СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Слово- основная единица языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Слово- основная единица языка"»

 Слово – основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений и их свойств. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения Звучания(фонетический анализ), Произношения и ударения (орфоэпический анализ),  Лексического значения(лексический анализ),  состава(морфемный разбор), словообразования(словообразовательный разбор),  правописания(орфографический разбор), морфологических признаков (морфологический разбор)

Слово – основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений и их свойств. Лингвистика рассматривает слово с точки зрения

  • Звучания(фонетический анализ),
  • Произношения и ударения (орфоэпический анализ),
  • Лексического значения(лексический анализ),
  • состава(морфемный разбор),
  • словообразования(словообразовательный разбор),
  • правописания(орфографический разбор),
  • морфологических признаков (морфологический разбор)
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Лексика русского языка пополняется двумя основными путями: - слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний), - новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

- слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

- новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Слово-звезда В каждой душе слово живёт, горит, свет…тся как звезда на небе и как звезда пог…сает когда оно, закончив свой жизне(н,нн)ый путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова как свет погасшей звезды летит к человеку на его путях в пр…странстве и времен…. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет а слово ост…ется и летит из поколения в поколени… как свет угасшей звезды во Вселе(н,нн)ой. (По М. Пришвину)

Слово-звезда

В каждой душе слово живёт, горит, свет…тся как звезда на небе и как звезда пог…сает когда оно, закончив свой жизне(н,нн)ый путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова как свет погасшей звезды летит к человеку на его путях в пр…странстве и времен….

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет а слово ост…ется и летит из поколения в поколени… как свет угасшей звезды во Вселе(н,нн)ой. (По М. Пришвину)

Слово-звезда В каждой душе слово живёт, горит, светится , как звезда на небе , и , как звезда , пог а сает, когда оно, закончив свой жизне нн ый путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова , как свет погасшей звезды , летит к человеку на его путях в пр о странстве и времен и . Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет, а слово ост а ется и летит из поколения в поколение , как свет угасшей звезды во Вселе нн ой. (По М. Пришвину)

Слово-звезда

В каждой душе слово живёт, горит, светится , как звезда на небе , и , как звезда , пог а сает, когда оно, закончив свой жизне нн ый путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова , как свет погасшей звезды , летит к человеку на его путях в пр о странстве и времен и .

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово ост а ется и летит из поколения в поколение , как свет угасшей звезды во Вселе нн ой. (По М. Пришвину)

– Докажите, что это текст. – Объясните смысл названия. ( М. Пришвин размышляет о силе человеческого слова, которое, подобно звезде, дарит свет людям) – Какие средства художественной выразительности использовал писатель? – Рассмотрим слово «звезда» с точки зрения фонетики, морфемики, морфологии, образуем от него однокоренные слова. Фонетический разбор: [зв‘изда']- 6 букв, 6 звуков. Морфемный разбор: Звезда Морфологический разбор: Ι .Звезда – существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Н.Ф.- звезда; Ι Ι .П.п.:нариц., неодуш., ж.р.,1 скл. Н.п.: И.п., ед.ч. ΙΙΙ . Горит (что?) звезда .

– Докажите, что это текст.

– Объясните смысл названия.

( М. Пришвин размышляет о силе человеческого слова, которое, подобно звезде, дарит свет людям)

– Какие средства художественной выразительности использовал писатель?

– Рассмотрим слово «звезда» с точки зрения фонетики, морфемики, морфологии, образуем от него однокоренные слова.

Фонетический разбор:

[зв‘изда']- 6 букв, 6 звуков.

Морфемный разбор:

Звезда

Морфологический разбор:

Ι .Звезда – существительное, т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Н.Ф.- звезда;

Ι Ι .П.п.:нариц., неодуш., ж.р.,1 скл. Н.п.: И.п., ед.ч.

ΙΙΙ . Горит (что?) звезда .

Святое  вещее  красное  золотое  тёплое  праздное (или пустое)  чёрное
  • Святое
  • вещее
  • красное
  • золотое
  • тёплое
  • праздное (или пустое)
  • чёрное
Пример синквейна 1)Само слово:  Слово 2)2 Прилагательных: Живое, драгоценное. 3) 3 Глагола: Утешит, поможет, приободрит. 4) Известное выражение, цитата: Доброе слово – божественный дар. 5) Переформулирование, синоним к слову: Сила.

Пример синквейна

1)Само слово:

Слово

2)2 Прилагательных:

Живое, драгоценное.

3) 3 Глагола:

Утешит, поможет, приободрит.

4) Известное выражение, цитата:

Доброе слово – божественный дар.

5) Переформулирование, синоним к слову:

Сила.

Домашнее задание: § 1, упр. 8 (задание 1,2) На «3» -сделать морфемный разбор выделенных слов,  На «4»- сделать фонетический разбор слова «языка», На «5»- сделать морфологический разбор слова « сложнейшей» + задания на «3» и «4».

Домашнее задание:

§ 1, упр. 8 (задание 1,2)

На «3» -сделать морфемный разбор выделенных слов,

На «4»- сделать фонетический разбор слова «языка»,

На «5»- сделать морфологический разбор слова « сложнейшей» + задания на «3» и «4».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!