Тема урока «Земля во Вселенной»
Тип урока урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Автор УМК Баринова И.И.
Автор: Щигорева Е.В.
Технологическая карта
Оборудование: проектор, экран, атласы школьные, учебник
Этапы урока
1. Организационный этап
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку
Регулятивная | Проверка готовности рабочего места Формирование мотивационной основы учебной деятельности |
2. Целеполагание и мотивация
Откройте оглавление и посмотрите, какие темы мы с вами уже изучили Скажите, что нового вы узнали на уроках географии (...)? Как вы думаете, что из изученного вам пригодится в жизни
Все ли вы уверены, что запомнили материал хорошо (...)? Чтобы быть уверенными, что учебный материал вами хорошо усвоен, и вы можете применить в жизни, те знания, которые получили на наших предыдущих уроках, что мы должны сегодня сделать с вами (...).
Как вы думаете, какова тема нашего урока (...)?
Правильно, это Итоговый урок по теме «Земля во Вселенной» (тема записывается на доске).
Познавательная | Выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя Выделение существенной информации, определять цели и задачи |
Регулятивная | Постановка цели, планирование действия в соответствии с поставленной задачей Целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. |
Коммуникативная | Взаимодействуют с учителем во время беседы |
Что нужно сделать для этого, какие шаги предпринять (...)?
САМОКОНТРОЛЬ
Лист самоконтроля
Умения | Оценка 0-1-2 |
Ставить цель | |
Планировать работу на уроке | |
3. Обобщение и систематизация знаний
1.Перед вами лежат атласы школьника. Откройте учебник и просмотрите материал о Вселенной и о Солнечной системе на с.77 . На эту работу вам дается 2 минуты. Проанализируйте предложенную вам информацию.
Познавательная | Осуществление поиска информации, анализ иллюстрировано – справочных материалов, осуществление структурирования и обобщения знаний |
Регулятивная | Работают с текстом по времени, составляют в уме план действий |
Коммуникативная | |
Давайте проверим знания, полученные по разделу
1.Работа со схемами
1. Зарождение СС
2. Состав СС
3. «Адрес» Земли
2. «Озвучка» схем учащимися
Познавательная | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение, обобщение Работают со схемой, представленной учителем. Использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, реализовывать исследовательскую деятельность |
Регулятивная | Проверка правильности выполнения задания, контроль своих знаний с использованием критериального оценивания Оценивать правильность выполнения заданий, вносить коррективы |
Коммуникативная | Слушают собеседника, выражают свои мысли Развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности |
САМОКОНТРОЛЬ
Умения | Оценка 0-1-2 |
Ставить цель | |
Планировать работу на уроке | |
Работать со схемами, определять соподчинение | |
| |
Изученная тема содержала большое количество специальных терминов и понятий. Давайте проверим, как вы владеете понятийным материалом. Для этого мы проведем соревнование между четверками.
Один называет понятие,
второй- общий признак (существительное)
третий и четвертый – дополнительные признаки
3. Определение понятий
«Цепочка» по схеме для четверок

Солнечная система, планета, звезда, комета, астрономия, Луна
Умения | Оценка 0-1-2 |
Ставить цель | |
Планировать работу на уроке | |
Работать со схемами, определять соподчинение | |
Давать объяснения понятию | |
4. Работа с текстом, оценивание информации
Вам дана информация, выскажите свои суждения о ней, сделайте выводы
Мы живем в мире предприимчивых людей: 2 бизнесмена открыли туристические фирмы, организуют путешествия космических туристов
Перед Вами реклама
Фирма №1 | Фирма №2 |
Мы предлагаем посетить Сатурн. Сатурн, шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе. «Присатурнится» не получится, потому что планета состоит из газов-водорода и гелия. Фирма предоставляет специальные костюмы и снаряжение, потому что скорость ветра может достигать местами 1800 км/ч, а температура верхних слоев минус 189 °C. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей главным образом из частичек льда и пыли. Вы сможете посетить самый большой спутник Сатурна: Титан, он немного больше, чем планета Меркурий. А если купите путевку на 30 лет мы сможем совершить кругосветку вокруг Солнца. Среднее расстояние от Земли до Сатурна равно 1,28 миллиарда километров- полетим на экспрессе с ветерком. | Мы предлагаем посетить Марс Лететь долго не придется, это вторая планета от Солнца. Меньше Земли, больше Юпитера. Посетите Вулкан Олимп — самая большая в Солнечной системе гора! Вы сможете совершить незабываемое восхождение на высоту 27 км. Кислородные маски Вам не понадобятся. На Марсе прекрасный чистый воздух. Серый цвет планета имеет из-за наличия угля. Марсианские пылевые бури происходят примерно раз в 6 земных лет. Вода остается в небольших по площади летних полярных шапках на юге — до 3 км. Приятного отдыха! |
Познавательная | высказывать суждения, подбирая факты для подтверждения |
Регулятивная | Формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей оценивать свою работу и одноклассников |
Коммуникативная | Взаимодействуют в паре |
САМОКОНТРОЛЬ
Умения | Оценка 0-1-2 |
Ставить цель | |
Планировать работу на уроке | |
Работать со схемами, определять соподчинение | |
Давать объяснения понятию | |
Находить ошибки в тексте, делать выводы | |
Пауза
Группой изобразите комету, Сатурн, Землю и Луну, астероид/ метеорит
Дайте описание, почему так изобразили?
Умения | Оценка 0-1-2 |
Ставить цель | |
Планировать работу на уроке | |
Работать со схемами, определять соподчинение | |
Давать объяснения понятию | |
Находить ошибки в тексте, делать выводы | |
Давать описание небесных тел | |
| |
6. Рассмотрите рисунок, выскажите свои мысли

Так для чего на уроках географии мы изучаем Вселенную?
Выводы об уникальности и хрупкости нашей планеты
4. Рефлексия. Подведение итогов урока
Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили (...)? Посмотрите на свой зачетный лист.
САМОКОНТРОЛЬ
Умения | Оценка 0-1-2 |
Ставить цель | |
Планировать работу на уроке | |
Работать со схемами, определять соподчинение | |
Давать объяснения понятию | |
Находить ошибки в тексте, делать выводы | |
Составлять и высказывать свое мнение, приводить доказательства | |
Работать в паре, в группе | |
Оценивать свою работу и одноклассников | |
Познавательная | развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации |
Регулятивная | Оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью |
Коммуникативная | Взаимодействуют с учителем, сверстниками Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками |
Аргументация оценок за урок
Д/з готовиться к проверочной работе
Спасибо
https://geektimes.ru/post/279218/
![]()
