5 класс Осадчева С.М.
«Среды обитания»
Цели:
-
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах обитания животных: наземно-воздушной, водной и почвенной, о приспособленности организмов к среде обитания; создать условия для применения знаний и умений о средах обитания животных в знакомой и новых учебных ситуациях. Выяснить особенности приспособленности организмов и условиям их сред обитания.
Задачи урока:
•познакомить учащихся со средами обитания животных;
• научить решению простых экологических задач, развивать умения анализировать, высказывать свои мысли, обосновывая их;
• создать условия для развития монологической речи;
Планируемые результаты:
Предметные: уметь различать среды живых организмов, характеризовать приспособленность организмов к среде обитания.
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе парной работы, добывать недостающую информацию с помощью вопросов ( познавательная инициативность).
Регулятивные: умение ставить перед собой задачу, планировать свою деятельность, устранять причины возникших трудностей
Метапредметные: умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умения находить информацию в различных источниках.
Тип урока - урок открытия новых знаний
Организационная структура урока
1. Оргмомент.
2. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, целей.
Ребята, помните:
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав?...
кто прав, а кто не прав?
- Давайте попробуем разобраться, кто из них прав, а кто не прав.
Учитель: А могут они в таком же составе встретиться в природе? Почему? В чем причина?
Ответ: Разные места обитания. Живут в разных местах.
Как одним словом можно объединить все что вы назвали?
Какую бы тему урока ребята вы предложили бы на сегодняшний урок?
Какова же тема нашего урока?
Ученики называют тему______________________
- Запишите тему урока в тетрадь – «Среды обитания организмов»
Среда обитания – часть живой природы, окружающая живой организм и оказывающая на него влияние.
Среда обитания - это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его состояние, рост, развитие, размножение и другие факторы.
Термины запишите в тетрадь.
А вы знаете какие бывают среды обитания? Где живут разные организмы?
Перечислите, известные вам, среды обитания живых организмов.
Подумайте - сколько сред обитания существует?
Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная.
-
Схему в тетрадь
-
Распределите животных по средам обитания:
Щука, лось, аскарида, крот, дельфин, дождевой червь, медуза,заяц, слон,, бычий цепень.
Как вы считаете, зависит ли внешний облик организмов от особенностей той среды, где они обитают?
отметить варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях
А какие это приспособления и почему именно такие приспособления у них? (из-за условий, в которых они оказались). А почему животные обитают в разных средах? - разные условия
выяснить условия существования в этих средах
План:
- какие среды обитания организмов выделяют ученые;
- выяснить условия существования в этих средах;
- варианты приспособлений организмов к обитанию в этих условиях
Физминутка.
-
Актуализация знаний
-
Просмотрите видео по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=_bKnQR2L0X4
-
запишите таблицу в тетрадь и по тексту учебника п.5,6, заполните ее
Условия жизни | Наземно- воздушная среда | Водная среда | Почвенная среда | организменная |
кислород | достаточно | | | |
вода | Не всегда достаточно | | | |
Изменения температуры | | незначительные | | |
свет | | | отсутствует | отсутствует |
Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания.
Приспособительные особенности животных и растений:
крылья;
конечности для передвижения по твердой поверхности;
шерсть;
перья;
приспособления для экономного расходования влаги;
приспособления для опыления растений.
Приспособления к водной среде обитания
обтекаемая форма тела
наличие слизи на теле
плавники,
ласты
подкожный слой жира
Приспособления к почвенной среде обитания
округлая, червеобразная форма тела
способность к изменению толщины тела
роющие конечности
маленькие глаза или вовсе нет органа зрения
6. Первичное усвоение новых знаний
Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:
Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________.
В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________.
В водной среде достаточно ___________.
Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.
Выводы по уроку, согласно, нашего плана:
-
Живые организмы населяют разные среды.
-
В каждой среде свои условия.
-
У живых организмов имеются приспособления к своей среде обитания.
Рефлексия
Сегодня урок:
лёгкий – трудный
интересный – скучный
Домашнее задание: П.5,6, таблицу закончить