Педагог-психолог О.В. Хмельницкая
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ (8-9 классы)
1. Упражнение «Сходства и различия»
На доске записывается слово «ВСЕ ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
2. Вопросы для обсуждения:
Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества в целом? На деловое общение (учеба, работа)? На отношения в семье?
Национальность и язык влияют на взаимоотношения людей? Каким образом?
Разные мировоззрения (вероисповедание, политические взгляды и т.п.) объединяют или разъединяют людей?
Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических и умственных недостатков у человека?
Какие сложности бывают в общении людей разных поколений: старших и молодежи?
Вывод: «Сходства» у людей по целям, нравственным ценностям: стремление к счастью, здоровью, миру, свободе, достатку и т.д. О человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, по его общей культуре, воспитанности. Люди различны, отличается и их культура. К сожалению, отчужденность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
3. «Мир одинаковых людей»
– Представьте на минуту, что все люди в мире стали одинаковыми (внешность, уровень ума и знаний, речь, характер и т.д.) Интересно было бы жить в таком мире? (люди взаимодополняют и обогащают друг друга).
Что такое толерантность?
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Нередко с именем этого человека связывают понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
4. Определение слова «толерантность» в некоторых языках мира.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием этого).
– Какое определение ближе вам и отражает лучше понятие «толерантность», с вашей точки зрения?
5. Основная информация.
16 ноября 1995 г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности.
Слово это происходит от латинского tolerantia – терпение.
Толерантность – это умение принимать другого человека таким, какой он есть.
Толерантность предполагает единство трёх П:
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека... демократии и правопорядка…»
6. «Письма одиночества»
– Наверно, не очень часто вам приходится налаживать контакты с людьми разных рас и языков, с физическими недостатками, да и вероятность таких событий невелика. Зато ежедневно мы вступаем в контакты с десятками людей, чьи характеры и привычки не похожи на наши. И поэтому не менее важно проявлять толерантность в повседневном взаимодействии с другими (со всеми) людьми.
1. «Мы переехали в Россию, и мне очень трудно привыкнуть к новой школе. Я стесняюсь своего акцента и своей одежды. Если я и обращаюсь за чем-нибудь к ребятам, то мне кажется, что я навязываюсь. Я им вовсе не нужна. Я не могу подойти к ним. Иногда я просто не могу сдержать слез, и тогда просто отворачиваюсь, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников…»
2. «Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить… Но в классе я остро чувствую одиночество и скуку. Обычная тема разговоров наших ребят – это обсуждение шмоток и глупых выходок. Я не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, и я далек от этих тем…»
Вопросы для обсуждения:
1. Что бы вы ответили авторам писем? В чем причина одиночества ребят? (в 1 случае – неуверенность, чувство личного «недостоинства», страх быть отвергнутой, во 2 – наоборот, некоторое «превосходство»). Как им можно помочь?
2. Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?
–А теперь давайте поразмышляем над следующими вопросами:
1. Как возникает взаимопонимание между людьми?
2. Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников, учителей, родителей?
3. В чем причина отсутствия взаимопонимания?
4. Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?
СОСТРАДАНИЕ
ПРОЩЕНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
МИЛОСЕРДИЕ
УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ
ПРИНЯТИЕ ДРУГОГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ
7. Толерантность - это язык добрых дел и слов.
Некоторое время назад на олимпиаде в Сиэтле девять атлетов стояли на старте 100-метровой дорожки. Они все были физическими или умственными инвалидами.
Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать.
Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно. Все.
Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.
Все зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго... Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят.
Почему?
8. Стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
9. Тест «Насколько вы терпимы»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстраиваетесь ли вы?
а) Да
б) Нет
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет
б) Чтобы играли и те, кто еще не знал правил
3.Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?
а) Да
б) Нет
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) Если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует
б) Мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать
5. Можете ли легко найти контакт с людьми иной профессии, иного положения, других обычаев?
а) Мне трудно бы было это сделать
б) Я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники
б) Если шутка мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»?
а) Да
б) Нет
8.Вы приводите в компанию своего друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) Мне неприятно, что отвлечено внимание от меня
б) Я лишь радуюсь за него (неё)
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?
а) Уходите пораньше под благовидным предлогом
б) Вступаете в спор
Подсчет баллов:
№ вопроса | Вариант ответа |
| а | б |
1 | 0 | 2 |
2 | 0 | 2 |
3 | 2 | 0 |
4 | 2 | 0 |
5 | 0 | 2 |
6 | 0 | 2 |
7 | 0 | 2 |
8 | 0 | 2 |
9 | 2 | 0 |
Если вы набрали:
0-4 очка – вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы.
6-12 очков – вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идёте на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.
14-18 очков – твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику, вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Иногда в шутку говорят, что нельзя проявлять толерантность лишь к нетолерантности, т.е. если ущемляют чьи-то права, притесняют по признаку несхожести, терпеть такое отношение недопустимо!
10. Заключительное слово
Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты – это ты, а я – это я. И если нам случится найти друг друга – это прекрасно. Если – нет, ничего не поделаешь.
(Фредерик Перлз — выдающийся немецкий врач-психиатр, психотерапевт, основоположник гештальттерапии).