13.12. урок Согласные звонкие и глухие. Подготовка к изложению
Цели:познакомить с делением согласных на звонкие и глухие и перечнем пар согласных по глухости и звонкости; формировать умение различать звонкие и глухие согласные;
ход урока
I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы).II. Фронтальный опрос.
Презентация.
- Что изучает фонетика? (Это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.)
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные.)
- Запишите, пожалуйста, пословицу: Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Охарактеризуйте гласные звуки в слове "красно". ([а] - гласный, безударный, [о] - гласный, ударный.)
- Охарактеризуйте согласные звуки по твёрдости-мягкости в слове "беседа". ([б'] - согласный, мягкий, [с'] - согласный, мягкий, [д] - согласный, твёрдый.)
- В каком слове есть непарный по твёрдости-мягкости звук? (Пшеном - звук [ш]).
- Какие непарные звуки по твёрдости-мягкости вам известны? (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц], всегда мягкие звуки: [ч'], [щ'], [й'].)
III. Объяснение нового материала.
- Запишите пословицы:
1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.
- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?
- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)
- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова (если находятся перед глухой согласной) "теряют голос" и оглушаются. В русском языке есть звуки-"двойняшки", т.е. похожие звуки, парные.
- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).
- Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней.
- Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.)
- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].) Эти звуки, кроме [й'], называют ещё сонорными. При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.
- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Представьте, что мы попали на планету Звучная. Жители её используют в своей речи только звонкие согласные. "Переведите" на язык инопланетян следующие пословицы:
1) Азбука - наука, а ребятам - мука. 2) Красно поле пшеном, а беседа умом. 3) Сама скажет сорока, где гнездо свила.
2. В словосочетании замените прилагательное противоположным по значению словом. Укажите в словах парные согласные по звонкости-глухости.
Холодный чай - : (горячий) чай,
редкий гость - : (частый) гость,
лёгкий портфель - : (тяжёлый) портфель,
маленький рисунок - : (большой) рисунок,
весёлый человек - : (печальный) человек. [2]
- С какими парными согласными не встретились слова? ([в], [ф], [к], [д], [з]) Приведите примеры слов с этими парными согласными звуками.
3. Прочитайте выразительно поэтические строки С.Маршака. [2]
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не попить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!
- "Сверните" текст в пословицу. (Грамоте учиться - всегда пригодится.) Охарактеризуйте по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости согласные звуки в словах: уйдёшь (1-ый ряд), грамота (2-ой ряд), прочесть (3-ий ряд).
4. В русском языке преобладают звонкие согласные. Наш язык звучный. Звуки передают различные действия: скрип, жужжание, шелест и т.п. Приём усиления звуковой выразительности в художественной речи называется звукописью.
Прочитайте пословицы. Повторы каких звуков вызывают эффект звукоподражания?
1) Орешки дерут прорешки.
2) Шумит дубравушка к погодушке.
3) Трусость - истинная глупость.
V. Подготовка к изложению. Проверка домашнего задания. Составление плана. Лексическая работа. Устное изложение