Урок соревнования
Тема: «Площади многоугольников»
Цель: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний к решению практических задаче.
Оборудование: модели фигур, цветная бумага.
Ход урока:
I. Организационный момент
1.Презентация строительной профессии - столяр
Строительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных— строгание, на долбежных и шипорезных — выдалбливание гнезд и зарезанное шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
2. Постановка задачи.
Требуется выполнить работу по настилке полов в одном из учебных кабинетов школы. Предлагается произвести настилку паркетного пола в кабинете математике размером 5,75X8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке.
20
20
15 50 35
3.Правила игры.
Учащиеся разбиваются на три бригады (по рядам )
Команда №1 Задача: нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций — одинаковое количество.
Команда №2 Задача: нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.
Команда №3 Задача: контролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур.
Работа с учебником
На доске записан, какой материал следует изучить. Учащиеся приступают к работе с учебником. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию дает учитель.
После того как теоретический материал повторен, а формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции записаны в тетрадях, учитель проецирует на доску рисунки и формулы по проработанному материалу. Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждой команде предлагается по два-три вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счет записывается на доске.
II. Формирование практических навыков.
1.Каждая команда приступает к практическим вычислениям.
Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций.
2.Объяснение каждой бригады о вычислении нужного количества паркетных плиток.
III. Проверка ЗУН
Контрольные вопросы:
Дайте определение площади простых фигур.
Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
Докажите, что площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
Докажите, что площадь трапеции равна произведению полсуммы оснований на высоту.
По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
Как проводились вычисления площади одного ряда плиток.''
7.Дайте краткую характеристику профессии столяра.
IV. Итог урока.
Результаты игры. Выставление отметок.
Домашнее задание: Предлагается произвести настилку паркетного пола в комнате размером 3 X 4 м с размерами плиток, используемых на уроке.