СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Строение и работа сердца"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Сердце”.  Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой, Бьется шар, на шар земной похожий?  Так или иначе, все земное,  Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего есть дело.  

Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение и работа сердца"»



План – конспект урока: «Строение и работа сердца»

Урок подготовили и провели учителя биологии и математики МКОУ Ц-Нсош имени Н.М.Санджирова Мендеева Л.П. Борлыкова Г.Д.

Цели:

  • Образовательная:

    • изучить особенности строения сердца;

    • сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.

  • Развивающая:

    • развивать познавательную активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, устанавливать межпредметные связи, навыки самостоятельной работы, работы в паре, группе, коммуникативное общение.

  • Воспитательная:

    • воспитывать чувство коллективизма, адекватной самооценки, сформировать научную картину мира.

Оборудование: разборная модель сердца, карточки-задания, таблица«Сердце», карточки с названиями: Музей «Сердце»,зал «Строение сердца», зал «Работа сердца», зал«Автоматизация сердца», зал «Упражнения»., компьютер, проектор.

Форма проведения:урок в музее.

На доске:Музей «Сердце», рельефная таблица с изображением сердца

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап

То, что мы знаем – ограничено, а что не знаем –безгранично (Слайд 1)

Включается аудиозапись(Биение, стук сердца). Что за звуки вы слышите, они сопровождают нас всю жизнь? Что сегодня мы будем изучать на уроке?

Учитель объявляет тему урока и цель урока ( слайд 2)
Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере) (Слайд 3)
Обращаясь к сердцу (взять в руки) прочитать отрывок стихотворения Э. Межелайтиса

Сердце”.

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное,
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.





– Речь на нашем уроке пойдёт о … ?(Cердце)
Как можно сказать про сердце, какое оно может быть? (Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое(например, «Смелое сердце Данко» М.Горького),каменное, чуткое и щедрое, золотое, раненое,разбитое, сердце матери и сердце друга и т.д.). (Слайд4)
– Слово «сердце» может употребляться в переносном значении – орган переживаний, чувств, настроения человека.
– Какое оно ваше сердце с позиций науки биология? (Слайд 5)
– Предлагаю провести урок в музее «Сердце”. (Слайд 6.На доске плакат, запись числа и темы урока)
– До посещения музея вспомним правила поведения: (Слайд 7)
– Во время посещения музея вы должны: (Слайд 7)

II. Изучение нового материала

– Пройдём в зал, который называется «Строение сердца». (На доске название зала)

Запись в тетрадь:

I. Строенние сердца

– За ответ на вопросы выставляйте 1 балл в «Лист контроля» (Приложение 1)

– Какие ассоциации у вас возникают о «сердце»? (Жизнь,любовь, красное, вечный двигатель, стук, экг)(Слайд 8)
– Что такое сердце в прямом значении этого слова?(Сердце представляет собой центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка)
– Какова его роль в организме? (Перекачивает кровь по сосудам)
– Скажите, что вы ещё знаете о сердце?
– Я помогу дополнить ваши знания и хочу сама узнать от вас что-нибудь новое. Сожмите свою руку в кулак, и вы, увидите какой оно формы и размера,масса его около 300 грамм.
– Где оно располагается? (Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево. Сердце – “середина”)(Слайд 9)
– Оно свободно лежит в околосердечной сумке в перикарде из соединительной ткани.

Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?

Демонстрировать модель сердца, расположенного внутри 2 полиэтиленовых пакетов.

– В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Самостоятельная работа с учебником(параграф 2 стр 1102)

Заполните схему «Слои сердца». (Слайд 10)

Проверьте. (Слайд 11, 12)

– Эпикард? (Наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом – запись в тетрадь в схему); образован соединительной тканью).
– Миокард? (Средний мышечный слой,образованный поперечнополосатой сердечной мышцей. Обеспечивает сокращения сердца).
– Эндокард? (Внутренний слой из эпителия;образует клапаны сердца).
– С чем сходство в строении стенки сердца? (С сосудами)
– Кто не допустил ошибку балл в лист контроля.

Работа в паре

– Давайте разберемся, из чего же состоит ваше сердце?
У вас на столе карточки с рисунком сердца. (Приложение 2).Вспомните название камер и подпишите, что обозначено цифрами 1 – 4. Обратите внимание, что сердце на схемах показано спереди (поэтому его правая половинка на рисунке расположена слева).

Проверка работы «Камеры сердца»(Слайд 13)

Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки –мускульные образования.

– Какая кровь протекает в правой половине? (Бедная кислородом). А в левой? (Насыщенная кислородом – артериальная).
– Что есть в сердце? (Есть клапаны, которые не дают крови течь в обратном направлении)
– В сердце два вида клапанов. Между левым желудочком и предсердием находится двухстворчатый клапан. (Слайд 14)
У него только две створки и по-другому он называется митральным. (Работа в тетрадях с рисунком (53 стр 111 )- 6-двустворчатый (митральный) клапан).Правое предсердие и желудочек тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым (5 - .трёхстворчатый клапан). Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении. Створчатые клапаны – это створки,которые свешиваются в желудочки. Свободные концы створок соединены тонкими сухожильными связками. Эти связки имеют сосочковидные мышцы,которые при сокращении препятствуют выворачиванию клапанов в предсердие
– А как вы думаете, где ещё нужны клапаны? (Между желудочками и артериями)
Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. (Слайд 15)
Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка” – складки внутренней оболочки сердца. (7. полулунные клапаны)
– Где, кроме сердца есть полулунные клапаны? (в венах)
– Стенки камер различаются по толщине? В зависимости от чего? (Выполняемой работы).Значит где стенка самая тонкая? (Предсердиях).самая толстая

(По ходу рассказа ребята подписывают на рисунке толщину стенки) При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа –кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие (2-3 мм). Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения (5-8 мм), а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правового (10-15 мм).

Ученик: Как же работает сердце?

Для этого мы пройдём в следующий зал «Работа сердца» (На доске название зала).

Запись в тетрадь.

II. Работа сердца

Число сокращений сердца в разном возрасте неодинаково. У взрослого – около 72 ударов в мин.,у годовалого ребёнка – 110, у новорождённого –120-140 ударов в мин. В среднем за день ваше сердце сокращается почти 100000 раз и перекачивает за час около 300 литров крови (показ слайда). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома. А вы знаете, что физиолог Вебер,живший в 19 веке, мог по своему желанию останавливать своё сердце.
Таким образом, в среднем сердце сокращается: (Слайд 16)

Перекачивает крови:(Слайд 17)

Физкультминутка. (Слайд 18)

Дружно встали, потянулись.
Вправо, влево повернулись.
Руки в стороны и вверх,
Каждый сядет лучше всех
.

Быстрый показ интерактивной модели «Работа сердца» (Слайд 18 – вставка из папки)

– Почему сердце всё время бьётся и никогда не устаёт?
Рассмотрим сердечный цикл, который состоит из трех фаз.
Медленный показ интерактивной модели (Слайд 18, из папки)

1. Сокращение предсердий – систола предсердий– длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны? (открыты),полулунные? (закрыты).

2. Сокращение желудочков – систола желудочков– длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны? (Закрыты). (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови– затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.
Демонстрация звукового фрагмента «Сердечный цикл» (Слайд 19)

Работа в группе

Найти ошибку в таблице. (Приложение3)

Проверьте. (Слайд 20)

– Сколько отдыхают предсердия? (0,7 сек.)
– Сколько отдыхают желудочки? (0,5 сек.)
– Сколь времени длится сердечный цикл? (0,8 сек.)
– Почему сердце все время бьется и никогда не устает? (Время сокращения равно времени расслабления)

Решение биологических – математических задач( класс работает с учителем математики).

Учащиеся определяют какое количество времени отдыхали их предсердия и желудочки примерно за 14 лет жизни

IIIСледующий зал «Автоматизация сердца». (На доске название зала). Какой вопрос можно задать в этом зале?

Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?

Попробуйте вы стать экскурсоводами.Поможет вам звуковой фрагмент.

Демонстрация звукового фрагмента«Автоматизация сердца» (Слайд 21)

– Как ответить на вопрос? (Сердце имеет собственный “встроенный” механизм,обеспечивающий сокращение мышечных волокон.)Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов,возникающих в самом сердце – называют автоматизмом.

Запись в тетради. III. Автоматизация работы сердца (Слайд 23,24, 25)

– Как вы думаете, сердце чем-то отличается у разных людей? Почему? (влияние алкоголя, курения,занятия спортом). Об этом вы узнаете в следующий раз, когда придёте в музей

IVРегуляция сердечных сокращений( слайд 26)

Артериальный пульс. Измерение частоты седечных сокращений( лабораторная работа) ( слайд 27,28)

Решение биологичекой–математической задачи ( слайд 30)

Определение статических характеристик( слайд 30,31)

III. Закрепление

Зал «Упражнения». (На доске название зала)
Задание 1. (Слайд 32,33)

IV. Подведение итогов, подсчёт баллов. На фоне песни «Сердце тебе не хочется покоя» (А.Варум и Л.Агутин)

Подведём итоги (по залам) (Слайд 33)
Оцените отношение к уроку (Слайд 34)
Посчитайте баллы. Критерий оценки по сильному ученику.

V. Домашнее задание: параграф 22 ответить на вопросы

Спасибо за урок (Слайд 35)

Приложение 1

Тема: «Строение и работа сердца.»

Лист контроля

ФИО

Класс 8

№ УЭ

Количество баллов

итого

1. Объяснение новой темы:

Ассоциации



Ответы на вопросы



Работа с учебником



Работа в паре



Работа в группе



2. Решение задач




3. Закрепление





Итого:

Оценка:



Тема: «Строение и работа сердца»

Лист контроля

ФИО

Класс 8

№ УЭ

Количество баллов

итого

1. Объяснение новой темы:

Ассоциации



Ответы на вопросы



Работа с учебником



Работа в паре



Работа в группе



Решение задач



2. Закрепление






Итого:

Оценка:

Приложение 2.

Рисунок сердца



















Приложение 2.

Рисунок сердца































Приложение 3

Таблица для исправления ошибок

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек)

Положение клапанов

Движение крови

1. Сокращение предсердий (систола)






0,3 сек. (0,1 сек.)








Створчатые – открыты.
Полулунные – открыты (закрыты)

предсердие – желудочек






2. Сокращение желудочков (систола)






0,1 сек. (0,3 сек.)




Створчатые – открыты (закрыты)
Полулунные – открыты.

желудочек – предсердие (артерии)


3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола)



0,8сек. (0,4 сек)

Створчатые – открыты.
Полулунные – открыты (закрыты)

вены –предсердие, (желудочек)















«Сердце, тебе не хочется покоя…» Интегрированный урок в 8-м классе

Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь
так любить!

В.И. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Оборудование: компьютерная презентация; буклет «Влияние курения на работу сердца»; задания для трех групп; печатные слайды на доску «Факторы и причины заболеваний сердца»; кроссворд; энциклопедии, учебная и др. литература.

1. Организационный этап (2 мин)

(Звучит мелодия «Сердце, тебе не хочется покоя…», учитель зачитывает эпиграф урока.)

Сегодня на уроке мы поговорим именно об этом органе нашего организма: о том, как оно работает, о его функциональных особенностях, профилактике заболеваний, о его романтическом настрое.

2. Мотивационно-целевой этап (3 мин)

В песне не зря поется: «Сердце, тебе не хочется покоя…» Сердце работает всю жизнь, не останавливаясь ни на минуту. Сожмите кулак и посмотрите на него, примерно такого размера ваше сердце. Совсем небольшое, оно обладает такой силой, что одно сокращение его мышцы могло бы выбросить в воздух водяную струю на высоту до 2 м.

Оно бьется, оно работает и обеспечивает питание и дыхание всех клеток нашего организма. Представьте себе только, какую колоссальную работу выполняет наше сердце: за 1 мин оно перекачивает около 5 л крови, значит, за урок – примерно 230 л!

С прекращением работы сердца прекращается и жизнедеятельность организма. Сердечно-сосудистые заболевания – серьезная современная проблема всего человечества. От них умирает около 40% населения Земли! Поэтому мы сегодня поговорим о том, как сохранить сердце здоровым.

Цель нашего урока – на основе интегрированных знаний о человеке выяснить причины нарушений работы сердца и принципы сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы. Интеграция – это объединение в одном учебном материале сведений из различных областей знаний, поэтому сегодня совместно с учителем биологии урок проводят учитель литературы и врач, которые со своих позиций будут способствовать раскрытию данной темы.

3. Содержательный этап

3.1. Причины нарушения работы сердца

Учитель. Сердце – важнейший орган нашего организма. Давайте вспомним, как оно работает.

Первый докладчик. Сердце – это мышечный насос, который обеспечивает беспрерывное движение крови по сосудам. Внутри сердце разделено перегородками на четыре камеры. Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой на левое и правое предсердия. Левый и правый желудочки сердца разделены межжелудочковой перегородкой. В норме левые и правые отделы сердца полностью разделены. У предсердий и желудочков разные функции. В предсердиях накапливается кровь, поступающая в сердце. Когда объем этой крови достаточен, она проталкивается в желудочки. А желудочки проталкивают кровь в артерии, по которым она движется по всему организму. Желудочкам приходится выполнять более тяжелую работу, поэтому мышечный слой в желудочках значительно толще, чем в предсердиях. Предсердия и желудочки с каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. (Демонстрация таблицы «Строение сердца».)

Учитель. Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает до 100 тыс. ударов, за год – почти 40 млн. Человеку пока не удалось создать двигатель, который мог бы беспрерывно работать 70–80 и более лет. Что же управляет работой сердца?

Второй докладчик. Работа сердца регулируется другими системами организма. Во-первых, нервной системой: к сердцу подходят симпатические нервы, ускоряющие сердечный ритм и парасимпатические нервы, снижающие частоту и силу сердечных сокращений. Во-вторых, на работу сердца влияют различные вещества. Например, гормон надпочечников адреналин увеличивает частоту и силу сердечных сокращений, а ионы калия уменьшают их. (Демонстрация таблицы «Регуляция работы сердца».) В-третьих, исследования показали, что сердце, извлеченное из тела животного и помещенное в специальный раствор, в течение длительного времени продолжает сокращаться при полном отсутствии нервных или эндокринных стимулов. Это свидетельствует о том, что сердце имеет собственный механизм, вызывающий сокращения мышечных волокон. Это свойство называется автоматизмом сердца. Известны опыты, когда изолированное сердце цыпленка в специальном растворе сокращалось 3 месяца; изолированное сердце собаки может биться в течение нескольких суток.

Учитель. Таким образом, работа сердца зависит от ряда факторов.

1. Разница давления в разных отделах сердца (закон Паскаля: ).

2. Строение сердца (отделы сердца, его клапаны).

3. Автоматизм сердца.

4. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца.

Учитывая эти факторы, давайте попытаемся установить причины, которые повлекут за собой нарушения в работе сердца. (Ребята вместе с учителем заполняют правый столбец таблицы 1.)

Теперь рассмотрим каждую из перечисленных причин нарушений работы сердца и сформулируем правила, следуя которым можно сохранить сердце здоровым.

Таблица 1. Работа сердца и причины ее нарушения

Факторы, от которых зависит работа сердца

Причины нарушений работы сердца

1. Разница давления в разных отделах
2. Строение (отделы сердца, его клапаны)
3. Автоматизм
4. Нервная и гуморальная системы

1. Изменение давления в отделах сердца, сосудах
2. Анатомические нарушения в строении
3. Ослабление сердечной мышцы
4. Нарушение нервной регуляции, эмоциональная сфера

3.2. Изменение давления в сосудах и отделах сердца

Учитель. Эти нарушения связаны с изменением просвета кровеносных сосудов, они вызывают такие заболевания, как гипотония и гипертония. (Прошу двух учеников найти в биологическом словаре кабинетного компьютера, чем грозят эти заболевания.)

Пока идет работа с компьютером, ребята измеряют давление тонометрами и сравнивают свое давление с нормой (табл. 2).

Таблица 2. Возрастные изменения артериального давления

Возраст

Артериальное давление (мм рт. ст.)

Систолическое

Диастолическое

min

max

min

max

6–9 лет

100

122

60

78

10–12 лет

110

126

70

82

13–15 лет

110

136

70

86

Гипотония – понижение артериального давления, сопровождается головокружением, слабостью и общим дискомфортом организма.

Гипертония – повышение артериального давления. Результатом может быть гипертонический криз. Резкое повышение артериального давления может привести к внутреннему кровоизлиянию – инсульту, которое часто заканчивается параличом или смертью.

От изменения диаметра сосудов зависит такое заболевание, как стенокардия.

Врач. Стенокардию в народе иногда называют грудной жабой из-за болевых приступов (сжимающих и давящих) в грудной клетке. Нередко боль распространяется на левую руку. Приступы обычно длятся несколько минут и сопровождаются слабостью, чувством страха. Причина стенокардии – сужение просвета коронарных артерий, которые питают сердце, из-за чего происходит уменьшение его кровоснабжения. Если к какому-либо участку сердца кровь не поступает долго, может произойти омертвение тканей, следствием которого является инфаркт. Обнаружить инфаркт и другие нарушения в работе сердца можно с помощью электрокардиографа. Этот прибор улавливает биотоки сердца и регулирует их. (Демонстрация электрокардиограммы.)

Рис. 1. Основные элементы ЭКГ

Рис. 2. Формирование зубцов ЭКГ

1. Возбуждение синусового узла. Смещения нет.
2. Возбуждение предсердий. Формирование зубца Р.
3. Возбуждение АВ-узла и пучка Гисса. Смещения нет.
4. Возбуждение перегородки. Начало QRST комплекса.
5. Активация стенок желудочков. Завершение QRST комплекса.
6. Полное возбуждение желудочков. Смещения нет.
7. Реполяризация желудочков. Формирование зубца Т.
8. Следовая активация желудочков Зубец U

Как оказать первую помощь при инфаркте? Во время приступа необходим полный покой, достаточный доступ кислорода (расстегнуть воротничок больному), положить под язык нитроглицерин или валидол (препараты, расширяющие сосуды сердца). Вызвать «скорую помощь».

Учитель. Ребята, не проходите мимо человека, которому плохо. Возможно, у него сердечный приступ или гипертонический криз. Помогите ему! Вызовите «скорую помощь»! Жизнь – это самое дорогое, что есть у каждого.

3.3. Работа в группах

(Анализ разных причин нарушения работы сердца – 5 мин)

1-я группа. Влияние курения на работу сердца

Работа с дополнительными источниками: энциклопедия, научно-популярная литература, Интернет.

Приведите 5 причин, по которым стоит курить, т.к. это полезно для сердца, и 5 причин, по которым не стоит курить, т.к.это вредно для сердца.

Примерный ответ.

Мы нашли множество причин, по которым не стоит курить, т.к. курение отрицательно влияет на сердце: курильщики в 12 раз чаще, чем некурящие, страдают от стенокардии, в 13 раз чаще – от инфарктов, в 6–10 раз чаще заболевают раком. У курильщика постоянно сужаются кровеносные сосуды, повышается артериальное давление и др.

Мы не нашли признаков положительного влияния сигарет на сердце. А значит, не стоит начинать курить.

2-я группа.Пороки сердца

Работа с дополнительными источниками: энциклопедия, научно-популярная литература, Интернет.

1. Выясните, что такое пороки сердца и какие они бывают.
2. Укажите причины возникновения пороков сердца.

Примерный ответ.

Пороки сердца – органические стойкие поражения клапанов сердца, приводящие к нарушению их функций, а в дальнейшем и деятельности сердца в целом. Врожденные пороки сердца являются, как правило, результатом неправильного формирования сердца в период внутриутробного развития плода. Приобретенные пороки сердца возникают в результате перенесенных заболеваний (ревматические инфекции, сифилис, атеросклероз). Последствием порока сердца является нарушение условий продвижения крови, затруднение кровообращения, ослабление сердечной мышцы, возникает одышка, быстрая мышечная утомляемость, застой крови в печени, легких, отеки ног и туловища.

Учитель. А вы знаете, что сейчас может повлиять на развитие анатомических нарушений сердца? Ваша осанка.

Третий докладчик. Обратите внимание, как вы сидите. Приподняты плечи? Ссутулились? Голова наклонена вперед или в сторону? Тогда учтите, что длительное пребывание в подобной позе приводит к застойным явлениям в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровоснабжения мозга и, как следствие, может привести к повышению артериального давления. Некоторые сидят вполоборота, подавшись одним плечом вперед, изогнув позвоночник. Находясь длительно в таком положении вы рискуете «заработать» кардиалгии (боли в сердце) и даже аритмии. Предлагаю два основных правила: 1) чаще менять позу и контролировать мышечное напряжение (т.е. не напрягаться); 2) периодически делать следующее упражнение: встряхните руками вниз, поднимите их вверх, сожмите–разожмите пальцы, пожмите плечами, подвигайтесь на стуле – это снимет напряжение плечевого пояса, активизирует кровоток в позвоночных артериях.

3-я группа. Ослабление сердечной мышцы

Используя графики (рис. 3) и рисунок (рис. 4), выясните причины ослабления сердечной мышцы и последствия этого.

Рис. 3. Объем выброса крови (см3)

Рис. 4. Сердце тренированного и нетренированного человека

Примерный ответ.

Сердце тренированного человека больше по размерам, т.к. больше его мышечная масса. Сердце тренированного человека за один раз выбрасывает больше крови, а значит, организм лучше обеспечен кислородом. На работу сердца отрицательно влияет гиподинамия, следовательно, нужно ежедневно делать физические упражнения.

Четвертый докладчик. Сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного. При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца усиливается, оно мало отдыхает, быстро устает. У тренированных людей сердце может за один толчок выбросить много крови, поэтому оно не так сильно бьется, больше отдыхает, меньше устает, т.е. работает экономно. У нетренированного человека сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть много крови. Необходимо ежедневно заниматься физическими упражнениями, чтобы укреплять сердечную мышцу.

Учитель. Говорят, что пиво и другие алкогольные напитки также увеличивают мышечную массу сердца?

Пятый докладчик. Злоупотребление алкоголем повышает уровень холестерина в крови, вызывает стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Алкогольная миопатия – дегенерация мышц сердца, а значит, сердечно-сосудистая недостаточность. Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива – больное сердце или, как назвал его немецкий врач профессор Болингер, «баварское пивное сердце». Это нарушение проявляется в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий в клетках и др. Оно связано с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Существуют и другие отрицательные факторы, например наличие в пиве углекислого газа. С неумеренным потреблением пива связаны также варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Алкоголь – главная причина ишемической болезни сердца: стенокардии, инфаркта миокарда.

3.4. Влияние эмоций на работу сердца

Литературная страничка – 10 мин.

Все наши эмоции и чувства через нервную и гуморальную системы воздействуют на работу сердца. Об этом в своих произведениях писали многие поэты.

Ученики читают стихотворения: А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» и Д.Кедрин «Сердце».

4. Обобщающий этап

Учитель. Назовите 5 правил сохранения сердца здоровым.

Примерные ответы.

1. Не курить.
2. Не употреблять алкоголь и другие наркотические вещества.
3. Тренировать сердце, больше двигаться.
4. Следить за своей осанкой.
5. Любите, улыбайтесь, не конфликтуйте, цените любовь близких, ведь положительные эмоции всегда действуют на сердце благотворно.

5. Аналитический этап

Учитель. Чтобы узнать, что вы усвоили на уроке, предлагаю решить кроссворд и ответить на вопросы блиц-опроса.

Кроссворд

Правильно ответив на вопросы кроссворда, в одном из вертикальных рядов вы получите название мышечного среднего слоя сердца. (Миокард.)

1. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. (Автоматизм.)
2. Недостаток двигательной активности, вследствие чего слабеет сердечная мышца. (Гиподинамия.)
3. Прибор, измеряющий кровяное давление. (Тонометр.)
4. Фамилия ученого, утверждавшего, что давление, производимое на жидкость или газ, распространяется одинаково по всем направлениям. (Паскаль.)
5. Прибор для измерения давления больше или меньше атмосферного. (Манометр.)
6. Повышенное кровяное давление. (Гипертония.)
7. Величина, численно равная отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности. (Давление.)

Блиц-опрос

1. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 ч? (360 л.)
2. В каком состоянии находятся створчатые клапаны при сокращении предсердий? (Открыты.)
3. Название среднего мышечного слоя стенки сердца. (Миокард.)
4. Почему сердце может работать без остановки 70, 80 и более лет? (В работе сердца есть стадия общего расслабления, она длится половину времени всего цикла.)
5. Гормон, который заставляет сердце биться учащенно. (Адреналин.)
7. Самая крупная артерия, идущая от сердца. (Аорта.)

8. Время, которое тратит сердце на сокращение желудочков. (0,3 с.)

Итог урока

(Звучит мелодия «Сердце, тебе не хочется покоя…».)

Здоровыми будьте, растите, любите,
Чужие сердца, как свои, берегите,
Братишек, сестренок, отцов, матерей,
Сердца одноклассников, учителей,
Сердца берегите своих подчиненных,
От счастья сердца пусть болят у влюбленных,

Чтоб каждый из вас сердцем людям помог,
Здоровыми будьте,
Да хранит всех вас Бог!



Сердце - удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни, без оста­новки и "ремонта". Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!