- А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие ещё у него появляются права?

(Право учиться)

- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

-Ребята, скажите а человек только правами обладает ? ( нет. Есть и обязанности)

- Верно. И какая наша главная обязанность?( Соблюдать законы)

- Правильно. Для этого и существует Конституция. Человек живёт в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у нас в школе ученики имеют права и обязанности?

Обучающиеся имеют право:


На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений;

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья.

Обязанности обучающихся у школе:


Выполнять устав образовательного учреждения;

Добросовестно учиться;

Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

Выполнять требования педагогов в образовательном учреждении (в частности, внесённые уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции)

Бережно относится к имуществу.

(текст на отдельных листах)


Учитель: - А когда окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию).

Но вступает в силу и обязанность. Профессия не должна быть противозаконной.

- Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким?

- По отношению к Родине?

(Должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.)

-Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?

( Каждый)

- Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по конституции одинаковые.


Задание

Учитель: - Дополните до фразы.( задание на листах)

Знать... (права)

Выполнять...(обязанности)

Любить...(свою Родину)

Охранять...( территорию, землю)

Беречь... (природу)

Гордиться...(культурой, языком)

Приумножать...( богатства)



Учитель: - Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? Как его зовут?

- Знаете ли вы какими полномочиями наделён президент России?

( Слово " президент" в переводе означает "сидящий впереди". Президент России - это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры,

является Главнокомандующим нашей Армии.)

- В Конституции также записаны права и обязанности Президента.


Игра " Да! Нет!"

Учитель: Зачитаем статью. если это в пользу человека - говорим: "Да!". Если это противоречит закону, говорим: "Нет!".

- Россия - наша страна?

- Да!

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

- Да!

- Можно ли человека обращать в рабство?

- Нет!

- Можно ли относится к человеку жестоко?

- Нет!

- Защищён ли человек законом?

- Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

- Да!

- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

- Нет!

- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

- Да!

- Может ли человек владеть имуществом?

- Да!

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

- Да!

- Можно ли запретить свободный выбор труда?

- Нет!

- Защищает ли закон материнство и младенчество?

- Да!


Учитель: - Наш разговор подходит к концу. Я думаю он полезен был для вас. Вы многое узнали о Символах нашей страны, о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете больше о законах, сможете обдумывать сои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну в которой живёте.

Вы - будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.



Берегите Россию - нет России другой,

Берегите её тишину и покой

Это небо и солнце, этот хлеб на столе...

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её что бы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всей нашей судьбой,

Берегите Россию - нет России другой!


Учитель: - Оцените вашу работу на уроке.

- Давайте и мы примем закон для нашего класса.

Это ваше домашнее задание: составить закон для нашего класса.