МБОУ «Верхнеуратьминская основная общеобразовательная школа»
Урок геометрии в 8 классе по теме
«Теорема Пифагора»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательные: доказать теорему Пифагора, научить применять ее при решении задач
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные навыки, аргументированную математическую речь, навыки самопроверки и объективной самооценки.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах.
Учебник: Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян и др.
Ход урока.
Организационный момент.
Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором (VI в. до н.э.). Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояло в том, что он открыл доказательство этой теоремы. Вот сегодня на уроке и мы докажем эту теорему.
Доказательство теоремы Пифагора считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда ослиный мост или бегство убогих, т.к. некоторые «убогие» ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теорему наизусть без понимания и прозванные поэтому «ослами», не были в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непроходимого моста. Теорему Пифагора ученики называли также «ветряной мельницей», составляли стишки вроде: Пифагоровы штаны во все стороны равны.
С глубокой древности математики находят все новые и новые доказательства теоремы Пифагора, все новые и новые замыслы ее доказательств. Таких доказательств – более или менее строгих, более или менее наглядных – известно более полутора сотен (по другим источникам, более пятисот), но стремление к преумножению их числа сохранилось. Поэтому теорема Пифагора занесена в «Книгу рекордов Гиннеса».
3. Устно: № 483(а), 484(а)
Физкультминутка на глаза.
Задача 1: две стороны прямоугольного треугольника равны 3 м и 4 м. Найдите третью сторону. (Два случая)
Дано: a = 3, b = 4 B
Найти: c a c
Решение: C A
b
c2 = a2 + b2 = 32 + 42 = 9 + 16 = 25, т.к. с 0, то c = 5
Дано: b = 3, c = 4
Найти: a
Решение: c2 = a2 + b2 , a2 = c2 – b2 = 42 – 32 = 16 – 9 =7, т.к. a 0, то
№ 487
Дано: ABC – равнобедренный, AB = BC = 17см, B
AC = 16см, BD – высота
Найти: BD
Решение: A C
D
Т.к. в равнобедренном треугольнике высота является медианой,
то AD = DC = 16 : 2 = 8см. ABD – прямоугольный, по теореме Пифагора
AB2 = BD2 + AD2, BD2 = AB2 – AD2 = 172 – 82 = 289 – 16 = 225, т.к. BD 0, то
Задача 2 по готовому чертежу: B C
Дано: ABCD – прямоугольник, BD = 25см,
AB : AD = 3: 4
Найти: AD A D
Решение: пусть x – коэффициент пропорциональности, тогда AB = 3x, AD = 4x.
По теореме Пифагора BD2 = AB2 + AD2 , 252 = (3x)2 + (4x)2 , 625 = 9x2 + 16x2 ,
625 = 25x2 , x2 = 25, x = 5, т.к. x 0. AD = 4 * 5 = 20см
Ответ: 20см.
4.Подведение итогов, выставление оценок.
5.Домашнее задание: п.54, № 486(б), 488(а).