СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Строение и работа сердца

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предполагает знакомство учащихся со строением и работой сердца и опирается на знания о строении сердца у животных, полученные учащимися при изучении соответствующих тем.  Данный урок реализует идею единства живой природы.

Просмотр содержимого документа
«Урок Строение и работа сердца»

Строение и работа сердца

Практическая работа № 3

Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца. 

Задачи:

Общеобразовательные:

  • повторить строение крови;

  • познакомить обучающихся со строением сердца;

  • раскрыть связь строения сердца с его функциями;

  • изучить фазы сердечного цикла;

  • дать понятие об автоматизме сердца. 

Развивающие:

  • продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;

  • работать с текстом учебника, рисунками и таблицами;

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

  • научить анализировать информацию, делать выводы;

Воспитательные:

  • продолжить формирование научного мировоззрения;

  • научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;

  • воспитывать эстетическую культуру обучающихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, практические: учебно-трудовые, тренировочные, частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: кинофрагмент «Работа сердца», модель «Сердце», мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход урока Сердце, подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся, когда его не подсыпают. К. Вебер I Организационный момент

Вспомните себя маленькими. С каким удовольствием вы познавали окружающий мир. Я предлагаю вам сегодня продолжить эту радость освоения нового.

Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в группах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. За каждой группой закреплен консультант. У консультантов сегодня очень ответственная работа – они выступают в роли учителя и помогут вам в изучении нового материала.

II Проверка домашнего задания

Слайд 1

Приведем свои мысли в порядок

  1. Установите соответствие между биологическими терминами и определением.

    1 Жидкая соединительная ткань - антитела Ч
    2 Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - иммунитет И
    3 Человек, дающий свою кровь для переливания - тромб Н
    4 Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - кровь О
    5 Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком - гомеостаз О
    6 Сгусток крови в просвете кровеносного сосуда эритроциты Т
    7 Постоянство внутренней среды организма донор Л
  2. Фронтальный опрос. Решение ситуативных заданий.

  • Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой силой”, говорил: «Это, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в неё как в нечто таинственное. За ней признавали могучую и исключительную силу: ею скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать ею”, древние греки приносили её в жертву своим богам. Её считали носителем души. Кто она? Почему Мефистофель назвал ее «особым соком»? (Рассказать о функциях крови)

  • Как называется кратковременная потеря сознания, обусловленная внезапной диффузной недостаточностью кровоснабжения мозга. Чаще всего возникает при резком вставании, испуге, при длительном пребывании в душном помещении, а также анемия и переутомление?  Перечислите симптомы при этой недостаточности.

  • В 1503 году сицилийский врач Бранка попытался воссоздать нос одному сеньору, используя для этой цели… нос его раба. Но «рабская кожа» не прижилась и в результате операции число, безносых увеличилось. Объясните, в чём причина неудачи? А можно ли было восстановить нос сеньору? Как?

  • У жителей   гор содержание эритроцитов в крови гораздо выше, чем у жителей равнин. Чем это объяснить?

  • В художественной литературе встречается словосочетание “голубая кровь”, что свидетельствует об аристократическом происхождении человека. Как вы понимаете смысл этих слов? Могут ли быть люди с “голубой” кровью? Почему появилось такое словосочетание?

  • Сравните кровь лягушки и человека. Чем отличаются эритроциты? Какая кровь переносит больше кислорода?

  • В 1519 году Э. Кортес (1485-1547) возглавил завоевательный поход в Мексику. Его отряд состоял из 500 солдат, 16 лошадей и 23 пушек. Во время высадки оказалось, что один солдат был болен оспой. Он стал причиной опустошительной эпидемии. За несколько лет умерло 3,5 млн человек, и древнейшая цивилизация погибла. Почему во время эпидемии умирали только мексиканцы?

  • В период эпидемии в классе, состоящем из 28 человек, в первый день заболело 11 учащихся, через два дня ещё 7, остальные даже не чихнули. С каким процессом это связанно?

  • Если в брак вступают Rh+ мужчина и rh- женщина, то их дети часто страдают гемолитической желтухой. Попробуйте объяснить причину заболевания.

  • В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?

  • Самые крупные клетки человека, они «одеты в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?

  • Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

  • Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

  • И.П. Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная» реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано? (Фагоцитоз).

III Мотивация учебной деятельности

Кинофрагмент «Стук сердца»

(Звучит тихо музыка, и на ее фоне раздается стук сердца. В класс входят Наука, Сила, Сердце, Разум.)

Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум: Позволь, Сила, я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: Уважаемая Сила, все, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты - сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию, повелителем всех будет Сердце.

Ты Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Ты Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит.

Учитель

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет покоя,

До всего ему есть дело.

Сердце... Уникальный, удивительный, великий орган-труженик. Как часто в жизни мы слышим - беспокойное, равнодушное, каменное, золотое, горячее, отзывчивое, чуткое сердце.

Слайд 2

Учитель формулирует тему урока____________________________

IV Изучение нового материала

  1. Рассказ с элементами беседы

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром говорят: сердце – это жизнь. Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.

Знания о строении, функции и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

- Лягушка: «Ребята, а можно мне пересадить сердце рыбы или млекопитающего? Подумайте!

А сейчас нам с вами предстоит пройти эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите внимание на слайд, на котором представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

Слайд 3

Ответы учащихся

У рыб

  • Появление двухкамерного сердца, которое имеет одно предсердие и один желудочек.

  • В сердце бывает только венозная кровь.

  • Круг кровообращения один, в котором артериальная и венозная кровь не смешиваются.

У земноводных

  • Трехкамерное сердце (два предсердия и желудочек), которое не обеспечивает полного разделения двух кругов кровообращения, поэтому еще происходит смешение артериальной и венозной крови.

  • С выходом животных на сушу и с появлением легочного дыхания, появляется второй круг кровообращения. Сердце получает не только венозную, но и артериальную кровь.

  • Внутренние органы омываются смешанной кровью, только головной мозг – артериальной.

У рептилий

  • Трехкамерное сердце (два предсердия и желудочек). Правда желудочек уже разделен неполной перегородкой, поэтому смешение артериальной и венозной крови наблюдается в меньшей степени, чем у земноводных.

  • Два круга кровообращения.

  • Внутренние органы омываются смешанной кровью, только передние конечности и головной мозг – артериальной.

У птиц и млекопитающих

  • Сердце полностью разделено на четыре камеры – два предсердия и два желудочка.

  • Два круга кровообращения, артериальная и венозная кровь не смешиваются.

  • У птиц – правая дуга аорты, у млекопитающих – левая.

  1. Рассказ

Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.

Слайд 4

Здоровое сердце представляет собой сильный, непрерывно работающий орган, размером с кулак. Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, верхушкой вниз, масса его около 300 грамм.

Слайд 5

Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку, или перикард – не дает сердцу сильно растягиваться. В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Слайд 6

Рассмотрим внутреннее строение сердца. Верхние камеры называются предсердиями (правое и левое), нижние – желудочками (правый и левый).

  • Предсердие и желудочек каждой стороны сердца соединяются створчатыми клапанами. Двухстворчатый клапан (митральный) находится в левой половине сердца, трехстворчатый – в правой. У этих клапанов схожее строение, но один из них имеет две створки, а другой, соответственно, три.

Вопрос к классу

- Какова функция клапана?

Эти клапаны предотвращают движение крови из желудочков в предсердия.

  • В сердце есть два полулунных клапана. Один из этих клапанов предотвращает обратный ток крови из легочной артерии в правый желудочек, другой клапан находится в аорте и служит для предотвращения кровотока в левый желудочек.

Слайд 7

Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.

Слайд 8

Стенка сердца состоит из 3-х слоев:

Слайд 9

Преобладающая часть сердечной стенки - миокард, т. е. мышечный слой. Миокард 3-хслойный (мышцы укладываются продольно, поперечно и косо), чтобы обеспечить ему прочность.

Слайд 10

Вопрос к классу

- Назовите виды мышечной тканей.

- Назовите особенности строение поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани.

Миокард образован поперечнополосатыми мышечными волокнами, соединенными поперечными мостиками. Благодаря им возбуждение быстро передается с одного мышечного волокна на другое, и сердце сокращается одновременно.

Слайд 11

Сердце снабжают кровью коронарные (венечные) сосуды, принадлежащие большому кругу кровообращения.

  1. Прием самоконструкции

Слайд 12

«Эта капелька крови, то появлявшаяся, то вновь исчезавшая, казалось, колебалась между бытием и бездной, и это был источник жизни. Она красная! Она бьется. Это сердце!» У. Гарвей

Перед вами натуральный объект – сердце. Я предлагаю вам собрать свои знания воедино. Результатом работы станет заполненный вами опорный конспект.

Учащиеся рассматривают модель сердца и озвучивают немой рисунок в ОК.

  1. Беседа

Вопрос к классу

- Давайте вспомним, какими свойствами обладает мышечная ткань.

Слайд 13

Ответ учащихся

  • Возбудимость - это способность мышцы переходить из состояния покоя в возбужденное состояние.

  • Проводимость – это способность мышцы проводить нервный импульс.

  • Сократимость сердца – это способность мышцы изменять свою длину.

Слайд 14

Постановка проблемного вопроса

Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии.

…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?

Слайд 15

Кроме этих 3-х свойств, миокард обладает:

  • Автоматия сердца - это способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, зарождающихся в нем самом.

Естественный водитель ритма располагается в верхней части правого предсердия. Это сердечные мышечные клетки, которое регулируют сердечный ритм в соответствие с активностью организма, временем суток и многими другими факторами, влияющими на человека.

  1. Практическая работа

Давайте сейчас практически проверим то, как работает водитель ритма. При выполнении работы соблюдайте правила безопасной жизнедеятельности.

Практическая работа № 3

Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

Цель работы: определить зависимость частоты пульса от физических нагрузок.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

В тех местах, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например, на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи), прощупываются ритмические колебания - пульс.

Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению, поэтому путём подсчёта частоты пульса можно определить частоту сердечных сокращений.

Порядок выполнения работы:

  1. Прощупайте у себя пульс. Используя часы с секундной стрелкой, подсчитайте число ударов пульса в 1 мин в положении сидя,

  2.  Сделайте такой же подсчёт в положении стоя. Почему при вставании частота пульса учащается?

  3. Подсчитайте пульс после 10-ти приседаний.

  4. Полученные цифры запишите в таблицу.

  5. Подсчитайте пульс после 1-ой минуты отдыха.



Число пульсовых ударов в одну минуту

При покое

После 10 приседаний

В положении сидя

В положении стоя




 

  1. Сравните и объясните результаты наблюдений.

  2. Сформулируйте вывод о зависимости частоты пульса от физических нагрузок. Что является причиной учащения пульса?

Слайд 16

Вывод учителя

  1. Рассказ учителя

Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около трехсот литров крови. На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома. Для перекачки крови через сердце в его камерах происходят чередующиеся расслабления (диастолы) и сокращения (систолы), во время которых камеры наполняются кровью и выталкивают ее соответственно.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится он в идеале 0,8 секунды.

Проблемный вопрос к классу

- Может ли сердце отдохнуть от тяжёлой работы?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо поработать с учебником. На с.___прочитайте текст «Сердечный цикл» и заполните предложенную вам таблицу в ОК.

Заполняя колонку “Состояние клапанов”, отметьте, открыты они или закрыты.

Фазы сердечного цикла

Длительность фазы

Движение крови

Состояние клапанов

створчатые

полулунные



Из предсердий в желудочки





Из желудочков в сосуды





Кровь переходит в предсердия и желудочки



Слайд 17

Проверка выполнения самостоятельной работы

(Таблица в готовом виде) открывать постепенно

Фазы сердечного цикла

Длительность фазы

Движение крови

Состояние клапанов

створчатые

полулунные

Сокращение предсердий

0,1

Из предсердий в желудочки

Открыты

Закрыты

Сокращение желудочков

0,3

Из желудочков в сосуды

Закрыты

Открыты

Расслабление

0,4

Кровь переходит в предсердия и желудочки

Открыты

Закрыты


Просмотр кинофрагмента

https://www.youtube.com/watch?v=5BoS5veWEs4

V Закрепление изученного материала 1. С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?

Слайд 18

2. Исходя из полученной информации, ответьте на вопрос: «В чем секрет неутомимости и работоспособности сердца?» (Работает сердце только в тот момент, когда выталкивает кровь, а в остальное время отдыхает.)


Работают

Отдыхают

Предсердия

0,1

0,7

Желудочки

0,3

0,5

Створчатые клапаны

0,3

0,5

Полулунные клапаны

0,5

0,3

Биологические задачи

1. Известно, что во время работы и бега сердце работает сильнее, чем при покое. Почему и как в зависимости от ситуации происходит такое изменение функций сердца и других внутренних органов, когда сознание, воля человека при этом не участвуют?

2. Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:

  • отдыхали мышцы желудочков сердца;

  • отдыхали мышцы предсердий;

  • были закрыты створчатые клапаны;

  • были закрыты полулунные клапаны.

3. Сколько лет работали мышцы желудочков, предсердий и створчатые клапаны (были закрыты) сердца у человека, прожившего 70 лет?

4. Сердце - удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100-150 лет) без остановки и "ремонта". Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц.

5. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1ч и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в 1мин, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см3 крови? ?

6. Ответ на проблемный вопрос «Объясните, почему человек может задержать дыхание, воздержаться от приема пищи, замереть и остаться без движения, но не может приказать нашему сердцу не биться, даже на несколько секунд».

VI Оценка работы школьников учителем

VII Домашнее задание

Слайд 19

  • § учебника прочесть, ответить на вопросы, знать основные термины.

  • Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту.

  • Составить презентацию «Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы у жителей крупных городов» (по желанию).

VIII Релаксация

Сердечный дождь

Очень часто все заболевания сердца называют «сердечной недостаточностью». А если поменять эти два слова местами – получится «недостаточная сердечность».

Напишите пожелания того, каким, должно быть сердце чтобы сделать счастливой жизнь самого человека и окружающих людей.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!