СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Спряжение глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить распознавать тип  спряжения глаголов.

Просмотр содержимого документа
«урок спряжение»

Предмет: русский язык.


Учитель: Мироненко Светлана Владимировна


Тема урока: Спряжение глагола.


Цели:

  1. Образовательная цель: научить распознавать тип спряжения глаголов.

  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие умения сравнивать, обобщать.

  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, воспитание любви к труду.

  4. Коммуникативные учебные действия: оформлять свои мысли с учетом речевой ситуации.

  5. Регулятивные учебные действия: в диалоге уметь определять степень успешности своей работы.

  6. Познавательные учебные действия: формулировать правило, работать по алгоритму.

  7. Личностные учебные действия: умение вести диалог на основе равноправных отношений.


Оборудование. Мультимедийный проектор, ноутбук , таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», раздаточный материал.

Ход урока


I.1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок -

Нам пора начать урок.


Слово учителя: Интересная часть речи

В русском языке живет.

Она сразу нам расскажет,

Кто чертит, пашет и поет.

Вышивает или строит,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит…

Что это, друзья?


-Что вы знаете о глаголе? ( Слово «глагол» - «слово, мысль, речь».) Сегодня на уроке вы будете мыслить, говорить, работать. Давайте вспомним пословицы о труде.

Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Терпение и труд все перетрут.

-Пусть эти пословицы станут девизом нашего урока!


II. Объявление темы урока. Определение целей и задач урока учащимися и учителем.


Слово учителя: Слово «спряжение» пришло в русский язык в 18 веке. Образовано от глагола «спрягать»- в старом значении «соединять вместе, объединять». Отсюда пошло слово «супружество»- «объединение».

А теперь обратимся к учебнику.

- Что такое спряжение?

-Для чего нужно определять спряжение глагола?

- Что объединило спряжение глаголов?

(Разные формы глаголов, личные местоимения и глагол.)


  1. Актуализация опорных знаний.

  2. Слово учителя:

Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, ребята, в этой семье любят трудиться? Без труда не может быть дружной семьи, в которой все любят друг друга.


Мы копа…м огород, полива…м грядки,

Мама вечером придет, спросит: «Все в порядке?»

Каждый вечер мы с отцом маме помога…м:

То в квартире приб…рем, то белье стира…м.

Вместе с мамой каждый день дела…м уроки:

Учим, пишем, постига…м грамоты истоки.


Задание:

- Найдите глаголы.

- Почему в одних глаголах указано окончание, а в других нет?

-От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.


III. Работа по теме урока.


Слайд 1,2 «Спряжение глаголов»

-Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

-Сколько спряжений в русском языке?

Два.



Слайд 3, 4 «Типы спряжения»

1 и 2 спряжение.



Работа по таблице.


пишу


пишешь


пишет


пишем


пишете


пишут


несу


несёшь


несёт


несём


несёте


несут


ворчу


ворчишь


ворчит


ворчим


ворчите


ворчат


свечу


светишь


светит


светим


светите


светят



  1. К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

-К I спряжению.


  1. как вы это определили?

-По окончаниям.


  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют


Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся глаголы вторых двух столбиков?

Ко II спряжению.


  1. Как вы это определили?

По окончаниям.


  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.


  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.



  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.


  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.


  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
    Работа с алгоритмом. Слайд 7,8

Слово учителя:

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.


Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –


Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 8

Слово учителя:

Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.


  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику «Советы помощника». Запомните их!


  1. Чтение алгоритма по учебнику.


Слово учителя:

Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Слайд 9

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

IY. Тренировочные упражнения.

  1. Физкультминутка.

Это легкая забава –

Повороты влево - вправо.

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.


  1. Слово учителя:

А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете сигнальную карту с цифрой 1вверх, 2 спряжения — сигнальную карту с цифрой 2.

Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.


  1. А теперь поработаем в парах. Составьте словосочетания.

-Работайте, пользуясь алгоритмом.


Ты ножницами …….

Он пилой ………

Вы удочкой………..

Вы клещами …………

Мы молотком……..



4. Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т.

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т.

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ.

5.А теперь выполним творческое задание.

1 группа:

-Используя данные глаголы, составить предложения на тему «Садовник». Вам помогут пословицы, которые стали девизом нашего урока.


Копа…м, полива…м, высад…шь, вкладыва…м, пережива….шь, поду..т, выглян…т, расцвета…т.


2 группа:

-Получено письмо, написано с ошибками, исправьте ошибки.


В первом спряжении пишат, поют,

Пашат поля и железо куют.

А во втором никогда не грустют,

Мчатся в музеи, учиться хочут.


Ученики комментируют.

Y. Рефлексия учебной деятельности.


  1. Что сегодня узнали на уроке?

  2. Чему научились?

3. Достигли целей, которые поставили в начале урока?

  1. Понравился урок?

  2. Оцените свою работу.



Домашнее задание: выучить стихотворение, тестовые задания разного уровня.


Просмотр содержимого презентации
«56_klass._moy_urok_po_spryazheniyu.»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов - это изменение глаголов по числам и лицам

Спряжение глаголов - это

изменение глаголов по числам и лицам

СПАСТИ Я Ты Он Мы Вы Они спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут

СПАСТИ

  • Я
  • Ты
  • Он
  • Мы
  • Вы
  • Они

спасу

спасёшь

спасёт

спасём

спасёте

спасут

ЛЕТЕТЬ Я Ты Он Мы Вы Они лечу летишь летит летим летите летят

ЛЕТЕТЬ

  • Я
  • Ты
  • Он
  • Мы
  • Вы
  • Они

лечу

летишь

летит

летим

летите

летят

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ II  спряжение I  спряжение -У -ЕШЬ -ЕТ -У -ИШЬ -ИТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

II спряжение

I спряжение

-ЕШЬ

-ЕТ

-ИШЬ

-ИТ

  • ИМ
  • ИТЕ
  • ЯТ
  • ЕМ
  • ЕТЕ
  • УТ
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ ШЬ Т Т М М ТЕ ТЕ -АТ (-ЯТ) -УТ (-ЮТ)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

ШЬ

ШЬ

Т

Т

М

М

ТЕ

ТЕ

-АТ (-ЯТ)

-УТ (-ЮТ)

ОТДОХНЁМ!

ОТДОХНЁМ!

1 спряжение 2 спряжение читаешь кричит поёт ворчит качает пишет молчат говорим клюют грустите ругаются балуется верят

1 спряжение

2 спряжение

читаешь

кричит

поёт

ворчит

качает

пишет

молчат

говорим

клюют

грустите

ругаются

балуется

верят

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол.  2) Разбери глаголы по составу.  3) Определи тип спряжения.

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. 2) Разбери глаголы по составу. 3) Определи тип спряжения.

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!

Просмотр содержимого презентации
«5klass спряжение презентация»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов - это изменение глаголов по числам и лицам

Спряжение глаголов - это

изменение глаголов по числам и лицам

СПАСТИ Я Ты Он Мы Вы Они спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут

СПАСТИ

  • Я
  • Ты
  • Он
  • Мы
  • Вы
  • Они

спасу

спасёшь

спасёт

спасём

спасёте

спасут

ЛЕТЕТЬ Я Ты Он Мы Вы Они лечу летишь летит летим летите летят

ЛЕТЕТЬ

  • Я
  • Ты
  • Он
  • Мы
  • Вы
  • Они

лечу

летишь

летит

летим

летите

летят

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ II  спряжение I  спряжение -У -ЕШЬ -ЕТ -У -ИШЬ -ИТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

II спряжение

I спряжение

-ЕШЬ

-ЕТ

-ИШЬ

-ИТ

  • ИМ
  • ИТЕ
  • ЯТ
  • ЕМ
  • ЕТЕ
  • УТ
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ ШЬ Т Т М М ТЕ ТЕ -АТ (-ЯТ) -УТ (-ЮТ)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

ШЬ

ШЬ

Т

Т

М

М

ТЕ

ТЕ

-АТ (-ЯТ)

-УТ (-ЮТ)

ОТДОХНЁМ!

ОТДОХНЁМ!

1 спряжение 2 спряжение читаешь кричит поёт ворчит качает пишет молчат говорим клюют грустите ругаются балуется верят

1 спряжение

2 спряжение

читаешь

кричит

поёт

ворчит

качает

пишет

молчат

говорим

клюют

грустите

ругаются

балуется

верят

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол.  2) Разбери глаголы по составу.  3) Определи тип спряжения.

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. 2) Разбери глаголы по составу. 3) Определи тип спряжения.

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!