Урок – сказка в 1 классе.
Тема: «РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ ВИДА: 15 – 5».
Цель: работать над развитием навыков, устного счета; формировать умение решать примеры вида 15 – 5 на основе знаний разрядов чисел второго десятка; работать над задачами разных типов; учить сравнивать выражения, единицы длин; развивать математическую речь, логическое мышление; воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
–Прослушайте, ребята, что приключилось однажды в лесу.
Солнце по небу гуляло и за тучу убежало.
Глянул заинька в окно; стало заиньке темно.
А сороки – белобоки поскакали по полям,
Закричали журавлям: «Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!» Наступила темнота…
– Кто знает, из какой сказки этот отрывок? («Краденое солнце»)
– Кто еёавтор? (К.И.Чуковский).
– Давайте поможем героям сказки найти солнышко.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка каллиграфии.
56 65 56 65…
2. Математический диктант.
Запишите числа: 2 дес. 4 ед; 3 дес. 7ед.; 4дес.
Число 18 уменьшить на 10.
Число 13 увеличить на 1
Запишите разность чисел 16 и 6.
Сумму 10 и 9 уменьшить на 2.
Разность чисел 16 и 10 увеличить на 4.
В мешке было 17кг муки. Для выпечки хлеба использовали 7кг. Сколько кг муки осталось?
3. Игра «День – ночь».
15 – 5 – 3 + 10 – 1 – 6 + 2 – 10 = … (2).
4. Игра «Отгадайте число».
– В лесу встречаем воробушка.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!»
14 17 12
Λ Λ Λ
10 10 10
4 7 2
14 17
1 1
– Вы выполнили задание и этим помогли воробушку отыскать зернышко.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня, мы будем учиться, вычитать из чисел второго десятка продолжим работу над задачами.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа в паре. Объяснение нового материала.
– Как из 16 вычесть 6? (Обсуждение в паре).
Пары предлагают свое решение, выбирают правильное.
Вывод. Итак, 16 – это 10 и 6
16 = 10 + 6 – 6 = 10
Λ
10 6
2. Выполнение логического задания.
Задание по учебнику.
V. Физкультминутка
ПЛАЧУТ ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ:
СБИЛИСЬ, БЕДНЫЕ, С ПУТИ,
ИМ ДО ДОМУ НЕ ДОЙТИ.
ТОЛЬКО РАКИ ПУЧЕГЛАЗЫЕ
ПО ЗЕМЛЕ ВО МРАКЕ ЛАЗАЮТ,
ДА В ОВРАГЕ ЗА ГОРОЮ
ВОЛКИ БЕШЕНЫЕ ВОЮТ.
– Вы правильно объяснили решение примеров и помогли зайкам найти дорогу домой.
VI. Закрепление материала.
– Отгадайте, какой сказочный герой обращается к нам за помощью.
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь).
Медведица попросит вас отыскать в темноте медвежат.
Работа по учебнику.
1. Решение примеров.
2. Сравнение.
10 + 7 … 10 + 5
14 – 4 … 14 – 10
1дм 2см … 2дм 1см
12 – 2 … 3 + 7
3дм 6см … 3дм 5см
3. Работа над задачами.
– Но медведь так рассердился на крокодила, что решил сразиться с ним, вырвать солнышко из пасти. Без солнышка плохо всему живому на земле. И Мишка предлагает вам помочь ему в сравнении. Для этого нужно решить задачи.
Возле курицы 16 цыплят. Трое пошли пить воду. Сколько цыплят осталось?
У курицы было 8 серых цыплят, а белых – на 4 меньше. Сколько белых цыплят у курицы?
У курицы было 7 серых цыплят, а белых – 5. На сколько серых цыплят больше, чем белых?
– Каким действием решается первая задача? Запишите только решение.
– Какой вопрос в третьей задаче?
– Как узнать, на сколько больше? Каким действием?
– Запишите в тетрадь решение второй задачи.
(Один ученик работает у доски)
Испугался крокодил – завопил, заговорил.
А из пасти из зубастой солнце вывались,
В небо выкатилось!
VII. Итог урока
Игра «Эстафета»
– Посмотрим, какой ряд быстрее и правильнее решит цепочку примеров.
17 + 1 15 – 1 10 + 10
– 8 – 10 – 1
– 6 + 5 – 9
– 10 – 9 + 8
+ 4 – – 1
– –
– Как из 15 вычесть 5?
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать, за букашками летать.
Стали зайки на лужайке кувыркаться и скакать!