СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Цветок (файл)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Цветок (файл)»

План-конспект открытого урока по биологии в 6 классе

на тему:

«СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА»

 Цель: создание условий для формирования понятия цветок и изучения его строения, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

Развивающие:

развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Ожидаемые результаты

Предметные: Знать строение и функции цветка.

Уметь объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией; понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, двудомные и однодомные растения.

2.Метапредметные: уметь определять существенные признаки объекта, различать части цветка и их названия; действовать в соответствии с инструкцией..

3.Личностные: понимать значение цветов для человека и необходимость изучения этой темы

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Оборудование: динамическая таблица «Строение цветка», раздаточный материал ( динамические карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), таблица «Редкие и исчезающие виды растений», карточки «Тест-соответствие», аудиозапись «Вальс цветов» ( П.И.Чайковский).

Опережающее задание учащимся:

Подготовить интересные факты о цветах.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация материала

3.Изучение нового материала

4.Интересные факты о цветах

5.Физминутка

6.Рефлексия

7.Подведение итогов урока

8.Задание на дом







Ход урока:

  1. Организационный момент (Активизация внимания учащихся мотивация)


  1. Актуализация материала

1.Тесты тест 5 минут

1.Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

 в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д)  видоизмененный корень.

2  Колючка барбариса - приспособление растения:

а)   к уменьшению испарения влаги;

б)  к сохранению от поедания животными;

в)   к тому и другому.

3.   Донце луковицы это:

а) укороченный стебель;

б)  видоизмененный лист;

в)  видоизмененный корень.

4.   Колючки у кактусов — это:

а)  видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в)  особые выросты клеток кожицы стебля.

5.  Луковица лука представляет собой:

а)  корень;

б) корневище; 

в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.

6.   Корневище - это видоизменённый:

а)  боковой корень;

б)  лист;

в)   побег.

Ответы: 1-г; 2-в; 3-а; 4-6; 5-г; 6-в.


2.Фронтальный опрос

А пока ребята выполняют тесты, мы с вами освежим в памяти материал, изученный на прошлом уроке.

  1. Строение корневища

  2. Строение клубня

  3. Строение луковицы.

ПРОВЕРКА ТЕСТОВ


Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Все на свете в любое время года, очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

  Перед вами листок и карандаши. Вы должны нарисовать свой любимый цветок. (За 1 минуту)

Во время работы учеников звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” Чайковского П.И.

--Рассматриваем работы что общего и различного в изображении цветов

- Одинаковы ли цветы?

А чем они отличаются?

А что у них общего?

(разнообразие цветков по форме, окраске, размерам, строению)

-Давайте докажем, что цветы, какими бы разными они не были, имеют одинаковое строение.

Цветы возникли задолго до появления человека. Что же такое цветок? Для чего он нужен?

И попробуем, сформулировать тему нашего урока…(Ответы детей) «Строение цветка»


Тема нашего урока: «Строение цветка». (Откройте тетради и запишите в них число и тему урока). Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим различные виды цветков, ознакомимся с основами составлять формулы цветка.


Какова цель нашего урока?

(Какое строение имеет цветок, одинаковы ли цветки у разных растений, для чего цветку каждый орган).

Итак, цель нашего урока: Изучить части цветка, их значение и функции.


Слово учителя.

Самые ранние следы цветковых растений были найдены в породах, датируемых примерно 140 миллионами лет назад. Их прямые предки неизвестны. Однако ученые из Цюрихского университета считают, что цветы впервые появились значительно раньше, примерно 245 миллионов лет назад, вместе с первыми динозаврами после того, как швейцарские ученые нашли окаменевшие частички цветочной пыльцы в двух образцах горных пород. Тогда их, кстати, опыляли жуки, потому что пчелы появились на Земле лишь через 100 миллионов лет.

Цветковые растения или, проще, цветы стали одним доминирующих видов флоры на нашей планете порядка 90 миллионов лет назад. Однако до настоящего времени ученые спорили о том, когда они появились.

Амбробела волосоножка (Amborella trichopoda Baill.) — Древнее цветочное растение на Земле

Кувшинка белая (Nymphaea alba L.) — этими цветами «любовались» еще динозавры.

Цветок Австробайлеи пятнистой (Austrobaileya maculata CTWhite) — древнейшее растение Австралии.

Космополитний род роголистника (Ceratophyllum L.), то же являются очень древним — родом из эры динозавров


3.Физминутка

Наша любимая физминутка


4.Изучение нового материала

Строение цветка: Цветок состоит из нескольких частей: цветоножка, цветоложе, чашелистики, лепестки, пестик, тычинка.

Главные части цветка – это пестик и тычинки.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения .

Пестик – часть цветка, образующая плод и семена.

1.Пестик состоит из :1.рыльце-верхняя часть улавливания пыльцы,

2.столбик

3.завязь - нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

2.Тычинка состоит из: тычиночной нити и пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

3. Околоцветник - самая красивая часть цветка, состоит из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Лепестки составляют венчик растения.

Мелкие листочки чашелистиков, составляют чашечку.

Чашечка выполняет следующие функции:

1.защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2. в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.
Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.
Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными.

Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

4.Цветоложе и цветоножка.

Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

Слайд ФОРМУЛА ЦВЕТКА

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой ;

Слайд Однополые мужские (тычиночные) цветки – ;женские (пестичные) – знаком ;обоеполые – знаком .


Например,

формула тычиночного цветка огурца: (15)Л(5)Т(5)По;

формула обоеполого цветка вишни: 5Л5Т5П1.


(слайд) ОДНОДОМНЫЕ И ДВУДОМНЫЕ

(слайд) опыление

Слово учителя: Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств.

Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».

Значение цветов в природе и жизни человека .

А теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые? (учащиеся подводятся к заключению, что цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод).

Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? (Учащиеся подводятся к выводу о том, что яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечения насекомых к опылению).

Какое значение имеют цветы в жизни человека?

  • Употребление в пищу (из лепестков роз делают варенье, из цветов одуванчиков готовят салат)

  • Медоносы (растение, посещаемое пчёлами для сбора нектара, пыльцы с цветков и клейкого вещества с молодых листьев и побегов)

  • Лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик)

  • Эстетическое

Самое важное значение цветов для человека, конечно же, эстетическое. Цветы украшают нашу жизнь, поднимают настроение, приятно получить букет цветов в подарок… и вот многие возвращаются из поездки на природу, неся домой букеты полевых цветов. Можно ли так делать? Почему? (учащиеся подводятся к выводу о том, что цветок – орган размножения растения. Сорванный цветок уже не даст семян, следовательно, растение не даст потомства, и в результате данная популяция цветковых растений может вообще исчезнуть).

Как вы думаете для чего растениям цветок?

Это генеративный орган, то есть орган полового размножения.

На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы – коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашютики с семенами.

Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

     Рефлексия  

Название частей цветка


Слайд Описание

  1. Цветоножка А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

  1. Цветоложе Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

  1. Чашелистики В) Мужской орган размножения.

  1. Лепестки Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

  1. Тычинки Д) Прикрепляет к стеблю.

  1. Пестик Е) Располагаются чашелистики, пестики, тычинки и пестик.


1.Строение какого органа вы изучили?

2. Все ли цветки имеют сходное строение?

3. Какую роль выполняют венчик, пестик, тычинка.?

4. Почему не нужно без надобности срывать цветковые растения.?

7.Итог урока

Сегодня на уроке мы ответили на проблемный вопрос: для чего нужны цветы и какое значение они имеют в природе и жизни человека. Человеку необходимо знать строение цветка, так как он является органом размножения, на месте которого образуются плоды, употребляемые в пищу. Существуют лекарственные растения и растения медоносы.

Учитель организует короткую беседу, побуждая детей к ответам на вопросы:

  • Понравился ли вам урок, выскажите свое мнение.

  • Что было самым интересным на уроке?


Учитель: Сегодня мы с вами  познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.

Выставление оценок, оценка урока.

8.Задание на дом:

Страницы в учебнике: 31-36

Подготовить сообщения на тему : «цветы на гербах разных стран».



1.Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

 в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д)  видоизмененный корень.

2  Колючка барбариса - приспособление растения:

а)   к уменьшению испарения влаги;

б)  к сохранению от поедания животными;

в)   к тому и другому.

3.   Донце луковицы это:

а) укороченный стебель;

б)  видоизмененный лист;

в)  видоизмененный корень.

4.   Колючки у кактусов — это:

а)  видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в)  особые выросты клеток кожицы стебля.

5.  Луковица лука представляет собой:

а)  корень;

б) корневище; 

в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.

6.   Корневище - это видоизменённый:

а)  боковой корень;

б)  лист;

в)   побег.

1.Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

 в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д)  видоизмененный корень.

2  Колючка барбариса - приспособление растения:

а)   к уменьшению испарения влаги;

б)  к сохранению от поедания животными;

в)   к тому и другому.

3.   Донце луковицы это:

а) укороченный стебель;

б)  видоизмененный лист;

в)  видоизмененный корень.

4.   Колючки у кактусов — это:

а)  видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в)  особые выросты клеток кожицы стебля.

5.  Луковица лука представляет собой:

а)  корень;

б) корневище; 

в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.

6.   Корневище - это видоизменённый:

а)  боковой корень;

б)  лист;

в)   побег.

1.Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

 в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д)  видоизмененный корень.

2  Колючка барбариса - приспособление растения:

а)   к уменьшению испарения влаги;

б)  к сохранению от поедания животными;

в)   к тому и другому.

3.   Донце луковицы это:

а) укороченный стебель;

б)  видоизмененный лист;

в)  видоизмененный корень.

4.   Колючки у кактусов — это:

а)  видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в)  особые выросты клеток кожицы стебля.

5.  Луковица лука представляет собой:

а)  корень;

б) корневище; 

в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.

6.   Корневище - это видоизменённый:

а)  боковой корень;

б)  лист;

в)   побег.

1.Клубень картофеля представляет собой:

а) корень;

б) корневище;

 в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д)  видоизмененный корень.

2  Колючка барбариса - приспособление растения:

а)   к уменьшению испарения влаги;

б)  к сохранению от поедания животными;

в)   к тому и другому.

3.   Донце луковицы это:

а) укороченный стебель;

б)  видоизмененный лист;

в)  видоизмененный корень.

4.   Колючки у кактусов — это:

а)  видоизмененные побеги;

б) видоизмененные листья;

в)  особые выросты клеток кожицы стебля.

5.  Луковица лука представляет собой:

а)  корень;

б) корневище; 

в)стебель;

г) видоизмененный подземный побег;

д) видоизмененный корень.

6.   Корневище - это видоизменённый:

а)  боковой корень;

б)  лист;

в)   побег.

На соответствие


  1. Цветоножка А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

  2. Цветоложе Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

  3. Чашелистики В) Мужской орган размножения.

  4. Лепестки Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

  5. Тычинки Д) Прикрепляет к стеблю.

  6. Пестик Е) Располагаются чашелистики, пестики, тычинки и пестик.





Пользуясь учебником, стр. 59 рис. 45

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!