СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии 2 класс Домовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии во 2 классе по теме «В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон» Изделие: домовой

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии 2 класс Домовой»

Тема: «В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон» Изделие: домовой

Цель: : Создать условия для овладения приемами изготовления игрушек из помпонов

Задачи

Обучающие: познакомить учащихся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; формировать умение работать с циркулем, с нитками (наматывать, завязывать, разрезать); выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для изготовления изделия; соблюдать правила безопасной работы с ножницами и циркулем; оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, умение создавать игрушку на основе помпона, проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев;

Развивающие: находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; рассуждать, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника; развивать мышление, внимание, глазомер.

Воспитывающие: способствовать формированию интереса к предмету при выполнении изделия на основе текстового плана; воспитывать у учащихся чувство товарищества, эстетические чувства прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные:

-использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия,

- соблюдать правила безопасной работы циркулем,

- вырезать круги при помощи ножниц,

- применять умение работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать);

- создовать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоротивный элемент,

- формировать изделие по собственному замыслу (цветное решение)

Метапредметнык:

Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;

-контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана,

Познавательные: - знакомиться с традициями и поверьями разных народов;

- проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя.

Коммуникативные: - формулировать высказывания;

-составлять рассказ о традициях и поверьях разных народов на основе собственных наблюдений.

Личностные: - формировать потребность в творческой деятельности;

- учитывать собственные интересы и способности при выполнении изделия;

-формировать эстетические чувства (прекрасного).


Оборудование: образцы изделий, шаблоны для гирлянды, кисточка, клей, цветная бумага для оформления, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, набор белой бумаги для гирлянды, учебник Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой «Твори, выдумывай, пробуй!».

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 2


Оборудование для учителя: план работы, образец изделия, нитки, карточка со словом «помпон», технологическая карта, ножницы, шаблон.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, нитки, игла, ножницы, картон, цветная бумага, клей.




Этап урока

Содержание этапа урока

Особенности этапа урока


I Самоопределе-ние к деятельности

Беседа, задание

настрой учащихся на предстоящую работу


II Актуализация знаний и фиксация затруднений

Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов, проблемная ситуация

историческая или технико-технологическая информация

Акцентируется внимание на особенностях изделия. Демонстрируются работы из разных материалов

III Постановка учебной задачи

Анализ задания (образца изделия) проводится в диалоговой форме

определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей задания, по возможности самостоятельный поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных

Привлекается жизненный опыт детей, плавно переходящий к анализу образца

Примерные вопросы для анализа образца изделия:

  • Название изделия, его назначение?

  • Из каких материалов изготовлено? Можно ли использовать другие материалы? Какие материалы лучше использовать для изготовления данного изделия?

  • Какие конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения – подвижное или неподвижное)?

  • Какими способами можно изготовить детали (разметить и выделить из заготовки)? Выберите лучший способ для данного случая.

  • Как можно соединить детали (склеить, сшить и т.д.)? Выберите лучший способ.

  • Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Каким способом можно это сделать?

IV

Построение проекта выхода из затруднения

Открытие” нового знания или практического умения

определение неизвестного в ряду известных конструктивных или технологических знаний и коллективный (или по групповой) поиск его решения: это тема урока

Постановка вопросов:

  • Что Вы уже умеете делать и с чем можете справиться самостоятельно? Проговорите как.

  • Чему ещё нужно научиться?

  • Кто может предложить способ получения … ? (вносятся предложения и обсуждается их рациональность)


Открытие нового происходит при:

  • выполнении пробных, поисковых упражнений;

  • наблюдении, изучении устройства сложных узлов изделия;

  • наблюдении сложной конструкции в разборе (наблюдении за действиями учителя, например, развёртывание перед классом без комментариев игрушки оригами)

Планирование предстоящей самостоятельной практической работы

Выстраивание последовательности изготовления изделия (материалов, конструктивных особенностей и способов выполнения каждой технологической операции)

Составление  плана работы при помощи постановки вопросов:

  • Назовите порядок, в котором будем изготавливать …

Организация рабочего места

раздача и размещение материалов и инструментов


Самостоятельная практическая работа

максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий и на дидактическую карточку

Во время выполнения работы учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономный расход материалов, прием нанесения клея и наклеивания бумаги. Поощряет и отмечает качественную работу.

При необходимости дети обращаются к карточке-памятке.

Готовые работы кладутся под пресс.

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Уборка рабочих мест

Мусор выбрасывается, моются инструменты, все кладется по местам

Обобщение

осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности

Постановка вопросов:

- Что нового Вы узнали на уроке и чему научились?

VI Рефлексия

Оценка творческо-поисковой или практической деятельнос-ти учащихся на уроке

качественная характеристика выполненных работ: оценка качества выполнения известных и новых приемов и операций

Делается выставка работ, выделяются наиболее качественные. В рекомендательной форме указываются на недочеты в работах.

Критерии оценки:

  • степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий (полная, частичная, не может без посторонней помощи),

  • характер деятельности (репродуктивная, творческая),

  • качество выполняемых приемов, операций и готового продукта (высокое, с недостатками, очень низкое)

Обязательно отмечается творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций





Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Добрый день, ребята! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Желаю вам удачи на уроке.

Упражнение «Ладошки».Дети соединяют свои ладошки

Мы ладонь к ладошке положили И всем дружбу предложили.

Будем дружно мы играть, Чтобы умными, добрыми стать!

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет! Мы друг другу помогаем? Да, да, да!

Как работаем в паре? (работаем дружно, договариваемся, прислушиваемся к мнению друг друга).



Приветствуют учителя. Выполняют упражнение «Ладошки» в паре





Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей 

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Коммуникативные:, вступают в учебное сотрудничество

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ


- Вспомните, над какой темой мы работаем? (В доме).

- Образуйте однокоренное слово со словом «дом», обозначающее «хозяина» дома, сказочное существо.

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то ... (домовой).

Чтобы ответить на мои вопросы, объединитесь в пары, посоветуйтесь друг с другом:

- Кто такой домовой?

- Как вы думаете, где он раньше жил в доме?

- А где он может жить сейчас?







(Просмотр ролика из электронного приложения к учебнику Роговцева Н.И. Технология. 2 класс. М., Просвещение, 2014).



- Домовой











Домовой живет за печкой, оберегает от бед своих хозяев


С тех пор как в домах перестали ставить печь, за которой жил домовой, место его жительства переместили за батарею отопления



Смотрят ролик из электронного приложения к учебнику





Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремление к творческой самореализации.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу, ставят перед собой цели и задачи урока

Коммуникативные:, вступают в учебное сотрудничество








ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Как вы думаете, какое изделие мы сегодня изготовим?

- Какие цели и задачи нашего урока?

- Из какого материала мы будем делать домовенка?

- Вы правы, сегодня мы с вами изготовим домовенка из ниток, который сможет жить в вашем доме и быть вашим талисманом. А поможет нам с вами в этом инструмент, с которым мы уже работали на уроке математики. Что это за инструмент?

- Как мы его использовали?

- А кто знает, для чего еще используют циркуль?

- Чем мы сейчас будем заниматься?

- Прежде, чем мы начнем работать, необходимо вспомнить правила работы с циркулем. Прочитайте правила работы циркулем на с. 47 учебника.

- Выполните задание «Композиция из кружочков» в рабочей тетради на с. 28. Поворачивая циркуль, проводим окружность. Все, что находится внутри окружности — круг.  


Анализ изделия

- Рассмотрите изделие и скажите, какие материалы и инструменты нам понадобятся для урока.

- Что является основой нашей игрушки?

- Сколько заготовок помпонов необходимо сделать?


Ставят перед собой цели и задачи урока










Актуализация знаний о циркуле.








Повторяют правила работы с циркулем.



Выполняют задание в рабочей тетради.






Рассматривают предложенный учителем образец, определяют необходимые материалы и инструменты.

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Открытие практического умения

- Есть ли у вас предположения, как изготовить помпон? Обсудите это в паре.

- Как можно соединить два помпона?




Высказывают свои предположения





Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами гирлянд, переработка информации: сравнение с шаблоном



Планирование предстоящей практической работы (выстраивание последовательности изготовления изделия)

-Представьте, как будет выглядеть ваш домовенок.


-Из какого материала вы будете делать свою поделку?




-Перед вами план работы над изделием (см. учебник с. 51).

-Внимательно рассмотрите последовательность выполнения работы.


-Проговорите план действий с товарищем.









-Можно самим придумать, какого цвета будет ваш домовенок.




План работы.

1. Подготовка материалов и инструментов. 

2. Разметка окружностей. 

3. Раскрой. 

4. Сборка. 

5. Отделка. 

Регулятивные УУД

Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

ФИЗМИНУТКА

Если слышите шаги,


Скрипы,

                перестуки,


Исчезают пироги,


Кто-то шарит в луке


И рыдает в три ручья,


Не пугайтесь – это я.




Нет вреда вам никакого

От малютки домового.

Домовой топает ногами.


Домовой изображает скрип.

Домовой стучит кулаком по стене или полу.

Домовой делает рукой хватательное движение.

Домовой как бы подбрасывает вверх горсть луковой шелухи.

Домовой хнычет и трет глаза кулаками.

Домовой делает прыжок в сторону зрителей, широко расставив руки.

Перед словом «домового» делается пауза, давая зрителям возможность самим назвать персонажа.



Самостоятельно-практическая работа

-Перед началом работы проговорим правила работы с ножницами.

- Проверьте, правильность расположения инструментов и материалов на парте, нет ли чего лишнего, не мешают ли они вашему товарищу.

- Распределите работу в паре, работайте дружно, помогайте друг другу.


Повторяют правила безопасности при работе с ножницами.


Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в паре.


Коммуникативные УУД

Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Уборка рабочих мест.


Обобщение.

-Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед началом урока?

-Мы их выполнили?

-Вы довольны своей работой?

_ А у кого есть желание сделать домовенка дома и подарить игрушку своим близким?

_ На основе чего мы сделали изделие?

- А как вы думаете, можно ли помпон ипользовать для других целей? Где его еще используют?

- Кто заинтересовался этим вопросом, может найти материл по этой теме и на следующем уроке познакомить с ним своих товарищей. Если у вас дома есть вещи с помпонами, можете или принести их на урок, или сфотографировать и показать своим одноклассникам.














Ответы детей.





Оформление выставки работ.

Личностные УУД

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


РЕФЛЕКСИЯ

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Оцените работу друг друга в группе.

-Что вам хочется сделать со своей гирляндой?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

-Вам понравилось работать в группе?

-Пусть девизом для вас будут слова: «Если вместе, если дружно - все преграды нипочём!»

В рекомендательной форме указываются на недочёты в работе

Личностные УУД

Формируем умение описывать свои чувства, оценивать работы





Приложение. В процессе урока можно воспользоваться шаблонами фигурок гирлянд, данных в учебнике, можно предложить свои шаблоны.

Используемая литература:

  1. Технология 3 класс. Поурочные планы по учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» Н.А. Цирулик, С.И. Хлебниковой.

  2. http://4women.at.ua/publ/podgotovka_k_novomu_godu/simmetrichnoe_vyrezanie_girljandy/10-1-0-60




ДОПОЛНИТЕЛЬНО (примерные задачи урока):

- формирование умений планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи,

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

- определение общей цели и путей ее достижения;;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;




БАТЮШКА - ДОМОВОЙ. Батюшка - домовой. Его почитали и в Древнем Риме, он живет в Англии, в Польше, в украинских и белорусских хатах, у финн и датчан, у гавайцев и индейцев, в камбоджийских хижинах... По поверьям многих народов, обитали домовые вблизи огня. Поэтому, во многих странах, где верят в домовых, есть способы их задабривания и почитания. К нему обращались с ласковым словом, оставляли немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Хотите проверить, есть ли у вас свой собственной домовой? Я открою несколько проверенных способов!

Чтобы вызвать домового, встаньте в центре комнаты, разведите руки в стороны, раскройте ладошки и, закрыв глаза, медленно поворачивайтесь влево. До тех пор пока у одной из ладоней не почувствуете тепло. Это значит, что домовенок подошел прямо под руку, и если захотите, его можно даже погладить. Можете и прикормить вашего домового. Оставьте на ночь кружку молока, а утром... Честно говоря, утром, молоко окажется нетронутым, но, как говорят знающие люди, у него пропадет энергетика! Оказывается, домовые съедают биополе продуктов, а сами харчи остаются нетронутыми!

Наши предки знали наверняка, что "никакой дом не стоит без домового". В разных культурах домовой наделяется различными обликами, особенностями и способностями. Дело всей жизни домового - забота о поддержании достатка, уюта и лада в доме. Есть у русского домового даже свой праздник - 10 февраля.



Домовой, или как его еще называют - Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, Постен («по стене» или от «тени») или Батан (не то в смысле бати (отца), не то братана, то есть не родного брата), — важнейшая часть жизни каждого человека, ведь любой человек живет в каком-никаком доме, а значит ежедневно сталкивается с домовым, поскольку нет дома без домового, как и нет домового без дома.


Когда люди слышат про него, то в голове обязательно возникает образ маленького, лохматого и смешного существа. Кто же он на самом деле?
В современном мире считают, что домовой представляет собой особую энергию высотой примерно с метр. Со временем он становится похож на своих жильцов, которые длительное время живут вместе. Некоторые маги считают, что возраст домового может достигать 500-600 лет. 
Это удивительно, но считается, что у домовых, как и у людей есть свой праздник. Для них Новый год в ночь с 10 на 11 февраля. В это время желательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. Еще пишут, что все домовые зимой спят и только в новогоднюю ночь просыпаются погулять и повеселится.
Увидеть домового ни у кого не получится, да и желать этого не стоит. Говорят, что не к добру это.
А еще домовой может чувствовать приближение к дому порчи. Как только к вам в дом зашел человек с недобрыми намерениями, то домовой начинает беспокоиться и подсказывать вам о злых намерениях гостя. Если вы не чувствуете этих подсказок, то он другими способами привлекает ваше внимание: может тарелка разбиться, или разорваться одежда, или пролиться что-нибудь на стол. Так домовой призывает вашу бдительность - обратите внимание на этого человека!
Домовой может уничтожить плохую энергетику в доме. Но также может и пошалить. Наверное, каждый в своей жизни что – то клал на видное место, а потом не мог найти эту вещь. При этом особого вреда домовой не приносит. Нужно ласково и почтительно попросить его положить вещь на место. И он обязательно вернет!
Считается, что если у вас с вашим домовым хорошие отношения, то он будет беречь вас и ваш дом от злых духов, порчи и всякой напасти. 
Домовой очень привыкает к своему жилищу и его очень трудно переселить на новое место. При переезде очень важно и нужно переманить домового в новое жилье. Иначе он останется на старом месте, будет грустить и тосковать. Да и сам хозяин не сможет быть счастливым в новом доме без своего домового.
Не забывайте этих забавных, но очень беззащитных сказочных друзей!


Стих на физминутку

В нашем доме (ой-ой-ой)
Появился домовой.
То игрушки раскидает,
То обои оторвет,
То варенье из малины
В кухне на пол разольет.
А недавно (просто ужас!)
Что он в доме натворил...
Он мячом футбольным в зале
Люстру новую разбил!
Только хуже всего - то,
Что никто о нем не знает,
И за все его проделки
Нам с сестренкой попадает!


Если слышите шаги,

Домовой топает ногами.

Скрипы,

Домовой изображает скрип.

                перестуки,

Домовой стучит кулаком по стене или полу.

Исчезают пироги,

Домовой делает рукой хватательное движение.

Кто-то шарит в луке

Домовой как бы подбрасывает вверх горсть луковой шелухи.

И рыдает в три ручья,

Домовой хнычет и трет глаза кулаками.

Не пугайтесь – это я.

Домовой делает прыжок в сторону зрителей, широко расставив руки.

Нет вреда вам никакого

От малютки домового.

Перед словом «домового» делается пауза, давая зрителям возможность самим назвать персонажа.





На загадку

Ночью темною в избе

Вою я в печной трубе,

Ухаю совой на крыше,

Кошкою пугаю мышек,

Дверью жалобно скриплю –

Очень всех пугать люблю!

Но я вовсе не чертенок,

А проказник-домовенок.

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то ... (домовой).
Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/271-detyam-zagadki-pro-skazochnye-personazhi-domovoj.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!