Просмотр содержимого документа
«Урок «текст и стили речи»»
УРОК «ТЕКСТ И СТИЛИ РЕЧИ»
Класс 6 | Предмет «Русский язык» |
На этом уроке обучающиеся расширят представление о тексте, его основных признаках, о способах поиска (в справочных источниках), анализа, передачи и интерпретации информации, а также познакомятся со стилями речи. В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных учебных действий, необходимых для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию собеседника, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Работа организуется в пяти группах по 5-7 человек. Креативность проявляется при подготовке опережающего задания, при самостоятельном поиске ответов, оригинальности предложенных идей и умении быстро перестраивать свою деятельность. Критическое мышление проявляется при умении объяснять ход своих мыслей, обнаруживать нехватку информации, умении оценивать надежность утверждений, убедительность доводов, а также при рефлексии. |
Предпочтительное время проведения активности: | 40 минут |
Предметно-специфические навыки: | Выразительное чтение вслух. Знания о тексте, его признаках. Знания о стилях речи. Работа с Толковым словарем русского языка, словарной статьей. Умение логически выстроить информационные фрагменты и определить их последовательность. Умение вести диалог. Установление причинно-следственных связей. |
Учебная программа и цели
Учебные цели | |
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе - Способствовать развитию умения определять стиль текста - Способствовать развитию умений выделять стилистические особенности текстов разных стилей - Развить умения групповой работы - Развить умения интерпретации текста - Развитие умение работать с информацией - Развить умение координировать свои действия с действиями одноклассников |
Критерии оценки | |
- Правильность составления кластера, ментальной карты, правильной выполнение кейса. - Аргументированность собственной и групповой позиции - Эффективность взаимодействия внутри группы - Оригинальность творческого замысла - Саморегуляция - Самостоятельность и инициативность |
Связь с учебной программой | |
- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор) - Выражать собственное мнение и аргументировать его - Чтение вслух - Оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств - Анализировать полученную информацию - Грамотное построение личных суждений - Отработка орфографических навыков |
Связь с другими предметами | |
- Литература - Окружающий мир |
Универсальные учебные действия | |
- Понимать и удерживать в памяти учебную задачу - Планировать ход решения проблемы - Координировать свои действия в малой группе - Выслушивать и критически оценивать предложения членов команды - Соглашаться с чужим мнением и аргументировать собственную точку зрения |
Используемые оценочные инструменты
Оценочные инструменты (рубрики 4К) | |
Характеристики организации работы в ходе креативного урока. Лист наблюдения за деятельностью участников группы. Оценка своей деятельности учениками |
Ресурсы
Веб и печатные материалы | | |
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Карточки с опережающим заданием, материалы для кластера, ментальные карты |
Другое | |
Магнитная доска, парты, стулья по количеству участников, в том числе учитывающие специальные условия для детей ОВЗ |
Раздаточные материалы
Наглядная демонстрация (таблицы, рисунки, схемы, копии, иллюстрации и др.) | |
Кластер, ментальная карта. Картинки чемодана, мясорубки, корзины, пустые стикеры. |
План реализации
Эта таблица показывает лишь один из способов реализации деятельности и оценки. Она должна расцениваться как рекомендация, предлагаемый вариант. Учитель может менять форму проведения деятельности для адаптации.
Шаг | Продолжительность урока | Роли учителя и учащегося | Параметры оценивания |
- | До урока | За три дня до урока обучающиеся самостоятельно делятся на 5 групп. Каждая группа получает карточку с опережающим заданием (Приложение 1), которое нужно выполнить к назначенному дню. | |
1. | Урок (8 мин) | Перед уроком учитель оформляет выставку из художественных книг, газет, журналов, научных статей, официально-деловых писем, объявлений и заявлений для более глубокого «погружения» в атмосферу урока. Дети рассаживаются по группам. Учитель: «Жизнь человека очень интересна и разнообразна. Он познает мир, учится, путешествует, общается с людьми разных профессий и сфер деятельности. И каждый день человек сталкивается с различными текстами. Давайте вспомним, что такое текст. Для этого воспользуемся Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова». Один из учеников по желанию работает со словарем, словарной статьей, ищет слово «Текст», зачитывает вслух его толкование. Учитель: «Замечательно. А теперь, зная, что такое текст, попробуем составить на доске кластер «Текст и его основные признаки» (Приложение 2). Несколько учеников по желанию составляют на доске кластер «Текст и его основные признаки». Остальные ученики помогают, направляют. | Желание учащихся участвовать, умение сотрудничать. Выразительность чтения. Понимание структуры словарной статьи. Выражать собственное мнение и аргументировать его. Умение устанавливать логическую последовательность признаков текста. Креативность в подборе признаков текста. Умение договариваться. |
2. | Урок (3 мин) | Учитель: «Любой текст можно отнести к одному из стилей речи. Стили речи предназначены для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. Не стоит говорить научным стилем в кругу друзей, а разговорным — на конференции. Правильно выбранный стиль делает речь богаче. Стили речи — это яркие грани русского языка, которые раскрываются перед всеми, кто ценит красивую речь. Всего стилей речи 5. Чтобы лучше с ними познакомиться мы составим «Ментальную карту» (Приложение 3). Для того чтобы работа шла быстрее и эффективнее, мы разделились с вами на 5 групп и подготовили опережающее задание. У вас на столах лежат заготовки ментальной карты. Информационной основой для ее заполнения будут служить выступления ваших одноклассников. | Желание учащихся участвовать в работе группы, умение сотрудничать. Распределение заданий и ответственности в группах. Выразительность чтения. Умение договариваться. |
3. | Урок (15 мин) | Каждая группа представляет своё выполненное опережающее задание. Другие группы слушают, заполняют свою ментальную карту. После заполнения ментальных карт обучающиеся размещают их на магнитной доске. | Умение объяснить ход своих мыслей, представить результаты работы, защитить свои выводы. Желание учащихся участвовать в работе группы, умение сотрудничать. Распределение заданий и ответственности в группах. Креативность в отборе материала для заполнения ментальной карты. Качество заполнения ментальной карты. Выразительность чтения. Умение договариваться. |
4. | Урок (11 мин) | Учитель: «Мы успешно справились с заполнением ментальных карт, и теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания, выполнив кейс (приложение 4), в котором нужно будет определить, к какому стилю речи относятся предложенные тексты». Учащиеся, работая в группах, выполняют предложенные кейсы, затем представляют результаты своей работы другим группам. | Качество выполнения кейса. Умение объяснить ход своих мыслей, представить результаты работы, защитить свои выводы. Желание учащихся участвовать в работе группы, умение сотрудничать. Распределение заданий и ответственности в группах. Оригинальность предложенных идей, гибкость, способность объединять разные идеи. Умение договариваться. |
5. | Урок (3 мин) | Учитель: «Ребята, в завершении я предлагаю вам сделать выбор, как поступить с информацией, которую вы получили на сегодняшнем уроке. Для этого обратимся к известному нам приему «Чемодан, мясорубка, корзина». На магнитной доске размещены три картинки: чемодан, мясорубка, корзина. Чемодан – беру с собой. Мясорубка – надо обдумать. Корзина – не буду пользоваться этими знаниями. Дети пишут на стикерах свои мысли и размещают под той картинкой, которую выбрали. | Желание участвовать в работе. Управление своими эмоциями. Оригинальность предложенных идей, гибкость, способность объединять разные идеи. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКА С ОПЕРЕЖАЮЩИМ ЗАДАНИЕМ
СТИЛЬ РЕЧИ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (указывается один из 5 стилей речи)
СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ________________________________________________
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РЕЧИ__________________________________________________
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ___________________________________________
ЖАНРЫ__________________________________________________________________
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА___________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КЛАСТЕР «ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ»
1. ТЕКСТ, -а, муж.
1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Т. сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. оперы. Открытым текстом сообщить, передать что-н. (не секретно; также перен.: прямо, недвусмысленно).
2. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория текста.
3. В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).
• Нотный текст нотная запись музыкального произведения.
| прил. текстовой, -ая, -ое и текстовый, -ая, -ое.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:
1. Законченность, завершенность, цельность.
2. Единство темы.
3. В тексте есть главная мысль.
4. Текст можно озаглавить.
5. Предложения связаны между собой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА «СТИЛИ РЕЧИ»
СТИЛЬ РЕЧИ | СФЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РЕЧИ | ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ | ЖАНРЫ | ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА |
| | | | | |
| | | | | |