СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии 5 класс "Декоративно- прикладное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог: Жданова Татьяна Анатольевна

Предмет    Технология                                 Класс   5А

Тема урока   «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства»

Цель: создание  условий знакомства учащихся с историей вышивки,  её применением в народном творчестве, освоение приемов вышивания.

Задачи:

- познакомить учащихся с искусством ручной вышивки, применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

- развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

- воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, дополнительная литература, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная  ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Длительность урока: 45 минут.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии 5 класс "Декоративно- прикладное творчество"»



МБОУ «Гимназия № 2»







ОТКРЫТЫЙ УРОК

предмет

ТЕХНОЛОГИЯ

(обслуживающий труд)

Тема: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме»

5 класс















Разработала урок:

Жданова Татьяна Анатольевна,

учитель технологии

МБОУ «Гимназия №2»

второй квалификационной категории





Бийск - 2015 г.

Конспект урока



Педагог : Жданова Татьяна Анатольевна

Предмет Технология Класс 5А

Тема урока «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме»

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

- ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки;

- применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

- развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

- воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: ИКТ, учебник, дополнительная литература, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная  ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Длительность урока: 45 минут.


  1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечание

-Здравствуйте ребята!

- Рада вас снова видеть сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошего настроения

Я желаю вам удачи и хорошего настроения.



- Ребята, послушайте, пожалуйста стихотворение, подумайте и скажите, о каком виде искусства в нем говорится

Два цветочка, три листочка – 
Вот и композиция. 
Я в рисунке самоучка, 
Вышиваю лучше я. 

Переход от тона к тону 
Разукрасит вышивку. 
Незаметен будет промах 
В проработке листика. 

Получается нарядно, 
Просто глаз не оторвать. 
Вот теперь уже все складно, 
Можно нитку закреплять. 

Положу работу в ящик, 
А потом, достав опять, 
Удивлюсь: как все удачно, 
Можно в рамочку вставлять!


О чем в этом стихотворении говорится?


- Почему вы так решили?


-К какому виду творчества она относится?



Тогда о чем сегодня на уроке мы будем говорить.


- Скажите, как можно назвать сегодня тему нашего урока?



- А можно ее назвать " Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме "?


- Какую цель поставим?

А моя цель

ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.





- Какие задачи мы поставим для достижения цели?











- Друг другу улыбнулись







Слушают:

























- О вышивке



Ответы детей

- декоративно-прикладному творчеству



Рассуждают и предлагают тему урока:

- Вышивка как декоративно-прикладное творчеств

- вышивка как вид декоративно-прикладного творчества

- да

- записывают тему урока



- Познакомится с вышивкой, как с видом декоративно -прикладного творчества и ее применения.

- Познакомится с вышивкой как с видом декоративно-прикладного творчества

- Научится приемам вышивания

- Изучить дополнительную литературу

- узнать, что такое вышивка

- познакомиться с инструментами приспособлениями и материалами применяемыми в вышивке.

- узнать, о символах в вышивке и их обозначения

- узнать, какие стежки используют при выполнении вышивки.

- выполнить вышивку с применением стежков

Личностные,

коммуникативные, регулятивные








  1. Изучение нового материала

- Скажите пожалуйста, как давно люди интересовались вышивкой?



- Чем привлекала людей вышивка?


- А вы знаете, что такое вышивка?

- Символы применяемые в вышивке и их значения?

- Какие стежки применяются в вышивке?


- Тогда что нам надо для того, чтобы узнать это?


- Я предлагаю вам сейчас в группах поработать с информацией, которую я приготовила для вас. Вы должны будете ее изучить и потом из группы двух или трех человек, которые предоставят данную информацию всему классу.

1 группа находит информацию- «Вышивка как декоративно-прикладное творчество»

2 группа - Символы в вышивке и что они означают

3 группа – расскажут о декоративных швах в вышивке

Я даю вам поработать с дополнительным материалом 5 мин





- Итак, давайте послушаем, что расскажет нам каждая группа



- во время ответов детей вывешивает ту информацию на доску, которую дети преподносят.









Для того, чтобы работать над вышивкой нам необходимы, определённые инструменты, приспособления и материалы.


- Какие инструменты и приспособления вы будете использовать при изготовлении вышивки?



А какие материалы можно использовать для вышивки?



































- Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.



Ответы детей



Ответы детей























Учащиеся изучают дополнительную литературу, которая лежит на столах

Работа в группах

1 группа находит информацию- «Вышивка как декоративно-прикладное творчество»

2 группа - Символы в вышивке и что они означают

3 группа – расскажут о ручных и декоративных швах в вышивке







- ответы детей по данным вопросам.














- специальные инструменты


- пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага.




- ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть.



Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


(Физкультминутку можно использовать видео

Учебно-познавательные компетенции, регулятивные,

Личностные

  1. Закрепление учебного материала

- А теперь давайте мы вернемся к нашим задачам, которые ставили перед собой.

- Достигли ли мы их?

А что мы еще не выполнили из поставленных задач?


Я вам сейчас покажу как выполняется шов «вперед иголку», он для вас должен быть знаком . И шов «шнурок» и это будет началом нашей работы


- Теперь я бы хотела, чтобы вы поработали каждый индивидуально выполнить эти швы.


- Но прежде, чтобы приступить к работе давайте повторим технику безопасности работа с инструментами
























Учитель показывает выполнения простейшего шва в перед иголкой и Шов «вперёд иголку с перевивом»


Вам нужно взять нитки мулине в 3-4 сложения в деть в иголку , стежки выполняются одинаковой длинны.

На ткань на несите рисунок или можно шить в круговую


- Сейчас вы будете самостоятельно выполнять

Работу, используя технологическую карту, которая у вас лежит на столах



- вывешивает вышитые швы на доску



Ответы учащихся

Мы декоративные швы изучили, как они выполняются, а на практике их не закрепили







Для сметывания различных деталей





Учащиеся проговаривают ТБ при работе с инструментами

при работе с ножницами:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.











 Практическая работа:

выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту , работы вывешиваются на доску.

Шов «вперёд иголку с перевивом»


Учебно-познавательные;

Регулятивные, личностные

Итог урока


- Что нового узнали на уроке?


- Чему научились на данном уроке?

- А теперь давайте вернемся к тем задачам, которые вы пред собой ставили

- Достигли ли вы их, которые поставили в начале урока?


- Молодцы. Скажите, мы достигли сегодня нашей цели




- Теперь я попрошу вас взять оценочные листы и оценить свою работу на уроке. И в конце поставьте оценку.



- Поднимите руки, кто оценил свою работу на "5"

- на "4"


- Хорошо. Пусть один из группы соберет ваши листы и сдаст.




- ответы детей



- ответы детей





отсветы детей




ответы детей






- Работа с оценочными листами




- дети поднимают руки


Познавательные, регулятивные


  1. Задание на дом

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Спасибо Вам за активную работу на уроке.

- Дома я предлагаю вам выполнить домашнее задание на выбор. Возьми желтый листочек, выберите себе задание и выполните его.


Урок завершен, всем творческих успехов

До свидания.

- Дети берут листочки с домашним заданием


1.Самостоятельно изучить шов «назад иголку» и выполнить его на образце

2. Самостоятельно изучить выполнения тамбурного шва и выполнить его.

3. Написать письмо воображаемому другу о том, что вы узнали на уроке технологии


Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

















Самоанализ урока.

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вашему вниманию был представлен урок по теме «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме»

в гимназическом классе 5 «А» класс .

Использовался учебник «Технологии 5», авторы Крупская под. Редакцией Симоненко.

Урок дан по тематическому планированию. Этот урок является в разделе «Декоративно прикладное творчество». Содержание материала дает возможность опираться на жизненные знания и опыт учащихся и одновременно закладывает знания, которые необходимы будут для изучения последующих тем по технологии:

Тип урока:  урок изучения нового материала в 5 классе комбинированный, работа в группах и индивидуально (коммуникативная).

Готовясь к уроку, я поставила перед собой следующие цели:

1.Создать условия пробуждающие самообразовательную активность учащихся, для этого основным методом обучения был проблемный метод (проблемные вопросы, проблемные ситуации).

Задачи:

- обеспечить самостоятельную поддержку, для этого я использовала работу в группах.

- ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме.

- освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: Развить речь, мышление, совершенствовать умственную деятельность, анализировать , наблюдать и делать выводы.

развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная:  Формировать систему взглядов на мир, воспитывать интерес к творческой работе, воспитывать толерантное и бережное отношение к работе .

Методы обучения:  проблемный, наглядно-словестный, репродуктивный.

Формы  организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения:

На уроке были использованы следующие виды деятельности учащихся:

-слушали выступления учащихся;

Работа с дополнительной литературой;

-делали самостоятельные выводы;

Было использовано формы преподавания.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

Содержание учебного материала и вида работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Учитывая психологические и возрастные особенности были включены здоровье-сберегающие технологии: физкультурная минутка .

На уроке были отражены связи:

-межпредметные: история

-метапредметный подход: на уроке получены учащимися знания, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и реальных жизненных ситуациях.

На уроке менялись виды учебной деятельности учащихся: работа с учителем, наблюдения, слушание выступлений одноклассников, работа в группах, выполняли роль консультантов при выполнении практической работы

На уроке решены на необходимом уровне поставленные задачи, не было перегрузки и переутомления учащихся. Удалось развить продуктивную мотивацию учения, сохранилось хорошее настроение.

В завершении работы проведена рефлексия на учебный материал учащимся был предложен оценочный лист где каждый оценил свою работу на уроке. И в конце поставьте оценку.


Поставленные задачи на уроке достигнуты. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Декоративно- прикладное творчество»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия.






Солнце-источник жизни, обладающийживительной силой

Земля-изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь–оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.


Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага




Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага