СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Свободное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  для 5 класса, групповая работа и рабочий лист к уроку

Просмотр содержимого документа
«Урок "Свободное время"»

Тема урока: Свободное время. Класс: 5 А.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей; дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий свободное время, отдых, хобби.

Задачи:

1. Воспитывать духовно-нравственную личность.

2. Развивать творческие способности.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; материалы для создания проекта; проектор; презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход уроков

I. Организационный момент. У нас с вами сегодня необыкновенный урок, на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их

II. Мотивационно - целевой этап.

— Знаете ли вы, что такое досуг? (Время, не занятое работой, делами.)

Досуг, или свободное время, — необходимая часть жизни любого человека. В это время можно проявить самостоятельность и индивидуальность.

— Как определить время без часов?

— Какие пословицы и поговорки говорят о времени?

Какой будет тема нашего урока? Правильно, будем говорить о времени, о свободном времени

Тема нашего урока: «Свободное время».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Правильно, о свободном времени, как его правильно организовать, а не во вред.

В чем важность нашей темы урока, для вас, подростков?

Проблемный вопрос, на который сегодня вы будете искать ответ:

Почему подростки должны с пользой проводить свободное время?

У каждого лежит рабочий лист, в ходе урока вы должны его заполнять, оценивать свою работу на уроке.

III. Работа по теме урока.

— Всем нам знакома нехватка времени. Психолог Л. М. Гайсина, так описывает этот феномен: В сутках 24 часа, но иногда даже вспомнить не получается, на что я потратила весь день. Думаю, я не одна такая и эта проблема встречается у многих. А ведь когда-нибудь, будучи совсем взрослой, я не смогу вспомнить, на что потратила свою жизнь. Поэтому важно, вовремя научиться правильно организовывать свое время, бережно к нему относиться, чтобы успевать все, проживать жизнь полно и насыщенно и в то же время находить время для отдыха и наслаждения жизнью.

— Какую проблему поднимает психолог?

— Считаете ли вы ее важной для обсуждения? Ответ обоснуйте.

(Ответы учеников.)

Так, что же такое свободное время? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание свободное время? (Ответы учеников.)

Свободное время - часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.

— Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время, ведь это личное дело каждого? Выскажите свое мнение.(Ответы учеников.)

Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время.

Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.

Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!

Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта». Витя поймал 14 мух.

Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.

Сергей каждое утро гуляет со щенком.

— Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Почему?

— Как вы думаете, кто из этих подростков с толком использовал свое свободное время? (Ответы учеников.)

Вы сидите в группах, давайте вспомним правила работы в группах.

Правила работы в группе



1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8.Помогай товарищам, если они об этом просят.

7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.



—Назовите, чем занимается подросток в свободное время. Каждая группа получает иллюстративный материал и называет полезные занятия, бесполезные и вредные занятия. )учитель прикрепляет на доску картинки)

Ребята, у меня конверты, в каждом материал о полезных занятиях. Ваша задача, изучить содержание конверта, оформить мини-газету и представить это занятие. Время 3 минуты.

Конверты: театр, библиотека, игра в шахматы, игра в футбол или плавание…

В каждый конверт положить: табличка, фото или картинка, правила, загадка о…

Представление занятий, прикрепить на доску.

IV. Подведение итогов уроков

Сейчас я расскажу вам притчу.

— Сегодня вы будете изучать чайную церемонию, — сказал учитель. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк, молясь и размышляя.

Наконец учитель вернулся и спросил их о том, что они прочли.

—о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову», это значит — прополощи чайник кипятком, — с гордостью сказал первый ученик.

— « человек входит во дворец», это значит — положи чай в чайник, — добавил второй ученик.

— «Струя греет чайник», это значит — кипящей водой залей чайник, — подхватил третий.

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был самым лучшим, — похвалил учитель последнего ученика. — Ты напоил меня вкусным чаем и постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

Ребята, а что вы сегодня поняли на уроке.

(нужно правильно организовывать свободное время, тренировать тело и душу, ходить в библиотеку, театр и усваивать и развивать духовные ценности)

— Давайте послушаем советы психолога о том, как лучше организовать досуг.

1. Займитесь каким-либо видом спорта.

2. Помните, что умственный отдых — это основа получения серьезного багажа знаний и способ всестороннего развития.

3. Уделите особое внимание распределению различных развлечений по временным промежуткам, т. е. каждой части досуга должны соответствовать свои время и место. Например, для интеллектуального досуга больше всего подходит время от 3 до 5 часов дня.

4. Отправьтесь с родителями в увлекательное путешествие.

5. Общайтесь с друзьями.

6. Выберите время для посещения театра.

7. Регулярно посещайте библиотеки.

V. Рефлексия

Работа с рабочим листом, продолжи фразу…… 1 минуту

И оцените свою работу на уроке.



Домашнее задание

1. Прочитать § 5, с. 40-48 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполните практическую работу «Учимся распределять свое время» .

• Выполните задания в рубрике «Проверим себя» .

Как использовать время правильно

1. Составьте список всего, что вам нужно сделать. Внесите в него и самые маленькие дела, не сосредоточивайтесь только на больших.

2. Разместите в самом верху списка то, что, по вашему мнению, следует сделать в первую очередь. Также отметьте дела, которые можно сделать в любое время.

3. Выделите те дела, которые можно выполнить быстро и сразу. Если вы хотите использовать свое свободное время правильно, у вас должно быть несколько дел, которые можно сделать, к примеру, во время телерекламы.

4. Выделите те дела, которые должны выполняться ежедневно. Для этого просто проанализируйте список, и вы поймете, что некоторые пункты не относятся к важным каждодневным делам. Например, приготовить ужин необходимо, а мойку окон можно и отложить.

5. Управляйте своим временем. Если кто-то хочет отнять у вас драгоценное время, рассказывая сплетни, уйдите от этого разговора. Бессмысленно тратить свое время на досужие разговоры.

6. Убедитесь, что предметы, которые нужны для выполнения дел, находятся рядом. Чем меньше лишних шагов, тем больше экономия времени. Прежде чем идти в продуктовый магазин, составляйте список всего необходимого.

7. Проверьте список дел, которые вы выполнили за день, и напишите задачи на следующий. Поставьте вверху списка те дела, которые не были выполнены в срок.

Вы сможете использовать время эффективно, если будете понимать, что поставленные задачи можно решить.

Но всегда ли с пользой подростки проводят свое свободное время?

Тест «Как вы проводите свободное время?»

Из каждой позиции надо выбрать один вариант.

1. а) У вас сломался телевизор, и вы спокойно ждете мастера, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени.

б) У вас сломался телевизор, и вы сразу же находите способ починить его, так как не можете без него обойтись ни единого дня.

2. а) Вы можете назвать три книги, которые недавно прочли или собираетесь прочесть.

б) Вы еще не знаете, что будете читать, так как определенных планов нет.

3. а) У вас есть хобби: вы собираете марки, или увлекаетесь фотографией, или...

б) Любимое ваше занятие — растянуться на диване или провести вечер в ближайшем кафе.

4. а) Вы любите природу, прогулки по лесу, пользуетесь малейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию.

б) Хождение пешком не доставляет вам никакого удовольствия, лучше лишний раз проехать на автобусе или автомобиле.

5. а) Целый год вы без устали трудитесь, а когда начинаются каникулы, отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване.

б) Во время каникул вы предпочитаете путешествовать, посещать новые места.

6. а) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы знаете, что делать, так как планов уйма.

б) Если у вас выдался свободный день, вы не знаете, как его провести, ведь это произошло так неожиданно.

7. В воскресенье вам должны позвонить. Ожидая телефонный звонок, вы:

а) сидите перед телевизором или слушаете радио;

б)  занимаетесь уборкой в квартире.

8. а) Дома вы играете в шахматы, домино и т. д.

б) У вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.

9. а) Вы не испытываете никаких эмоций к человеку, который разводит почтовых голубей. Вам это безразлично.

б) Вы можете понять того, кто завел какое-либо животное и очень увлечен, заботясь о нем.

10. а) Свободное время для вас не проблема, у вас столько разных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь.

б) Свободное время вам в тягость, вам хочется, чтобы выходные поскорее прошли.

Результаты. За каждый выбранный вариант «а» при ответе на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 поставьте себе два балла. Точно так же присудите себе два балла, если вы выбрали вариант «б» при ответе на вопросы 5, 7, 9.

От 0 до 8 баллов. Свободное время вы проводите очень однообразно. Все же время от времени вам нужно проявлять силу воли. Вряд ли вы порадуете своих родителей и друзей, если на их вопрос о том, как вы хотите провести выходные, ответите: «А мне все равно».

От 10 до 14 баллов. Чтение — это замечательное занятие, но нельзя заниматься этим, сидя в кресле, бесконечно. Вам лучше было бы также заняться спортом.

От 16 до 20 баллов. Вы умеете пользоваться каждой минутой своего времени. У вас много забот. Слово «скука» вам незнакомо.

Если вы набрали 20 баллов, подумайте: остается ли у вас время на отдых?

































РАБОЧИЙ ЛИСТ ФИ учащегося…………………………… 11.11.2017

Тема «………………………………………………………………………..»





………….. ……………………………….

………………………………..

…………………………………









………………. ………………………….. ………………………….

Словарь к уроку:

Притча - короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение.

Продолжите фразы

  1. Своё свободное время я буду тратить……………………………………………………

  2. Лучшим отдыхом для меня является…………………………………………………….

  3. От использованного свободного времени зависит…………………………………….









Оценивание по критериям

Активность (5баллов)

Умения работать в группе (5баллов)

Индивидуальная работа(5баллов)




13-15 баллов - оценка 5 Оценка за урок

9-12 баллов - оценка 4

7-8 баллов – оценка 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!